Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Учитель химии I категории: Малкова Б.Б. «Неметаллы в жизни человека» (Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков) Цель. Углубить и обобщить знания учащихся о неметаллах, повторить получение неметаллов в лаборатории, рассмотреть значение неметаллов в жизни человека. Продолжить формирование таких логических приемов, как наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, исследовательских навыков у учащихся. Оборудование: карточки–задания, лотки с набором реактивов, калькуляторы, флипчарты, презентации. Ход урока Здравствуйте ребята! Мы с вами закончили изучение раздела “Неметаллы”. Насколько хорошо усвоили тему? Проверим наши знания тестированием. Тест по теме "Неметаллы". 9 класс. 1.Между двумя атомами неметаллов может возникнуть : а) металлическая связь в) ковалентная связь с) водородная связь d) ионная связь. 2.Какой ряд элементов содержит только символы неметаллов: а) H, Li, Na, K b) B, Al, Ga, In c) O, S, Se, Te d) P, As, Sb, Bа 3. Схеме превращения Р-3 → Р+5 соответствует химическое уравнение: a) 4Р + 5O2 = 2Р2О5 b) 4Р + 3O2 = 2Р2О3 c) 3Mg + 2Р = Мg3 P2 d) 2РН3 + 4O2 = Р2О5 + 3Н2О 4. Оксид углерода (IV) не взаимодействует с веществом, формула которого: a) Са(ОН)2 b) SO2 c) Н2О d) Ва(ОН)2 5. Ион CO32- можно обнаружить с помощью раствора, содержащего: a) катион аммония. b) гидроксид-ион. c) катион водорода d) катион натрия. 6.Какое вещество проявляет только окислительные свойства? а)серная кислота в)сернистая кислота с)сера d)сероводород Посмотрим на результаты. Устный опрос: 1.Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов? 2.Как изменяются свойства элементов в периоде, в группе, причины? 3.Что такое аллотропия? 4.Какие неметаллы имеют аллотропные модификации? 5.Охарактеризуйте окислительно-восстановительные свойства неметаллов. -А как вы думаете, какая польза от наших знаний о Неметаллах? -Неметаллы имеют большое значение в жизни человека. -Это и является основной темой нашего сегодняшнего урока «Неметаллы в жизни человека». Попробуем посмотреть на уже нам знакомые неметаллы еще раз, но уже с точки зрения их значения для человека. Первой гряд: (слайды) М.В. Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал: “При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар”. Что это за вещество? Напишите уравнение реакции его получения. Ответ: Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2↑ Второй ряд: Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при термической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из–под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о “светящемся монахе”. Назовите вещество, которое получал Вольфкович. Напишите уравнение реакции получения. Ответ: Ca3(PO4)2 +5C +3SiO2 → 3CaSiO3 + 2P + 5CO или 2Ca3(PO4)2 +10C +6SiO2 → 6CaSiO3 + P 4+ 10CO Третий ряд: Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: “Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах”. Назовите этот газ. Напишите уравнение реакции получения. Ответ: MnO2 + 4HCl → Cl2 + MnCl2 + 2H2O -Ну, что ж. Мы посмотрели, как ученые получали неМе. -А зачем человеку неметаллы? Где он их применяет? -В качестве удобрений. Что вам известно об удобрениях? Лабораторный опыт У вас на столах даны пробирки с растворами минеральных удобрений: суперфосфата, нитрата аммония, раствор хлорида калия. В течение 7 минут вы должны определить удобрение, написать уравнение химической реакции в молекулярном и ионном видах, сделать вывод. Соблюдайте ТБ. Реактивы: AgNO3, NaOH, лакмус . Вывод: Исследуемое удобрение Пробирка№1 KCl, пробирка №2Ca(H2PO4)2, пробирка №3 NH4NO3 Зачем удобряет человек почву? Действительно ли удобрения влияют на рост растений? С нами поделится со своей мини исследовательской работой Трофимчук Виктория «Влияние удобрения на рост растений». Ну, хорошо мы убедились, что некоторые неМе влияют на урожай растений, а нужны ли эти неМе в нашем организме? Посмотрите на процентное содержание неметаллов в нашем организме. Какую роль играют азот, фосфор в организме человека? Задача. Суточная потребность в элементе фосфоре у людей старше четырех лет составляет 1 г. Массовая доля фосфора в продуктах питания на 100г: в мясе – 0,204%, в яйцах – 0,224% и в сыре – 0,701%. 1 ряд: 1)Рассчитайте, сколько нужно употребить мяса, чтобы получить суточную норму фосфора. Ответ: m (мяса)=490г 2 ряд: 1) Рассчитайте, сколько нужно употребить яиц, чтобы получить суточную норму фосфора. Ответ: m (яиц)=446 г 3 ряд: 1) Рассчитайте, сколько нужно употребить сыра, чтобы получить суточную норму фосфора. Ответ: m (сыра)=142,7 г Но фосфор может поступать к нам в организм и с другими продуктами питания. Свою исследовательскую работу покажет Потапова Юлия «Кока кола». Есть продукты питания, которые мы употребляем ежедневно. Например, йодированная соль. Какую роль играет неметалл - йод в нашем организме? Итак, сегодня на уроке мы еще раз рассмотрели тему «Неметаллы», и я надеюсь, что мы все с пользой провели время. А урок разрешите мне закончить словами из армянских сказок: «… первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье-кому? Тому – кто понял». Я уверена, что сегодня с урока вы все уходите с яблоками, хотя и виртуальными. Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания! | |
Просмотров: 5712 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|