Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Урок химии в 8 классе Тема «Атомно – молекулярное учение» Цель урока: формирование диалектико-материалистического мировоззрения развитие логического мышления, умение выделять существенное, применять знание классификаций, конкретизировать, сравнивать, применять знания в новых условиях формировать навыки межпредметной связи. Задачи урока: знакомство с историей развития химии как науки формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом через работу на компьютере; развитие пространственного воображения через использование новых информационных технологий; совершенствовать умственную деятельность: умение анализировать, делать выводы, планировать свою деятельность обобщение и систематизация понятий - вещество, атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, физическое и химическое явление развивать познавательные способности и интерес у учащихся на уроке химии за счет цифровых образовательных ресурсов Методы: проблемное изложение материала. Оборудование: соль, ступка с пестиком, 2 стакана с водой, перманганат калия Ход урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний учащихся. 1) Фронтальный опрос Что изучает химия? Что такое физическое тело? Что такое вещество? 2) Работа в тетради с последующей проверкой на ИД (демонстрация слайда 3) Разделите в два столбика (тело, вещество) слова: соль, крахмал, дерево, книга, соль, кислород, медь, вода, линейка, стакан 3) Выступление учащегося с сообщением «История создания Атомно-молекулярного учения»(демонстрация слайдов 5-7) Люди давно догадывались о том, что вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Первые представления о том, что вещество состоит из отдельных частиц, появились еще в глубокой древности. В то время интересы философов были сосредоточены на объяснении явлений природы. Некоторые философские школы древней Индии (I тыс. до н.э.) признавали не только существование первичных неделимых частиц вещества (ану), но и их способность соединяться друг с другом, образуя новые частицы • Наибольшее влияние на последующее развитие науки оказала древнегреческая атомистика, основателями которой были Левкипп и Демокрит (Vв. до н.э.). По Левкиппу все в мире состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов — и пустоты. Демокрит, кроме этих понятий, выдвинул понятие движения. Подобно атомам и пустому пространству движение вечно, оно никогда не прекратится. Эпикур (IIIв. до н.э.) ввел понятие о массе (тяжести) атомов и их способности к самопроизвольному отклонению во время движения. • В XVI-XVII вв. начинается возрождение науки. Французский философ, физик и астроном Пьер Гассенди (1592—1655) ввел понятие о молекуле, под которой понимал качественно новое образование, составленное путем соединения нескольких атомов. • По мнению английского ученого Р. Бойля (1627—1691), корпускулы — сложное целое, способное менять свое строение путем движения. Бойль внес в науку понятие «химический элемент» — нечто материальное, входящее в состав сложных веществ и не разлагающееся на составные части. • В 1741 г. в одной из своих первых работ «Элементы математической химии» Ломоносов сформулировал важнейшие положения атомно-молекулярной теории; этой же теме посвящены и многие другие его работы • Позднее атомистическое учение в химии применил английский ученый Дж. Дальтон (1766—1844). Он рассматривал атом как мельчайшую частицу вещества, отличающуюся от атомов других элементов, прежде всего массой • Дополнили атомно-молекулярное учение открытия Ж.Л. Гей-Люссака, А. Авогадро. • Атомно-молекулярное учение в химии окончательно утвердилось лишь в середине XIX века. На Международном конгрессе химиков в г. Карлсруэ в 1860 г. были приняты определения молекулы и атома. 4) Фронтальный опрос учащихся Что такое атом? Молекула? Простые вещества? Сложные вещества? 5) Проблемный вопрос Возьмите карандаш (графит – это углерод), проведите отрезок прямой линии длиной 3 см. (Учащиеся проводят линию). Как вы думаете, сколько атомов углерода содержится в проведенной вами линии? Учащиеся дают свои ответы. Полученная линия содержит 100 млн атомов углерода в длину и около 1 млн в ширину. Во многих случаях атомы не существуют по одиночке, а объединяются в группы – молекулы. Атомы и молекулы чрезвычайно малы: в любом крошечном кусочке вещества, который мы в состоянии разглядеть (например, в пылинке) содержится больше атомов, чем звезд во всей нашей Галактике. Запись положения АМУ 1.Все вещества состоят из атомов и молекул. Существуют вещества с молекулярным строение и немолекулярным строением. Разбор примеров представленных на слайде 8. Строение молекулы воды, кислорода, водорода, хлорида цинка, железа. Какие имеют молекулярное, а какие немолекулярное строение? 6)Проведение опыта Рассмотрим пример с соль: Какими свойствами обладает соль? (Учащиеся отвечают). Представим, что крупинки соли это молекулы. Раздробим молекулы до атомов, (учитель растирает соль в ступке, ученик по желанию ему помогает). А сейчас смотрим, мы размельчили наши «молекулы», свойства соли изменились? (Учащиеся отвечают, что нет). Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся отвечают, что свойства при измельчении не изменяются). Растворим соль в воде. Изменится ли строение молекулы соли? 7) Зачитывание отрывка из поэмы Тита Лукреция «О природе вещей» и некоторых определений, которые ввёл в науку М.