Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Баско Любовь Федоровна Учитель химии и биологии Островской СШ Жаскынского района Акмолинской области [color=red] Урок - независимое расследование по теме: «Галогены. Хлор типичный представитель галогенов» [/color] Цель урока: изучение общей характеристики галогенов по положению в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, физико-химических свойств, способов получения хлора. Задачи: 1)усвоение общих свойств галогенов; 2)формирование оперативно-контрольных умений, использование дополнительной литературы и компьютера; 3)развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, воспитание культуры умственного труда, умение работать в творческих группах с развитием навыков самостоятельной работы. Учащиеся класса предварительно делятся на экспертные группы: историков, геологов, биологов, физиков, экологов, химиков, технологов, которые собирают и анализируют материал. В целях экономии времени на предыдущем уроке оформляют в тетрадях карту расследования для экспертных групп. План урока: 1.Общая характеристика галогенов: 1)Галогены - химические элементы 2)Галогены - простые вещества Выступления экспертных групп 2Химические свойства хлора: хлор - типичный окислитель 1.)Взаимодействие с неметаллами; 2)Взаимодействие с металлами; 3)Взаимодействие со сложными веществами 3.Способы получения хлора: 1)Лабораторные способы 2)Промышленные способы ХОД УРОКА 1.Галогены-химические элементы В начале урока проводится химическая разминка: 1.Какие элементы составляют семейство галогенов 2.Обьясните происхождение термина «Галогены»? 3.Обьясните закономерное изменение сверху вниз в подгруппе галогенов: 1)Относительной атомной массы; 2)Порядкового номера, заряда ядра, количества протонов, электронов, нейтронов; 3)Радиуса атомов, электроотрицательности, неметаллических свойств? 4.Изобразите «концовку» наружного электронного слоя атомов галогенов, составив электронно-графические формулы атомов фтора и хлора. 5.Исходя из строения атомов назовите возможные степени окисления галогенов. Отметьте высшую и низшую степени окисления. 6.Назовите степени окисления атома фтора; чем объясняется подобное исключение? 7.Исходя из значений степеней окисления составьте: 1)формулы высших оксидов галогенов, укажите их характер. Какой галоген составляет исключение? 2)формулы летучих водородных соединений. Составьте графические формулы, отражая изменение длины, энергии, прочности связи, характер водных растворов Hhal сверху вниз в подгруппе Все данные по общей характеристике галогенов заносятся в карту расследований. Далее группа экспертов- геологов информируют о содержании галогенов в земной коре и знакомят с важнейшими минералами с использованием компьютера. Геологическая экспертиза Фтор распространен в природе довольно широко. Его содержание в земной коре 6,25*10-2% от общей массы. Свободный фтор в природе фактически не встречается. Основной его минерал- флюорит, или плавиковый шпатCaF2; фтор входит также в состав фосфоритов, фторапатита 3Ca(PO4)2 CaF2, криолита Na3AlF6. Содержание хлора в земной коре составляет 1,7 10-2 по массе. Хлор в природе встречается лишь в виде соединений. Это многие хлорсодержащие минералы: галит NaCl, сильвинKCl, сильвинит KCl NaCl, бишофит MgCl2 6H O), карналлит KCl MgCl2 6H2 O,каинит KCl MgSO4 3H 2O . Бром содержится в природе в морской воде, морских водорослях. Иод- элемент достаточно редки и рассеянный. Получают из золы морских водорослей (ламинарии), попутных нефтяных вод, соленой воды некоторых озер. Эксперты-историки рассказывают об истории открытии галогенов О существовании фтора догадывались многие химики конца 18-19 в., но получить его в чистом виде из- за высокой активности долго не удавалось. В истории фтора немало трагических страниц: многие ученые, которые изучали соединения фтора теряли здоровье и даже гибли, потому что его соединения чрезвычайно ядовиты. Первооткрывателем свободного фтора стал французский химик А. Муассан.Он подверг электролизу охлажденный до -23 град. Безводный фтроводород, но бледно- желтый газ разрушил платиноиридиевый анод. Для удачного эксперимента нужно было проводить в присутствии гидродифторида калия KHF2.