Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
ГУ «Гимназия № 5» г. Рудный Учитель первой категории Малкова Ботагоз Булатбековна Урок-обобщение по теме «Алканы» (9кл) Цели урока: образовательные - обобщить и систематизировать знания учащихся о предельных углеводородах; отработать навыки составления названий алканов по номенклатуре ИЮПАК, уравнений химических реакций, умения решать расчётные задачи на нахождение молекулярной формулы углеводорода. Развивающие развитие познавательного интереса к предмету; развитие умений применять знания, полученные на уроках на практике. Воспитывающие воспитание умения работать коллективно, оценивать свои возможности. Дидактические задачи: Учащиеся должны знать: Номенклатуру, изомерию алканов и алкенов; Химические свойства органических веществ. Ученики должны уметь: Записывать формулы изомеров и гомологов алканов; Составлять уравнения реакций с участием веществ. Ход урока Доводы, которые человек додумывает сам, убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим… (Б.Паскаль.). Орг. момент I. Краткое повторение теоретического материала (фронтальная беседа с классом): 1.Что изучает органическая химия? 2.История открытия органических веществ. 3.Кем и когда были сформулированы Основные положения строения органических веществ? 4.Формулировки этих положений. 5.Какие классы органических веществ нам предстоит изучить? 6.Какой класс нами уже изучен? 7.Что такое алканы? 8.Что такое изомеры? 9.Общая характеристика алканов. II. Кроссворд «Предельные углеводороды». (выполняют все вместе) Для заполнения сетки кроссворда по горизонтали необходимо ответить на следующие вопросы. По горизонтали: 1.Алкан, имеющий молекулярную формулу С3Н8. 2. Простейший представитель предельных углеводородов. 3. Французский химик, имя которого носит реакция получения углеводородов с более длинной углеродной цепью взаимодействием галогенопроизводных предельных углеводородов с металлическим натрием. 4. Геометрическая фигура, которую напоминает пространственное строение молекулы метана. 5. Трихлорметан. 6. Название радикала С2Н5–. 7. Наиболее характерный вид реакций для алканов. 8. Агрегатное состояние первых четырех представителей алканов при нормальных условиях. Если ребята правильно ответили на вопросы, то в выделенном столбце по вертикали получат одно из названий предельных углеводородов. Ответ. III. Установите соответствие. (флипчарты) (работа в рабочих тетрадях) Даны формулы алканов и названия веществ 2,2-диметилпропан; 3-метилпента; 2,3-диметилбутан; 2-этилбутан IV. Осуществите превращения. (работа в рабочих тетрадях) 1ряд. Углерод→метан →хлорметан→этан→хлорэтан→бутан→углекислый газ 2ряд. Карбид алюминия→метан→углекислый газ → угарный газ → метан →нитрометан ↓ дихлорметан 3.ряд. Ацетат натрия →метан→хлорметан →этан→ этилен → этан → нитроэтан V. Решите задачу на вывод формулы Вариант 1 Некоторое органическое вещество содержит по массе 83,3 % углерода и 16,7 % водорода. Плотность вещества по водороду 36 . Определите формулу вещества. Вариант 2 Некоторое органическое вещество содержит по массе 82,7 % углерода и 17,3 % водорода. Плотность вещества по воздуху равна 2. Определите формулу вещества. VI. Кто быстрее соберет шарика - стержневую модель углеводорода. (С каждого ряда к доске выходят по одному участнику и одновременно начинают собирать молекулы веществ). 1. участник 2-метилбутан 2. участник 2,2-диметилпропан 3. участник 2,3-диметилпропан VII. Решите задачу. (Разно-уровневые задания) 1. Какой объем воздуха необходим для сжигания 10 м3 природного газа, содержащего 92% метана, 4% этана, и 4% негорючих газов? Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%. (Сложный уровень) 2. Рассчитайте массу три хлорметана, который можно получить при взаимодействии 5,6 л метана и 28 л хлора (н.у.). Выход продукта составляет 70% от теоретически возможного. (Средней сложности уровень) 3.При нагревании иодметана массой 4,26 г с металлическим натрием массой получили 0,269 л этана (н.у.). Определите массовую долю (%) выхода продукта реакции. (Стандартный уровень) Заключение Названия, каких алканов зашифрованы в ребусах? Ответ: Октава – октан, бутон – бутан, танк – этан Приложение 1 Кроссворд «Предельные углеводороды». Для заполнения сетки кроссворда по горизонтали необходимо ответить на следующие вопросы. По горизонтали: 1. Алкан, имеющий молекулярную формулу С3Н8. 2. Простейший представитель предельных углеводородов. 3. Французский химик, имя которого носит реакция получения углеводородов с более длинной углеродной цепью взаимодействием галогенопроизводных предельных углеводородов с металлическим натрием. 4. Геометрическая фигура, которую напоминает пространственное строение молекулы метана. 5. Трихлорметан. 6. Название радикала С2Н5–. 7. Наиболее характерный вид реакций для алканов. 8. Агрегатное состояние первых четырех представителей алканов при нормальных условиях. Если правильно ответили на вопросы, то в выделенном столбце по вертикали получится одно из названий предельных углеводородов. Приложение 2 Осуществите превращения 1ряд. Углерод→метан →хлорметан→этан→хлорэтан→бутан→углекислый газ 2ряд. Карбид алюминия→метан→углекислый газ → угарный газ → метан →нитрометан ↓ дихлорметан 3.ряд. Ацетат натрия →метан→хлорметан →этан→ этилен → этан → нитроэтан Решите задачу на вывод формулы Вариант 1 Некоторое органическое вещество содержит по массе 83,3 % углерода и 16,7 % водорода. Плотность вещества по водороду 36 . Определите формулу вещества. Вариант 2 Некоторое органическое вещество содержит по массе 82,7 % углерода и 17,3 % водорода. Плотность вещества по воздуху равна 2. Определите формулу вещества. Решите задачу на свой выбор. 1. Какой объем воздуха необходим для сжигания 10 м3 природного газа, содержащего 92% метана, 4% этана, и 4% негорючих газов? Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%. (Сложный уровень) 2. Рассчитайте массу три хлорметана, который можно получить при взаимодействии 5,6 л метана и 28 л хлора (н.у.). Выход продукта составляет 70% от теоретически возможного. (Средней сложности уровень) 3.При нагревании иодметана массой 4,26 г с металлическим натрием массой получили 0,269 л этана (н.у.). Определите массовую долю (%) выхода продукта реакции. (Стандартный уровень) | |
Просмотров: 3905 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|