Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Пустовойтенко Л.С. Ишимская СШ, Жаксынский район, Акмолинская область. Внеклассное мероприятие «Путешествие на планету знаний «Химия» (интеллектуальная игра) Девиз: «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться». (Леонардо да Винчи) Цели: 1. Углубление знаний по химии и активизация познавательной деятельности учащихся. 2. Развитие остроты мышления, чувства коллективизма. 3. Развитие умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы. 4. Формирование волевого стремления к победе, повышение самооценки учащихся. Формирование научного мировоззрения. Условия игры: В игре участвуют 3 экипажа по 4-5 человек в каждой. Экипажи заранее получают задание – придумать название, девиз и оформить свой маршрутный лист (обложка и таблица с названием страниц и колонками для выставления баллов). Игра проводится в актовом зале. Организуется 7 станций. Время работы на каждой станции 5-7 минут. Экипаж получает задание и выполняет его. При переходе на другую станцию, жюри оценивает работу экипажа и заносит баллы в маршрутный лист. Побеждает экипаж, набравший по результатам игры наибольшее количество баллов. Его участники получают призы, грамоты. Маршрут путешествия по планете знаний. № Станция Отметка о результате путешествия (баллы) 1 Знание – сила 2 Литературная 3 Географическая 4 Угадай-ка 5 Смекалка 6 Всезнайка 7 Порешай-ка ИТОГО: Маршрутный лист участников игры. 1. Станция «Знание – сила» 1.Укажите химические явления: а) рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. б) получение кислорода из перманганата калия. в) получение кислорода ректификационной разгонкой жидкого воздуха. г) горение серы в кислороде. 2.Все вещества какого ряда являются сложными: а) озон, поваренная соль б) вода, водород в) белый фосфор, кислота г) гидроксид натрия, оксид кальция 3.В каких случаях кислород упоминается как простое вещество: а) газ без цвета, вкуса и запаха. б) входит в состав оксидов в) в воздухе составляет 21%. г) входит в состав серной кислоты. 4. Разделить смесь песка и поваренной соли можно: а) действием магнита. б) прокаливанием. в) обработка смеси водой, фильтрование и выпаривание фильтрата. г) перегонка. 5. До и после протекания любой химической реакции не изменяются: а) число молекул б) число атомов. в) масса. г) количество вещества атомов до и после реакции. 6. Какие свойства характеризуют и молекулу, и вещество состоящее из этих молекул: а) электропроводность б) состав. в) агрегатное состояние г) химические свойства. 7. Какие вещества в каждой паре реагируют между собой наиболее активно. а) Al и Cl2 б) Ca и Cl2 в) K и Cl2 г) Cl2 и Na 8. Амфотерными свойствами не обладает: а) ZnO б) Zn(OH) 2 в) Al2O3 г) Cu2O 9. При повышении температуры растворимость твердых веществ как правило: а) изменяется мало б) повышается в) не изменяется г) понижается 2. Станция «Литературная» За 5 минут каждой команде необходимо заполнить таблицу и ответить на вопросы. Задание: о каком физическом или химическом явлении идет речь? № Литературное произведение Ответ 1 Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Физическое явление 2 Мой костер в тумане светит: Искры гаснут на лету… Химическое явление 3 Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят… Физическое явление 4 При недостатке кислорода, Помогая углероду, Сажа в маленьких частицах Ярким пламенем светится. Химическое явление 5 На умывальнике моем Позеленела медь. Химическое явление 6 Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Физическое явление 7 Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Физическое явление 8 Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Физическое явление 9 Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. Физическое явление 3.Станция «Географическая» Необходимо ответить на вопросы. 1.История гласит, что однажды летчик, пролетая над степями Кустанайской области, заметил, что стрелка компаса ведет себя очень беспокойно: она как бы под порывами сильного ветра отклоняется то в одну сторону, то в другую сторону. Летчик сообщил об этом явлении геологам. Какая горная порода была обнаружена? Назовите это месторождение. И какой комбинат был построен на этом месте? Ответ: Горная порода - магнитный железняк, месторождение - Соколово-Сарбайское, комбинат - Лисаковский горно-обогатительный. 2. Назовите город – крупный промышленный объект, называемый Казахстанской Магниткой? Ответ: город Темиртау. 3. Лён – растение, волокна которого используются для изготовления прочных тканей. А что называют горным льном? Что из него делают? Где горный лен имеется в Казахстане? Ответ: горным льном называют -волокнистый минерал асбест, что означает несгораемый. Изготавливают из асбеста несгораемые ткани, фильтры для кислот, тормозные ленты для автомобилей. Месторождение - Джетыгара, Кустанайская область. 4. Жемисты тас – «камень плодородия». Так издавна называют этот камень. Что у нас называется камнем плодородия? Какие месторождения? Ответ: «Камнем плодородия» называют фосфориты. Самое богатое месторождение фосфоритов в Каратау. 5. Пирог, как известно, печеное изделие из тонко раскатанного теста, с начинкой. Что в химии называют пирогом? Ответ: Коксовый пирог – кокс полученный при коксовании каменного угля в промышленных печах. 6. Какой минерал является съедобным? (поваренная соль, нужна не только для приготовления пищи, но необходима для химической промышленности, из нее получают каустическую соду, хлор, краски, соляную кислоту и др). 7. Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из теста. Издавна выражение «встречать хлебом – солью» - означало гостеприимство. «Свой хлеб есть» - зарабатывать самому на жизнь. В прямом и переносном смысле слово «хлеб» означает - основной продукт питания. А что мы понимаем под выражением «хлеб промышленности»? Какие вещества мы называем так? Ответ: Хлебом промышленности называют топливо, в частности каменный уголь. Хлебом химии называют серную кислоту, основное сырье многих химических производств. 8. Как-то в своем отчете геолог после окончания бурения нефтяной скважины на Мангышлаке записал: «Сегодня получена первая колбаса нефти». Объясните эту странную на первый взгляд запись. Ответ: В записи ничего странного нет. Нефть Мангышлакских месторождений так насыщена парафином, что она не льется из труб, а выходит как зубная паста из тюбика. Для того, тобы она текла по трубам нефтепровода, ее приходиться подогревать. 4. Станция «Угадай-ка» Задание: Угадайте о чем идет речь? 1. Без нее, как в песне поется «и ни туды, и ни сюды» (вода) 2. Металл, который поможет измерить температуру, если вы заболели? (ртуть) 3. Смесь углеводов, «пища» для автомобилей? (бензин) 4. Ограненный алмаз? (бриллиант) 5. Этот элемент содержится в спичках? (сера) 6. Исходное сырье для получения алюминия? (боксит) 7. Газ, поддерживающий горение? (кислород) 8. Емкость для хранения и транспортировки газов? (баллон) 9. Газ, образующийся в процессе фотосинтеза и обеспечивающий процессы дыхания, горения, гниения? (кислород) 10. Продукт коррозии железа? (ржавчина) 11. Знак, после указания величины заряда сульфат-иона? (минус) 12. Вещество, изменяющее свою окраску в зависимости от характера среды? (индикатор) 13. Аллотропная модификация углерода? (алмаз) 14. Металл, название которого в переводе с латинского «утренняя заря»? (золото) 15. «Имя» какого элемента совпадает с названием земной коры? (литий) 16. Газ с запахом свежести? (озон) 17. Полярная молекула? (диполь) 5 станция «Смекалка» Короткое слово «Бром». Каждая буква этого слова записана в отдельный столбик таблицы. Необходимо на каждую букву написать химические термины. Выигрывает тот, кто больше и правильно напишет химических терминов. Образец: Б Р О М Бензин Реактив Орбиталь Молекула Бериллий Резина Окисление Мышьяк Бензол Реакция Озон Марганец Бутан Радон Оксиды Медь Бор Радий Основание Металлы 6.Станция «Всезнайка» Задание: Указать процессы или название веществ, о которых идет речь в мнемонических правилах. 1. Индикатор лакмус – красный ……. укажет ясно. (кислоту) 2. О каком веществе идет речь? Сначала – вода, Потом – кислота. Иначе случится Большая беда (получение разбавленной H2SO4) 3. Какую реакцию у непредельных углеводородов отражает это правило: Найдешь ли справедливость тут, Где действуют двойные связи, Где больше – там еще дадут, Где меньше – там отнимут сразу. (правило Марковникова) 4. Узнайте вещество: Купорос мой бедный, Почему ты бледный. Потому я бледный, Что нагрев мне вредный. Воду поднеси мне, Снова стану синий. (CuSO4 - бледный, а CuSO4 * 5H2O – синий) 5. Кого в химических реакциях мы называем «грабитель». ……. – грабитель. (окислитель) 7.Станция «Порешай-ка» Восстановить пропуски в уравнениях реакций, не изменяя приведенных коэффициентов, укажите тип реакции. Вопросы: а) H2 + … →… HСl б) Ca(OH) 2 + CO2 → … + … в) H2SO4 + Cu(OH) 2 → … + … г) NaOH + HCl → … + ... д) … + …HCL → ZnCl2 + … е) CaCO3 →t … + … Ответы: а) H2 + Cl2 → 2HСl (реакция соединения окислительно-восстановительная) б) Ca(OH) 2 + CO2 → CaCO3 ↓ + H2O (образование осадка) в) H2SO4 + Cu(OH) 2 → CuSO4 + 2H2O (обмена) г) NaOH + HCl → NaCl + H2O (реакция нейтрализации) д) Zn + 2HCL → ZnCl2 + H2 (реакция замещения) е) CaCO3 →t CaO + CO2 (реакция разложения) Итог: По результатам игры жюри подводит итоги. Ведущий награждает победившую команду. | |
Просмотров: 2431 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|