Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Химия 9 класс Урок Введение в органическую химию. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. Цель: Познакомить учащихся с основными предпосылками создания, положениями и значением теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Задачи урока: Образовательные - изучить история появления органической химии и предпосылки создания теории химического строения, ее основные положения, зависимость свойств веществ от строения молекулы, значение теории строения для развития науки и жизнедеятельности человека. Углубить основные химические понятия: вещество, химическая реакция. Развивающие - развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать и применять информацию из других областей знаний Воспитательные – способствовать формированию у учащихся естественнонаучной картины мира. Оборудование: Интерактивная доска, флипчарт «Теория Бутлерова», презентации «Выберите органическое вещество», «Выбери формулу органического вещества», «Проверь свои знания по классификации веществ», видеоролика «А.М. Бутлеров», лист опроса с тестовыми заданиями. Тип урока: изучение нового материала. Методы обучения: частично-поисковый, наглядный. Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, практическая. Ход урока 1.Орг. момент. 2. Фронтальный опрос Каков предмет изучения в химии? (вещество) Какие бывают вещества? (простые и сложные) В 8-9 классах мы изучали сложные вещества, относящиеся всего к 4 классам. А с этого занятия нам предстоит изучить 12 классов веществ. Причем у каждого из этих классов – свои характерные свойства, которые нужно очень хорошо знать. Мы повторим с вами классификацию неорганических веществ. На одной стороне карточки записан пример, а на другой – ответ. Подумай и реши задание. После этого можешь проверить себя, щелкнув левой кнопкой мыши по карточке. Работа с презентацией у доски «Проверь свои знания по классификации веществ». 3.Этап актуализации знаний. Но раз существуют неорганические, значит есть и органические? Где же мы с ними знакомились? (в биологии.) Работа с презентацией у доски «Выберите органическое вещество». Так что же такое органические вещества? 4.Этап изучения нового материала Тема урока «Введение в органическую химию. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова». Тысячелетиями измеряется время знакомства человечества с ними. Когда, кутаясь в звериные шкуры, наши предки теснились вокруг согревающего их костра, они использовали только органические вещества. Пища, одежда, топливо. В далекий период детства человечества в солнечной Греции и могущественном Риме люди умели готовить мази. В Египте и Индии расцвело искусство крашения тканей. Растительные масла, животные жиры, сахар, крахмал, уксус, смолы, красители- выделяли и использовали в ту эпоху. В 1808 году шведский учёный Й.Я. Берцелиус предложил называть органическими веществами, те которые получены из организмов растений и животных. С такими веществами человечество знакомо с глубокой древности. Люди умели получать уксус из прокисшего вина, а эфирные масла из растений, выделять сахар из сахарного тростника, извлекать природные красители из организмов растений и животных. А раздел науки о таких веществах – органической. Химики разделяли все вещества в зависимости от источника их получения на минеральные (неорганические), животные и растительные (органические). Запись формулы органического вещества по Берцелиусу: Долгое время считалось, что для получения органических веществ нужна особенная «жизненная сила» - vis vitalis, которая действует только в живых организмах, а химики способны лишь выделять органические вещества из продуктов жизнедеятельности, но не могут синтезировать их. Поэтому шведский химик Й.Я. Берцелиус определил органическую химию как химию растительных или животных веществ, образующихся под влиянием «жизненной силы». Успехи в синтезе органических соединений, в результате которых было развеяно учение о витализме, то есть о «жизненной силе», под влиянием которой якобы в организме живых существ образуются органические вещества: • в 1828 г. Ф. Велер из неорганического вещества (цианата аммония) синтезировал мочевину; • в 1842 г. русский химик Н. Н. Зинин получил анилин; • в 1845 г. немецкий химик А. Кольбе синтезировал уксусную кислоту; • в 1854 г. французский химик М. Бертло синтезировал жиры, и, наконец, • в 1861 г. сам А. М. Бутлеров синтезировал сахароподобное вещество. В результате пришли к следующему понятию органического вещества: В настоящее время известно около 18 млн. органических веществ и менее 1 млн. неорганических. При изучении органической химии нам будут попадаться вещества с любопытными свойствами: самым стойким запахом, не исчезающим даже спустя 800 лет (3-метилциклопентадеканон-1 или мускон, входит в состав натурального мускуса); самым сладким вкусом, в 33000 раз слаще сахара (метилфенхиловый эфир L-а-аспартиламиномалоновой кислоты, создан японскими учеными); вещество, присутствие которого в составе крови человека повышает его настроение, уменьшает стресс (фенилэтиламин, входит в состав шоколада). ДНК, выделенная из митохондрий человека, занесена в “Книгу рекордов Гиннеса”, потому что ее название, составленное по всем правилам химической номенклатуры, содержит около 207 тысяч букв! Вопрос: Какой вопрос сразу возникает у думающего человека? Почему именно соединения углерода стали предметом изучения целого раздела химии? Но в органической химии XIX века накопились «противоречия»: (приём фишбоун) • Многообразие веществ- образовано небольшим числом элементов. С, N, H, O, S. • Кажущееся несоответствие валентности в органических веществах. (определите валентность углерода в предложенных формулах) IV I III I 2,666…I C H4 C2 H6 C3 H8 Метан Этан Пропан • Различные физические и химические соединения, имеющих одинаковую молекулярную формулу. С2Н6О – спирт и эфир. С6Н12О6 - глюкоза и фруктоза С4Н10О – бутиловый спирт и эфир. Нужна бала теория, которая объединила все эти несоответствия. Решающая роль в создании теории строения органических соединений принадлежит великому русскому ученому Александру Михайловичу Бутлерову. 19 сентября 1861 года на 36-м съезде немецких естествоиспытателей А.М.Бутлеров обнародовал ее в докладе "О химическом строении вещества". Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова (→ записать) →Все атомы, образующие молекулы органических веществ, связаны в определенной последовательности согласно их валентности (Задание 1-2. Составьте модель вещества из предложенных «атомов» состава СН4 и C2 H6. Напишите структурные формулы. Объяснение учителя. Для задания 3- Составьте модель вещества из предложенных «атомов» состава C3H8, выполняют учащиеся на доске ) →Свойства вещества зависят не только от того, какие атомы и сколько их входит в состав молекул, но и от порядка соединения атомов в молекулах. (Задание 4. Составьте модель вещества состава С4Н10. Напишите структурные формулы. Составление формулы н-бутана предложить учащимся, а для изобутана выполняет - учитель)Эти вещества различаются по физическим свойствам бутан имеет температуру кипения0С, а изобутан - -11,0С. →Изомеры – вещества, имеющие одинаковый состав молекул, но различное химическое строение молекул. →По свойствам данного вещества можно определить строение его молекулы, а по строению молекулы предвидеть свойства. Рассмотрим пример. Есть два вещества с молекулярной формулой С2Н6О. Одно из них реагирует с натрием, а другое в реакцию не вступает. Каковы же их формулы? Были созданы две формулы. В первом варианте, подвижным должен быть водород гидроксильной группы, он и будет замещаться натрием. Во втором случае молекула симметрична и поэтому с натрием в реакцию не вступает. (При объяснении демонстрируется сначала левая часть реакций, а затем правая) →Атомы и группы атомов в молекулах веществ, взаимно влияют друг на друга. Рассмотрим пример. Гидроксид натрия, гидроксид алюминия и серная кислота имеют в своём строении ОН – группу. (Определите в них степени окисления).Но в реакциях связи разрываются по разному. В гидроксиде натрия между натрием и кислородом, в гироксиде алюминия и между металлом и кислородом, и между кислородо м и водородом, а в серной кислоте только между кислородом и водородом, так как центральный атом имеет разную электроотрицательность и степень окисления в разных случаях – это и становитсяпричиной проявления разного характера соединений: гидроксид натрия – основной, гидроксид алюминия- амфотерный, серная кислота – кислотный.(В начале объяснения демонстрируется верхняя часть записи, в конце открывается нижняя) 5. Закрепление материала 1.Возвращаемся к схеме фишбоун. Докажите, что таких несоответствий нет. 2. Работа с заданием.«Выбери формулу органического вещества» 3. Загадка - наоборот Первым БУТЛЕРОВ сумеет код молекулы понять, Доказать: соседи могут свойства атома менять. В доказательство приводит убедительный пример - Взял БУТАН, сменил порядок, получает РЕМОЗИ. (ИЗОБУТАН) 5. Задание. Напишите структурные формулы С5Н12. (самостоятельная работа в тетради, с проверкой на доске) 6.Выводы Теория химического строения веществ А.М.Бутлерова • - дала возможность систематизировать органические вещества; • - ответила на все вопросы, возникшие к тому времени в органической химии; • - позволила теоретически предвидеть существование неизвестных веществ, найти пути их синтеза. Свое дальнейшее развитие теория А.М. Бутлерова получила в стереохимии – учение о пространственном строении молекул и в учение об электронном строении атомов. 7. Рефлексия. Как вы оцениваете урок? (Отметьте на листке.) 8.Подведение итогов урока. Источник: http://depositfiles.com/files/k0n4y6qha | |
Просмотров: 10102 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|