Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Открытый урок по теме « Химические свойства щелочных металлов на примере натрия и калия».
Открытый урок по теме « Химические свойства щелочных металлов на примере натрия и калия».

Учитель химии первой категории Карху Татьяна Тимофеевна
СШ№4 с углубленным изучением математики города Рудного

Цель: Изучить свойства и особенности щелочных металлов на примере натрия и калия; совершенствовать практические умения и навыки проведения эксперимента с использованием электронного оборудования; продолжить работу по умению написания уравнений реакций и схем электролиза расплавов и растворов электролитов, и решению задач.
Оборудование и реактивы: интерактивная доска, Хрlorer GLX, температурный датчик, РН- датчик, таблица Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, химические стаканы, нагревательный прибор, металлический натрий и калий, дистиллированная вода, фенолфталеин.
Тип урока: освоение новых знаний.
Вид деятельности учителя: фронтальный опрос, эксперимент, работа с электронными датчиками, объяснение нового материала.
Вид деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, работа на электронной доске.
Ход урока
Организационный момент (определение целей и задач урока).
Урок сопровождается компьютерной презентацией.
На слайде таблица Д.И.Менделеева.
Фронтальный опрос.
1. Какие элементы составляют группу щелочных металлов?
2. Почему эти металлы носят название щелочных?
3. Что определяет химические свойства щелочных металлов? ( наличие одного электрона на внешнем энергетическом уровне ).
На слайде атом калия: показать распределение электронов на уровнях и записать электронную конфигурацию атома.
4. Какие изменения мы наблюдаем в атомах щелочных металлов при увеличении порядкового номера элемента?
На слайде таблица изменения физических характеристик щелочных металлов от лития до франция.
5. Почему щелочные металлы не встречаются в природе в свободном виде?

Промежуточный контроль знаний.
А) На листах - ответов учащиеся выполняют 4 тестовых задания (4 минуты).

Изучение нового материала.
План изложения.
1. Распространенность натрия и калия в природе и открытие этих элементов.
2. Местоположение натрия и калия в ряду напряжений металлов.
3. Получение натрия и калия в промышленности.
4. Химические свойства натрия и калия:
А) взаимодействие с простыми веществами;
В) взаимодействие со сложными веществами.
4.1 Экспериментальная часть.
4.1.1 Определение температуры реакции взаимодействия натрия и лития с водой с помощью температурного датчика;
4.1.2 Определение РН раствора NaOH и LiOH с помощью РН-датчика.
4.1.3 Определение цвета пламени ионов Na+.
5. Закрепление изученной темы.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов.
В конспектах учащиеся записывают дату и тему урока.
Далее, исходя из рассказа учителя, составляют краткий конспект.
1. Распространённость натрия и калия в природе и открытие этих элементов.
Натрий присутствует в атмосфере Солнца, в космическом пространстве. Есть натриевый пояс Земли, на высоте 80 км обнаружен слой атомарного натрия, так как там практически нет кислорода и воды.
Впервые натрий и калий были получены в 1807 г электролизом, который осуществил английский химик Хемфри Дэви.
Натрий- 6-ой, а К- 7-ой по распространённости в природе элементы. В Казахстане очень много солевых озёр и залежей каменной соли (галита). Они служат источником добычи хлорида натрия. Наибольшие запасы - в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. Месторождения мирабилита (Na2SO4 . 10H2O) находятся в Алматинской и Кызылординской областях. А месторождения калийных солей сосредоточены в Западном Казахстане.
2. Местоположение натрия и калия в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Что определяет положение Na и К в ряду напряжений металлов? ( ответы учащихся).
3. Получение натрия и калия в промышленности.
Натрий и калий получают в промышленности электрохимическим способом, т.е. электролизом расплавов их солей. Как вы думаете почему?
На слайде флипчарт с заданием: написать схему электролиза расплава и раствора иодида калия ( ученик записывает ответ на электронной доске).
В) На листах - ответов учащиеся составляют схемы электролиза раствора хлорида натрия. (2 минуты).
4. Химические свойства натрия и калия.
В ходе обсуждения мы выясняли, что исходя из строения атомов, щелочные металлы являются более сильными восстановителями, чем остальные металлы. Но следует отметить, что высокая электрохимическая активность металла не всегда означает его химическую активность (и наоборот). Обратите внимание на расположение Li и Na в ПСХЭ и в электрохимическом ряду напряжений металлов. На основании их расположения в ПСХЭ Na активнее Li (учитывается только один фактор – атомный радиус). На основании положения в электрохимическом ряду напряжений металлов Li активнее Na, следовательно, его восстановительная способность выше, чем у Na. В чём причина такого несоответствия? (Отвечают учащиеся: в этом случае учитываются не только атомный радиус металлов, но и энергия отрыва электронов, энергия разрушения кристалла и энергия гидратации ионов металлов. В целом три фактора).
Рассмотрим взаимодействие щелочных металлов с простыми веществами.
На слайде флипчарт с заданием: записать химические уравнения (учащийся выполняет задание на электронной доске). Проверяем правильность ответа.
Рассмотрим взаимодействие натрия с водой.
Демонстрация опыта (проводит учащийся). Напоминаем правила ТБ.
Растворение калия в воде мы сможем наблюдать на видеофрагменте.
Демонстрируем видеофрагмент на электронной доске.
С) На листах - ответов ученики записывают уравнения реакции, определяют тип реакции и составляют электронный баланс с указанием восстановителя и окислителя.
Обратите внимание, что обнаружить ионы калия можно по цвету пламени.
А в какой цвет окрашивают пламя ионы натрия? Подсказку вы найдёте в учебнике на странице 157.
Желтое свечение паров натрия использовалось 3 января 1959 г в полете одной из советских космических ракет для определения ее местонахождения в момент выбрасывания из нее паров натрия по сигналу с Земли.
4.1 Экспериментальная часть.
Реакции взаимодействия Na и К с водой сопровождаются выделением тепла.
Как называются такие реакции? (термохимические).
А как можно определить это тепло? (например, измерив температуру). Провести эти измерения нам помогут Xplorer GLX и температурный датчик.
Для чистоты эксперимента мы возьмём одинаковое количество образцов металлов Na и Li по 0,05 моль.
Д) На листах – ответов ученики рассчитывают массы образцов в граммах.
Эксперимент и анализ результатов проводим с использованием программы DATASTUDIO.
На электронной доске демонстрируем графики, таблицы и цифровые данные эксперимента. Сравниваем показания, делаем выводы о химической активности Na и Li.
4.1.1 Для определения среды полученного раствора используем индикатор- фенолфталеин.
На что указывает малиновая окраска раствора? ( на щелочную среду).
Что является количественной характеристикой среды раствора? (водородный показатель- РН).
Назовите значение РН соответствующее кислой, нейтральной и щелочной сред растворов. (РН>7 – щелочная среда, РН<7 – кислая среда, РН=7 – нейтральная среда).
Для определения РН полученного раствора используем электронный РН- датчик.
Демонстрируем эксперимент, выводим данные результатов на электронную доску, сравниваем, анализируем, делаем выводы: литий более активен в водных растворах, чем натрий ( заметим, что в ПСХЭ натрий по положению более активный, чем литий). Дело в том, что энергия гидратации ионов лития значительно больше, чем энергия гидратации ионов натрия, поэтому первый процесс является более выгодным.
5. Закрепление изученного материала.
На слайде условие задачи (ученик решает её на меловой доске).
Е) На столах учащихся условия задач в 2-х вариантах - работают в парах на листах – ответов.(3-4 минуты)

1-ый вариант. При растворении в воде 1,75 г щелочного металла выделилось 2,8 л водорода (н. у.). Определите металл.
2-ой вариант. В соединении калия с кислородом массовая доля металла составляет 44,8%. Определите простейшую формулу этого соединения.
Учащиеся сдают листы – ответы. А задачу на доске проверяем с электронным вариантом решения.
6. Домашнее задание. Параграф 6.3, с. 158 № 3,6 (п).
7. Подведение итогов и выставление оценок.
Вывод: натрий и калий – типичные активные металлы. Их химическая активность обусловлена слабой связью валентного электрона с ядром. Соединения натрия и калия широко распространены в природе. Ионы натрия и калия обнаруживаются по цвету пламени. Натрий и калий получают в промышленности электролизом расплавов их солей.
Категория: Химия | Добавил: tanya1962 (2012-02-21) | Автор: Карху Татьяна Тимофеевна E
Просмотров: 4355 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru