Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

открытый урок по теме "Элементы 7 А группы"
Урок № 76

Тема: Общая характеристика элементов 7А группы
Цель: Изучить общую характеристику галогенов по положению в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, строению атомов, способов получения, нахождению в природе, физико-химических свойств и применению.
Задачи:
1) усвоение общих свойств галогенов;
2) формирование оперативно-контрольных умений, использование дополнительной литературы и компьютера;
3) развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, воспитание культуры умственного труда, умение работать в творческих группах с развитием навыков самостоятельной работы.
Тип урока: Усвоение новых знаний
Вид урока: Урок – независимое расследование
Методы и методические приёмы: Самостоятельная работа учащихся с учебной и научно-популярной литературой, подготовка сообщений и презентации, заполнение таблицы, рефлексивный анализ.
Демонстрация простых и сложных веществ
Оборудование и реактивы:
1) Зубная паста «колгейт», чистящее средство «комет», лекарственный препарат «бромгексин», аптечный йод.
2) Учебная литература: Нурахметов Н., Бекишев К., Заграничная Н. «Химия - 10 класс»
3) Периодическая система Д.И.Менделеева
4) Интерактивная доска
Межпредметные связи урока: Химия, физика, история, биология, география, литература.
Предварительная подготовка: Класс заранее поделён на группы, отдельные учащиеся из группы получили задание по своей тематике.

Опыт и наблюдение - таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека.
(Чаннинг.)
Ход урока:

1.Организационный момент
1.Приветсвие учащихся
2.Проверка отсутствующих

2.Проверка домашнего задания
Игра « Да, нет» У каждой группы на столах лежат листы с вопросами, всего 10 вопросов. Учащиеся должны ответить на них либо да, либо нет. После завершения работы, ответы высвечиваются на интерактивной доске. Учащиеся сами проверяют и выставляют себе оценки.
1.Элементы 6А группы – это кислород, сера, селен, теллур и полоний (да)
2.Радиоактивный металл селен (нет)
3.Все элементы 6А группы называют халькогенами (нет)
4.Атомы элементов 6А группы содержат по 6 электронов на внешнем энергетическом уровне (да)
5.Кислород имеет степени окисления +2; -2 и -1 (да)
6.В ряду O-S-Se-Te электроотрицательность закономерно уменьшается (да)
7.Молекула кислорода одноатомна (нет)
8.Озон это аллотропное видоизменение кислорода с химической формулой О3 (да)
9.Сера – твердое кристаллическое вещество желтого цвета (да)
10.Сероводород не ядовитый, бесцветный газ с запахом тухлых яиц (нет)

3.Объяснение нового материала
1.Сообщение темы и цели урока

Фтор, хлор, бром, йод и астат,
Дружно выстроились в ряд!
Ну - ка, братцы, кто тут главный?
Разобраться в этом надо!
Хлор хвалился: «Нет мне равных!
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Все на свете отбелю!»
Йод красой своей гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.
Бром разлился океаном,
Хоть зловонным, но румяным.
Бил себя он грозно в грудь:
«Я ведь бром! Не кто– ни будь!...»
Фтор молчал и думал:
«Эх!.. Ведь приду – окислю всех…»

2.Изучение новой темы
Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем изучать элементы 7А группы. Эти элементы называются галогенами. От греч. hals соль и genesis род, происхождение. Данная группа образуют соли при соединении с металлами.
Работать вы будите в группах, проводя независимое расследование по данной теме. Расследование вы будете проводить самостоятельно, по тематическим блокам. Я буду вашим инструктором. В течение изучения новой темы каждая группа будет заполнять карту расследования по данной теме. Вот как она выглядит (демонстрация на интерактивной доске)

Тематические блоки Галогены
1.История открытия
2.Положение в ПС и строение атома
3.Физические и химические свойства
4.Применение
5.Биологическая роль