Спустя 20 лет за это открытие Муассан был удостоен Нобелевской премии по химии. Электролиз и поныне остается единственным способом получения фтора. Свойства элементарного хлора впервые были описаны лишь в1774 г. Шведским химиком Шееле, получившим хлор при взаимодействии соляной кислоты с пиролюзитом MnO2 H2 O. Ни Шееле , ни его стронники не считали , что этот желто- зеленый газ с характерным запахом самостоятельным химическим элементом. Только в 1810г. Дэви сделал единственно правильный вывод: этот газ- простое вещество, образованное элементом, который Дэви назвал хлорином.Через год Ж.Л. Гей- Люссак дал этому газу название «хлор» Бром открыл французский химик А.Балар.Он исследовал жидкость, полученную при растворении в воде золы морских водорослей. Пропустив струю, Балар заметил, что раствор стал красно- бурым.Парижская Академия наук рекомендовала назвать новый элемент бромом из- за неприятного запаха паров этого вещества. В переводе с греческого «бромос» значит «зловонный». Иод был открыт в 1811 г. Французским химиком- технологом Б. Куртуа. Куртуа получил «новое вешество… в виде черного порошка,превращающегося при нагревании в пары великолепного фиолетового цвета». Название новому элементу дал известный физик- химик Ж. Гей-Люссак. «Иодэйдес» в переводе с древнегреческого означает «фиолетовый»- по цвету паров нового вещества. Эксперты – биологи - о содержании галогенов в живых организмах. Фтор в организме человека содержится в составе зубной эмали, костей. Хлор в виде ионов входит в состав внутренней среды организма; иод регулирует деятельность щитовидной железы 2.Характеристика галогенов как простых веществ. Составляется карта расследования по характеристике галогенов как простых веществ. Химическая разминка продолжается. 1.Составьте молекулярные, электронные, структурные формулы молекул галогенов. 2.Как меняется сверху вниз значение молярной массы галогенов? 3.Определите вид химической связи в молекулах галогенов. Укажите закономерное изменение длины, прочности химической связи в подгруппе сверху вниз. Демонстрируется колба с хлором, заранее полученная, бром в запаянной ампуле. На экран проецируется сублимация йода. Сублимация ( возгонка) - переход твердого вещества в газообразное, минуя жидкое. Эксперты – физики излагают сведения о физических свойствах галогенов. Фтор и хлор как простые вещества газы удушливые , токсичные, раздражающие слизистые пищевых, дыхательных, зрительных органов. Во время Первой мировой войны 1914- 1918гг. его применяли в качестве боевого отравляющего вещества. Фтор - ярко- желтый, а хлор- желто- зеленый газы, хорошо растворимые в воде. Хлор – тяжелый газ, почти в 2,5 раза тяжелее воздуха. Бром - красно- бурая летучая жидкость с неприятным запахом; ядовит, мало растворим в воде, но растворим в органических растворителях. Иод – темно- серые кристаллики с металлическим блеском, мало растворимый в воде. Эксперты- врачи рассказывают о физиологическом воздействии галогенов на организм человека и о мерах первой помощи при отравлении ими. При отравлении галогенами необходимо нахождение на свежем воздухе, обильное питье минеральных вод, слабых растворов питьевой соды и нашатырного спирта. Эксперты- экологи предлагают вниманию учащихся сведения о влиянии выбросов галогенов и их производных на окружающую среду. Напоминают об утечке хлора в ОАО «Химпром» (г. Новочебоксарск) в конце августа 2006 года. 3. Способы получения хлора. Эстафету берут эксперты - технологи, составляя уравнения реакций получения хлора: 1)Лабораторным способом. На экран проецируются кадры получения хлора. MnO2+4HCl=MnCl2+Cl2+2H2O 2KMnO4+16HCl=2KCl+2MnCl2+5Cl2+8H2O KClO3+6HCl=KCl+3Cl2+3H2O 2)Промышленным способом- электролизом концентрированного раствора каменной соли: 2NaCl +2H 2O=2NaOH+H2+Cl2 Технологи знакомят об особенностях получения хлора в ОАО «Химпром» 3.Химические свойства галогенов освящают химики – теоретики с использованием фрагментов электронного учебника. 1.Взаимодействие с простыми веществами: 1)С неметаллами Учащиеся составляют уравнения реакций H2+Cl2=2HCl+Q1(умеренно при нагревании, а при освещении – энергично. H2+F2=2HF+Q2(со взрывом) Q1<Q2 S+Cl2=SCl2 2P+3Cl2=2PCl3(недостаток хлора) 2P+5Cl2=2PCl5(избыток хлора) Si+2Cl=SiCl4 O2+Cl2=реакция не идет Вывод: 1)Хлор–окислитель 2Соединения хлора с неметаллами имеют ковалентную полярную связь. 