Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
УРОК–ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели: рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений; обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств; развивать логическое мышление, опираясь на химию углеводородов и их производных; формировать навык самообразования учащихся. Задачи: развивать у учащихся способность к целеполаганию, планированию своей деятельности на уроке; развивать у учащихся логическое; развивать у учащихся способность к сравнению; развивать информационно-познавательную компетентность учащихся; развивать у учащихся химическую речь, способность аргументированно отвечать на вопросы, развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников. Тип урока: по дидактической цели – совершенствование знаний; по способу организации – обобщающий. Методы: словесные (беседа); практические – составление схем превращений и их выполнение; моделей молекул; выполнение самостоятельной работы. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. ХОД УРОКА Учитель: Органическая химия – наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды, спирты, альдегиды и карбоновые кислоты имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет. В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. Знать все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ. Подготовительный этап. Класс делится на две команды (например, команда мальчиков и команда девочек). Каждая команда получает задание: придумать название команды, выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы команде-противнику. Викторина проводится по аналогии с одноименной телевизионной игрой. Фронтальный опрос по классификации органических соединений. 1. «Дальше, дальше…» В течение двух минут каждой команде задаются вопросы. При оценивании подсчитывается количество правильных ответов. Примеры вопросов гейма: Простейший альдегид. (Муравьиный) Чем отличаются по составу углеводороды разных типов? (составом) Трехатомный спирт. (Глицерин) Тип гибридизации атома углерода в алканах. (sp2) Спирты, которые образуются при восстановлении альдегидов. (Первичные) Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова. (Уксусный альдегид) Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. (Жиры) Окисление альдегидов аммиачным раствором оксида серебра. (Реакция «серебряного зеркала»). Кислота, которая образуется при окислении масляного альдегида. (Масляная кислота). Функциональная группа альдегидов. (Карбонильная группа). Какие классы углеводородов вы знаете, называйте сразу с общей формулой. (алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены, циклоалканы) Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить другой? (гидрирования, дегидрирования). 2. «Цепь превращения» Вы знаете, что генетическая взаимосвязь существует не только между углеводородами, но и между их производными – кислородосодержащими органическими веществами, которые в промышленных масштабах получают из продуктов переработки нефти, газа и угля. Давайте выявим эту взаимосвязь на примере цепочек превращения: СаСО3 -> CaO -> CaC2 -> C2H2 -> C2H4 -> C2H4Cl2 -> C2H4 <-> C2H5OH 3. «Решение заданий» Капитаны команд по очереди отвечают на вопросы с номерами. Команды отвечают на вопросы по соответствующим номерам. Примеры вопросов: Постройте модель молекулы уксусного альдегида. Вычислите молекулярную массу этилового спирта. Составьте уравнение реакции окисления пропионового альдегида аммиачным раствором оксида серебра. При сгорании 2,3 г вещества образовались 4,4 г оксида углерода (IV) и 2,7 г воды. Плотность паров этого вещества по водороду равна 23. Определите формулу вещества. Постройте модель молекулы метилового спирта. Как называют соли уксусной кислоты? При обработке 10 г образца карбида кальция водой получено 2,24 л ацетилена. Массовая доля карбида кальция в образце составляет……..(%) Постройте модель молекулы этилового спирта. Какие спирты невозможно получить гидрированием альдегидов? Какими органическими веществами можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции «серебряного зеркала»? Постройте модель молекулы изопропилового спирта. При взаимодействии 9,36 г бензола и 17,6 г брома получен бромбензол массой……..(г) 4. «Ты - мне, я - тебе» Команды задают по пять вопросов друг другу (вопросы должны быть подготовлены командами заранее). 5. «Гонка за лидером» Ведущий задает вопросы командам в течение определенного времени. Сначала ответы дает проигрывающая команда. За отведенное время команды стремятся дать как больше правильных ответов. Вопросы для команды 1 Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова. (Ответ: уксусный альдегид. 1 балл) Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол-2. (Ответ: гептанон-2. 2 балла) Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3. (Ответ: 4-метилгексанон-3. 3 балла) Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилдиметилоктанола-1. (Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1. 4 балла) Вопросы для команды 2 Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы. (Ответ: муравьиная кислота. 1 балл) Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта. (Ответ: масляная кислота. 2 балла) Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, ангидридов, эфиров, красителей, лекарственных и душистых веществ, в пищевой промышленности как консервирующее и вкусовое вещество. В промышленных масштабах ее получают из ацетилена путем его гидратации по реакции Кучерова с последующим окисление альдегида кислородом воздуха. (Ответ: уксусная кислота. 3 балла) Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Эта кислота обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир. (Ответ: олеиновая кислота. 4 балла) Подведение итогов. Вывод: Сегодня на уроке – на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального единства мира. Домашнее задание: Повторить темы по гомологии и изомерии: составить формулы одного и двух изомеров состава С4Н8О2 | |
Просмотров: 11051 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|