И так мы начинаем наше независимое расследование по изучению темы галогены. Первый наш блок называется история открытия галогенов. В каждой группе находится по одному человеку, которым было дано опережающее задание. Сейчас они предстанут перед нами в роли историков и расскажут об истории открытия каждого галогена. Во время выступления, остальные учащиеся внимательно слушают. После выступления каждого учащегося на интерактивной доске идет презентация по истории открытия данного галогена и демонстрация веществ, содержащих в своем составе галогены. По слайдам, группы заполняют первый блок у себя в листах расследования.
Выступлением учащихся (историки).
1.История открытия фтора:
О существовании фтора догадывались многие химики конца 18-19 в., но получить его в чистом виде из - за высокой активности долго не удавалось. В истории фтора немало трагических страниц: многие ученые, которые изучали соединения фтора, теряли здоровье и даже гибли, потому что его соединения чрезвычайно ядовиты. Первооткрывателем свободного фтора стал французский химик Анри Муассан. Он подверг электролизу охлажденный до -23 градусов безводный фтороводород, но бледно- желтый газ разрушил платиноиридиевый анод. Для удачного эксперимента нужно было проводить в присутствии гидродифторида калия KHF2. Это произошло в 1866 году. За открытие фтора Муассан был удостоен Нобелевской премии по химии в 1906 году. Электролиз и поныне остается единственным способом получения фтора.
Уравнение реакции записывается так:
2HF→H2↑ + F2↑
катод анод
Демонстрация слайда
2.История открытия хлора:
Свойства элементарного хлора впервые были описаны лишь в1774 г. Ни Шееле, ни его сторонники не считали, что этот желто - зеленый газ с характерным запахом самостоятельный химический элемент. Только в 1810г. Дэви сделал единственно правильный вывод: этот газ - простое вещество, Шведским химиком Шееле, получившим хлор при взаимодействии соляной кислоты с пиролюзитом образованное элементом, который Дэви назвал хлорином. Через год Ж.Л. Гей - Люссак дал этому газу название «хлор».
Уравнение реакции записывается так:
MnO2+ 4HCl ® Cl2↑ + MnCl2 + 2H2O
Демонстрация слайда
3.История открытия брома:
Бром открыл французский химик Антуан Жером Балар, в 1826 году. Он исследовал жидкость, полученную при растворении в воде золы морских водорослей. Пропустив струю, Балар заметил, что раствор стал красно – бурым. Парижская Академия наук рекомендовала назвать новый элемент бромом из-за неприятного запаха паров этого вещества. В переводе с греческого «бромос» значит «зловонный».
Уравнение реакции записывается так:
2NaBr + Cl2 → 2NaCl + Br2
Демонстрация слайда
4.История открытия йода:
Йод был открыт в 1811 г. Французским химиком - технологом Бернаром Куртуа. Куртуа получил «новое вещество, в виде черного порошка, превращающегося при нагревании в пары великолепного фиолетового цвета». Название новому элементу дал известный физик - химик Ж. Гей-Люссак. «Иодэйдес» в переводе с древнегреческого означает «фиолетовый»- по цвету паров нового вещества.
Уравнение реакции записывается так:
2NaI + H2SO4 → Na2SO4 + I2
Демонстрация слайдов
5.Историю открытия астата рассказывает учитель с демонстрацией слайда.
Астат(At2) от греч. «астатос» - неустойчивый. Был получен в 1940 году
искусственным путем при облучении висмута альфа-частицами, учеными Калифорнийского университета Д.Корсоном и К.Р.Маккензи.
Спасибо нашим историкам, было очень интересно и познавательно. Мы продолжаем наше независимое расследование. И следующий блок называется - положение галогенов в ПС и строение атома. Каждой группе будет дано задание, по которому вы изучите данный блок. Задание называется «потерялся». Каждая группа должна по особым приметам дать характеристику элемента по положению его в ПС и строении его атома. Задания группам предоставляется на отдельных листах и на интерактивной доске. После завершения работы идет демонстрация слайдов на интерактивной доске.
Задание 1 группе (фтор)
Это галоген проживает в 7 подъезде, на 2 этаже, номер квартиры 9. Особые приметы: имеет массу тела 19. Найдите этот элемент, дайте ему характеристику по положению его в ПС и изобразите его строение атома.
Задание 2 группе (хлор)
Это галоген проживает в 7 подъезде, на 3 этаже, номер квартиры 17. Особые приметы: имеет массу тела 35. Найдите этот элемент, дайте ему характеристику по положению его в ПС и изобразите его строение атома.