В. Ломоносов(демонстрация слайда 9) Вопросы для учащихся. О каких частицах говорили Тит Лукреций и Михаил Ломоносов? Дайте современные определения. Какие вы можете привести примеры в доказательство существования атомов и молекул? Запись положения АМУ 2. Нельзя делить вещество бесконечно. Оно делится до молекул или атомов. 8) Выступление учащегося с сообщением «Броуновское движение» (демонстрация слайда 10) Опыт: в стакан с водой бросить кристалл перманганата калия Открытие броуновского движения Это явление открыто Р. Броуном в 1827 г., когда он проводил исследования пыльцы растений. Шотландский ботаник Роберт Броун еще при жизни как лучший знаток растений получил титул «князя ботаников». В 1827 Броун проводил исследования пыльцы растений. Он, в частности, интересовался, как пыльца участвует в процессе оплодотворения. Как-то он разглядывал под микроскопом выделенные из клеток пыльцы североамериканского растения Clarkia pulchella (кларкии хорошенькой) взвешенные в воде удлиненные цитоплазматические зерна. Неожиданно Броун увидел, что мельчайшие твердые крупинки, которые едва можно было разглядеть в капле воды, непрерывно дрожат и передвигаются с места на место. Он установил, что эти движения, по его словам, «не связаны ни с потоками в жидкости, ни с ее постепенным испарением, а присущи самим частичкам». Наблюдение Броуна подтвердили другие ученые. Мельчайшие частички вели себя, как живые, причем «танец» частиц ускорялся с повышением температуры и с уменьшением размера частиц и явно замедлялся при замене воды более вязкой средой. Броун начал исследовать явно неживые объекты; сначала это были очень мелкие частички угля, а также сажи и пыли лондонского воздуха, затем тонко растертые неорганические вещества: стекло, множество различных минералов. «Активные молекулы» оказались повсюду: «В каждом минерале, – писал Броун, – который мне удавалось измельчить в пыль до такой степени, чтобы она могла в течение какого-то времени быть взвешенной в воде, я находил, в больших или меньших количествах, эти молекулы». 3.Атомы и молекулы находятся в непрерывном движении. 9)Проблемный вопрос « Агрегатное состояние вещества» (демонстрация слайдов 11-12) На этой схеме изображено различное расстояние между молекулами одного и того же вещества. Но почему эти расстояния разные? Ведь вещество одно и тоже - вода! В каком агрегатном состоянии промежутки между молекулами самые маленькие? В твердом. Почему вы так думаете? Потому, что твердые тела трудно сжимаются. Итак, следующее положение, к которому мы пришли такое: между молекулами существуют промежутки размеры, которых зависят от агрегатного состояния. 10) Беседа с учащимися.(демонстрация слайда 13) Сравнение образцов простых веществ по физическим данным (агрегатное состояние, цвет) и сравнение с содержание элементов в них Запись положения АМУ 4.Атомы одного и того же элемента одинаковы, но отличаются от атомов другого элемента. 11) Разложение воды (демонстрация слайда14) Беседа с учащимися.Что происходит с молекулой воды при её разложении? Что образуется в ходе этого явления? Какое это явление? Какое наименьшее количество молекул и атомов может вступить в реакцию? Какие вещества образовались? Каков их состав? Запись положения АМУ 5.Молекулы состоят из атомов. При химических явлениях молекулы разрушаются. 12) Круговорот воды в природе (демонстрация слайда 15) Беседа с учащимися. Что происходит с молекулами воды в ходе круговорота воды в природе? В каких агрегатных состояниях находится вода в этом процессе? Какое это явление? Запись положения АМУ 6. При физических явлениях атомы и молекулы не изменяются 13) Анализ рисунка на слайде (демонстрация слайда 16) Запись положения АМУ 7. Образование нового вещества из атомов исходных веществ называется химической реакцией. Какие явления можно увидеть на рисунке. Какие из них физические, а какие химические? 14) Решение упражнений 1. Объясните с точки зрения атомно – молекулярного учения следующее явление: вода растворяет кристаллы соли 2. Определите состав вещества по формуле CuCl2 3. Рассчитайте массу 3 моль NH3 4. Выпишите отдельно простые и сложные вещества и дайте им названия: O2, KCl, P2 O5. Si, AlN 15) Выводы. Атомно-молекулярное учение - это учение об атомах и молекулах. Мы узнали, что между молекулами есть промежутки, зависящие от агрегатного состояния; что молекулы и атомы двигаются. Научились объяснять физические и химические явления с точки зрения атомно-молекулярного учения. Узнали, что основоположником этого учения был русский ученый М.В. Ломоносов. С помощью атомно-молекулярного учения химия стала действительно наукой 16) Итоги урока. Домашнее задание 17) Демонстрация “Подарка” ученика за активную работу на занятии, напутствие и заключительный слайд презентации Позитивное настроение учащихся Урок закончен. Были использованы материалы с сайтов http://festival.1september.ru химии http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://himekoscho.ucoz.ru/ orucezkaya.ucoz.ru/, http://www.fxyz.ru Источник: http://depositfiles.com/files/pcv1n0i8d | |
Просмотров: 6320 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|