2)С металлами 2Na+Cl2=2NaCl Cu+Cl2=CuCl2 2Sb+3Cl2=2SbCl3 2Fe+3Cl2=2FeCl3 2Au+3Cl2=2AuCl(Отмечается , что при работе с хлором нельзя носит золотые изделия) Вывод: 1)Хлор-типичный окислитель; 2)Соединения MeCl – хлориды(галогениды) – соли с ионной связью. 2.Взаимодействие со сложными веществами: 1)с водой Cl2+H2O=HCl+HClO HClO=HCl+O. O+ О = O2 HClO-хлорноватистая кислота, слабая, неустойчивая кислота, из – за выделения атомарного кислорода при ее разложении – сильный окислитель: использование хлора для дезинфекции воды. Суммарное уравнение реакции: 2Cl2+2H2O=4HCl+O2 2)Взаимодействие со щелочами: 2Cl2+2Ca(OH)2=CaCl2+Ca(ClO)2+2H2O(холодный раствор), Ca(ClO)2–гипохлорит кальция CaCl2+Ca (ClO)2=CaOCl2 – хлорная или белильная известь 3Cl +6Ca(OH)2=5CaCl2+Ca(ClO3)2+6H2O(горячий раствор), Ca(ClO3)2 – хлорат кальция Вывод: при взаимодействии хлора с водой и со щелочами - хлор одновременно и окислитель и восстановитель - реакции диспропорционирования 2FeCl2+3Cl2 = 2FeCl3 2FeCl3 + Fe = 3FeCl2 PCl3 + Cl2 = PCl5 3PCl5+2P= 5PCl3 H2S+Cl2= S +2HCl 2NH3+3Cl2 =N2+6HCl Каждый вышерасположенный галоген вытесняет из растворов солей последующий за ним галоген: 2KF+Cl2- реакция не идет 2KBr+Cl2=2KCl+Br2 2KI+Br2=2KBr+I2 2KI+Cl2=2KCl+I2 2KBr+I2-реакция не идет Также галогены энергично реагируют с другими неорганическими веществами и органическими веществами Выводы: 1.Галогены – типичные неметаллы-окислители с высокой реакционной способностью. Они реагируют как с простыми, так и со сложными веществами. Поэтому в природе не встречаются в виде простых веществ 2.Как химические элементы, так и простые вещества играют большую роль в процессах жизнедеятельности человека. В виду большой агрессивности требуют осторожного обращения с ними Урок заканчивается строками стихотворений Ж.А. Цобкало (Минск) ГАЛОГЕНЫ Хлор хвалился: «Нет мне равных! Галоген я самый главный. Зря болтать я не люблю: Все на свете отбелю!» Йод красой своей гордился, Твердым был, но испарился. Фиолетовый , как ночь, Далеко умчался прочь. Бром разлился океаном, Хоть зловонным, но румяным. Бил себя он грозно в грудь: «Я ведь бром! Не кто–нибудь!..» Фтор молчал и думал: «Эх!.. Ведь приду – окислю всех…» ХЛОР Что слово «хлор» обозначает? Зеленовато – желтый цвет. Хлор из хлоридов получают, Хлор ядовит, хлориды – нет. Газ не встречается в природе, Но входит хлор в состав солей. Растворены хлориды в водах Всех океанов и морей. В любой солонке из фарфора, Что на обеденных столах, Ионы натрия и хлора Есть в кристаллических узлах. Хлор повсеместно применяют Для дезинфекции воды: Микробов вредных истребляют, Людей спасают от беды ФТОР В таблице с кислородом рядом Девятый элемент стоит. Что по порядку фтор - девятый, То никого не удивит. А вот в природе, интересно, В свободном виде фтора нет, Но формула F известна Без малого сто двадцать лет. В лаборатории получен Активный бледно – желтый газ. Фтор до подробностей изучен, И свойства изумляют нас. Воспламенится в нем бумага: Фтор – агрессивная среда. Во фторе загорится влага, Обыкновенная вода! Фтор – самый сильный окислитель, Еще сильней, чем кислород «Фтор» - в переводе «разрушитель», Он электроны заберет. Исследованья доказали, Что фтор как микроэлемент, Так важен для зубной эмали, Как для строительства цемент. Известно: при нехватке фтора Зубная боль возникнет скоро. Избыток фтора тоже плох: Остаться можно без зубов. Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет… Для чего? Ищите свой ответ! И если при решении этих загадок ваше мнение отлично от моего, то это значит, что вы заблуждаетесь. Может быть, вы подходите с другой стороны и видите ее другую сторону. Данный подход позволяет научить школьников учиться, сформировать у них необходимые для этого навыки и особенно привычку учиться в широком смысле этого слова: размышлять над увиденным и услышанным, оценивать увиденное и услышанное. А это даже более важно, чем усвоить те или иные сведения, которые всегда можно найти в книгах, и в справочниках. [size=18] | |
Просмотров: 3630 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|