Задание 3 группе (бром)
Это галоген проживает в 7 подъезде, на 4 этаже, номер квартиры 35. Особые приметы: имеет массу тела 80. Найдите этот элемент, дайте ему характеристику по положению его в ПС и изобразите его строение атома.
Задание 4 группе (йод)
Это галоген проживает в 7 подъезде, на 5 этаже, номер квартиры 53. Особые приметы: имеет массу тела 127. Найдите этот элемент, дайте ему характеристику по положению его в ПС и изобразите его строение атома.
Характеристику астату, дает учитель.
Демонстрация слайдов
Мы хорошо справились с данным заданием. И можем продолжить наше расследование. Рассмотрим физические и химические свойства галогенов. На интерактивной доске высвечивается 15 квадратов с цифрами. Каждая группа по очереди выбирает любой квадрат. За квадратом зашифрованы химические, либо физические свойства. Задача групп написать уравнение химической реакции на каждый квадрат и дать названия образовавшимся соединениям, если это химические свойства. И просто переписать текст к себе в лист расследования, если это физические свойства.
Цифра 1 – взаимодействие фтора с водородом
F2 + H2 = 2HF
Цифра 2 – взаимодействие фтора с водой
2F2 + 2H2О= 4HF + О2
Цифра 3 – взаимодействие фтора с кремнием
Si + 2F2 = SiF4
Цифра 4 – взаимодействие брома с иодидом калия
Br2 + 2KI = I2 + 2KBr
Цифра 5 – взаимодействие брома с водородом
Br2 + H2 = 2HBr
Цифра 6 – взаимодействие хлора с натрием
Сl2 + 2Na = 2NaCl
Цифра 7 – взаимодействие хлора с фосфором
2P + 3Cl2 = 2PCl3
Цифра 8 – взаимодействие хлора с бромидом калия
Cl2 + 2KBr = 2KCl + Br2,
Цифра 9 – взаимодействие йода с калием
J2 +2К = 2КJ
Цифра 10 – взаимодействие астата с натрием
At2 + 2Na = 2NaAt
Цифра 11 – физические свойства фтора
Фтор – светло-желтый, удушливый газ, раздражающий слизистые оболочки. Хорошо растворим в воде. Плотность 1,11 г/см3. Входит в состав зубной эмали. Во время первой мировой войны применяли в качестве боевого отравляющего вещества.
Цифра 12 – физические свойства хлора
Хлор – удушливый газ, желто-зеленого цвета, хорошо растворим в воде, тяжелый, в 2,5 раза тяжелее воздуха. Под давлением хлор превращается в жидкость. Температура кипения - 34,10 С.
Цифра 13 – физические свойства брома
Бром – красно - бурая летучая жидкость с неприятным запахом. Ядовитое вещество. Бром – малорастворим в воде, но растворим в органических растворителях. Плотность 3,12г/см3.
Цифра 14 – физические свойства йода
Йод при комнатной температуре представляет собой темно-фиолетовые кристаллы со слабым белком. При нагревании под атмосферным давлением он сублимируется (возгоняется), превращаясь в пар фиолетового цвета; при охлаждении пары йода кристаллизируются, минуя жидкое состояние.
Цифра 15 – вам улыбнулась удача!
После выполнения данного задания на интерактивной доске учителем демонстрируется вывод по физическим и химическим свойствам.
А мы приближаемся к завершению нашего расследования. Нам осталось изучить еще два блока. Предпоследний наш блок называется применение галогенов. Сейчас на интерактивной доске будут идти слайды с рисунками. Ваша задача по рисункам составить текст по применению галогенов и записать его в лист расследования.
Демонстрация слайдов
Вы хорошо справились с данным заданием. И последний наш блок называется биологическая роль. Сейчас перед вами выступит Чернова Татьяна. Она самостоятельно нашла информацию и подготовила презентацию по биологической роли галогенов. Оно представит перед вами как биолог. После просмотра каждого слайда, учащиеся заполняют лист расследования. Первая группа работает с фтором, вторая с хлором, третья с бромом и четвертая с йодом.
Демонстрация слайдов

3.Закрепление
Разгадывание загадок про галогены
1.Окислитель мощный самый,
Он так активен и силен,
Что вытесняет очень славно
Всех окислителей вагон (фтор)
2. Желто-зеленый, ядовитый,
Весьма опасный галоген,
Он очень сильный окислитель,
И удушающий фосген (хлор)
3.У меня дурная слава,
Я известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит! (бром)
4.Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит.
Знает, млад и стар народ,
Коль ушиб, то нужен… (йод)

5.Домашнее задание
п.8.20-8.23 упр.5 стр.274

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать и не иначе.
Чтоб оставить в жизни добрый след,
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!
Категория: Химия | Добавил: Dinasik (2012-04-13)
Просмотров: 6110 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru