Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Урок № 76 Тема: Общая характеристика элементов 7А группы Цель: Изучить общую характеристику галогенов по положению в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, строению атомов, способов получения, нахождению в природе, физико-химических свойств и применению. Задачи: 1) усвоение общих свойств галогенов; 2) формирование оперативно-контрольных умений, использование дополнительной литературы и компьютера; 3) развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, воспитание культуры умственного труда, умение работать в творческих группах с развитием навыков самостоятельной работы. Тип урока: Усвоение новых знаний Вид урока: Урок – независимое расследование Методы и методические приёмы: Самостоятельная работа учащихся с учебной и научно-популярной литературой, подготовка сообщений и презентации, заполнение таблицы, рефлексивный анализ. Демонстрация простых и сложных веществ Оборудование и реактивы: 1) Зубная паста «колгейт», чистящее средство «комет», лекарственный препарат «бромгексин», аптечный йод. 2) Учебная литература: Нурахметов Н., Бекишев К., Заграничная Н. «Химия - 10 класс» 3) Периодическая система Д.И.Менделеева 4) Интерактивная доска Межпредметные связи урока: Химия, физика, история, биология, география, литература. Предварительная подготовка: Класс заранее поделён на группы, отдельные учащиеся из группы получили задание по своей тематике. Опыт и наблюдение - таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека. (Чаннинг.) Ход урока: 1.Организационный момент 1.Приветсвие учащихся 2.Проверка отсутствующих 2.Проверка домашнего задания Игра « Да, нет» У каждой группы на столах лежат листы с вопросами, всего 10 вопросов. Учащиеся должны ответить на них либо да, либо нет. После завершения работы, ответы высвечиваются на интерактивной доске. Учащиеся сами проверяют и выставляют себе оценки. 1.Элементы 6А группы – это кислород, сера, селен, теллур и полоний (да) 2.Радиоактивный металл селен (нет) 3.Все элементы 6А группы называют халькогенами (нет) 4.Атомы элементов 6А группы содержат по 6 электронов на внешнем энергетическом уровне (да) 5.Кислород имеет степени окисления +2; -2 и -1 (да) 6.В ряду O-S-Se-Te электроотрицательность закономерно уменьшается (да) 7.Молекула кислорода одноатомна (нет) 8.Озон это аллотропное видоизменение кислорода с химической формулой О3 (да) 9.Сера – твердое кристаллическое вещество желтого цвета (да) 10.Сероводород не ядовитый, бесцветный газ с запахом тухлых яиц (нет) 3.Объяснение нового материала 1.Сообщение темы и цели урока Фтор, хлор, бром, йод и астат, Дружно выстроились в ряд! Ну - ка, братцы, кто тут главный? Разобраться в этом надо! Хлор хвалился: «Нет мне равных! Галоген я самый главный. Зря болтать я не люблю: Все на свете отбелю!» Йод красой своей гордился, Твердым был, но испарился. Фиолетовый, как ночь, Далеко умчался прочь. Бром разлился океаном, Хоть зловонным, но румяным. Бил себя он грозно в грудь: «Я ведь бром! Не кто– ни будь!...» Фтор молчал и думал: «Эх!.. Ведь приду – окислю всех…» 2.Изучение новой темы Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем изучать элементы 7А группы. Эти элементы называются галогенами. От греч. hals соль и genesis род, происхождение. Данная группа образуют соли при соединении с металлами. Работать вы будите в группах, проводя независимое расследование по данной теме. Расследование вы будете проводить самостоятельно, по тематическим блокам. Я буду вашим инструктором. В течение изучения новой темы каждая группа будет заполнять карту расследования по данной теме. Вот как она выглядит (демонстрация на интерактивной доске) Тематические блоки Галогены 1.История открытия 2.Положение в ПС и строение атома 3.Физические и химические свойства 4.Применение 5.Биологическая роль И так мы начинаем наше независимое расследование по изучению темы галогены. Первый наш блок называется история открытия галогенов. В каждой группе находится по одному человеку, которым было дано опережающее задание. Сейчас они предстанут перед нами в роли историков и расскажут об истории открытия каждого галогена. Во время выступления, остальные учащиеся внимательно слушают. После выступления каждого учащегося на интерактивной доске идет презентация по истории открытия данного галогена и демонстрация веществ, содержащих в своем составе галогены. По слайдам, группы заполняют первый блок у себя в листах расследования. Выступлением учащихся (историки). 1.История открытия фтора: О существовании фтора догадывались многие химики конца 18-19 в., но получить его в чистом виде из - за высокой активности долго не удавалось. В истории фтора немало трагических страниц: многие ученые, которые изучали соединения фтора, теряли здоровье и даже гибли, потому что его соединения чрезвычайно ядовиты. Первооткрывателем свободного фтора стал французский химик Анри Муассан. Он подверг электролизу охлажденный до -23 градусов безводный фтороводород, но бледно- желтый газ разрушил платиноиридиевый анод. Для удачного эксперимента нужно было проводить в присутствии гидродифторида калия KHF2. Это произошло в 1866 году. За открытие фтора Муассан был удостоен Нобелевской премии по химии в 1906 году. Электролиз и поныне остается единственным способом получения фтора. Уравнение реакции записывается так: 2HF→H2↑ + F2↑ катод анод Демонстрация слайда 2.История открытия хлора: Свойства элементарного хлора впервые были описаны лишь в1774 г. Ни Шееле, ни его сторонники не считали, что этот желто - зеленый газ с характерным запахом самостоятельный химический элемент. Только в 1810г. Дэви сделал единственно правильный вывод: этот газ - простое вещество, Шведским химиком Шееле, получившим хлор при взаимодействии соляной кислоты с пиролюзитом образованное элементом, который Дэви назвал хлорином. Через год Ж.Л. Гей - Люссак дал этому газу название «хлор». Уравнение реакции записывается так: MnO2+ 4HCl ® Cl2↑ + MnCl2 + 2H2O Демонстрация слайда 3.История открытия брома: Бром открыл французский химик Антуан Жером Балар, в 1826 году. Он исследовал жидкость, полученную при растворении в воде золы морских водорослей. Пропустив струю, Балар заметил, что раствор стал красно – бурым. Парижская Академия наук рекомендовала назвать новый элемент бромом из-за неприятного запаха паров этого вещества. В переводе с греческого «бромос» значит «зловонный». Уравнение реакции записывается так: 2NaBr + Cl2 → 2NaCl + Br2 Демонстрация слайда 4.История открытия йода: Йод был открыт в 1811 г. Французским химиком - технологом Бернаром Куртуа. Куртуа получил «новое вещество, в виде черного порошка, превращающегося при нагревании в пары великолепного фиолетового цвета». Название новому элементу дал известный физик - химик Ж. Гей-Люссак. «Иодэйдес» в переводе с древнегреческого означает «фиолетовый»- по цвету паров нового вещества. Уравнение реакции записывается так: 2NaI + H2SO4 → Na2SO4 + I2 Демонстрация слайдов 5.Историю открытия астата рассказывает учитель с демонстрацией слайда. Астат(At2) от греч. «астатос» - неустойчивый. Был получен в 1940 году искусственным путем при облучении висмута альфа-частицами, учеными Калифорнийского университета Д.Корсоном и К.Р.Маккензи. Спасибо нашим историкам, было очень интересно и познавательно. Мы продолжаем наше независимое расследование. И следующий блок называется - положение галогенов в ПС и строение атома. Каждой группе будет дано задание, по которому вы изучите данный блок. Задание называется «потерялся». Каждая группа должна по особым приметам дать характеристику элемента по положению его в ПС и строении его атома. Задания группам предоставляется на отдельных листах и на интерактивной доске. После завершения работы идет демонстрация слайдов на интерактивной доске. Задание 1 группе (фтор) Это галоген проживает в 7 подъезде, на 2 этаже, номер квартиры 9. Особые приметы: имеет массу тела 19. Найдите этот элемент, дайте ему характеристику по положению его в ПС и изобразите его строение атома. Задание 2 группе (хлор) Это галоген проживает в 7 подъезде, на 3 этаже, номер квартиры 17. Особые приметы: имеет массу тела 35. Найдите этот элемент, дайте ему характеристику по положению его в ПС и изобразите его строение атома. Задание 3 группе (бром) Это галоген проживает в 7 подъезде, на 4 этаже, номер квартиры 35. Особые приметы: имеет массу тела 80. Найдите этот элемент, дайте ему характеристику по положению его в ПС и изобразите его строение атома. Задание 4 группе (йод) Это галоген проживает в 7 подъезде, на 5 этаже, номер квартиры 53. Особые приметы: имеет массу тела 127. Найдите этот элемент, дайте ему характеристику по положению его в ПС и изобразите его строение атома. Характеристику астату, дает учитель. Демонстрация слайдов Мы хорошо справились с данным заданием. И можем продолжить наше расследование. Рассмотрим физические и химические свойства галогенов. На интерактивной доске высвечивается 15 квадратов с цифрами. Каждая группа по очереди выбирает любой квадрат. За квадратом зашифрованы химические, либо физические свойства. Задача групп написать уравнение химической реакции на каждый квадрат и дать названия образовавшимся соединениям, если это химические свойства. И просто переписать текст к себе в лист расследования, если это физические свойства. Цифра 1 – взаимодействие фтора с водородом F2 + H2 = 2HF Цифра 2 – взаимодействие фтора с водой 2F2 + 2H2О= 4HF + О2 Цифра 3 – взаимодействие фтора с кремнием Si + 2F2 = SiF4 Цифра 4 – взаимодействие брома с иодидом калия Br2 + 2KI = I2 + 2KBr Цифра 5 – взаимодействие брома с водородом Br2 + H2 = 2HBr Цифра 6 – взаимодействие хлора с натрием Сl2 + 2Na = 2NaCl Цифра 7 – взаимодействие хлора с фосфором 2P + 3Cl2 = 2PCl3 Цифра 8 – взаимодействие хлора с бромидом калия Cl2 + 2KBr = 2KCl + Br2, Цифра 9 – взаимодействие йода с калием J2 +2К = 2КJ Цифра 10 – взаимодействие астата с натрием At2 + 2Na = 2NaAt Цифра 11 – физические свойства фтора Фтор – светло-желтый, удушливый газ, раздражающий слизистые оболочки. Хорошо растворим в воде. Плотность 1,11 г/см3. Входит в состав зубной эмали. Во время первой мировой войны применяли в качестве боевого отравляющего вещества. Цифра 12 – физические свойства хлора Хлор – удушливый газ, желто-зеленого цвета, хорошо растворим в воде, тяжелый, в 2,5 раза тяжелее воздуха. Под давлением хлор превращается в жидкость. Температура кипения - 34,10 С. Цифра 13 – физические свойства брома Бром – красно - бурая летучая жидкость с неприятным запахом. Ядовитое вещество. Бром – малорастворим в воде, но растворим в органических растворителях. Плотность 3,12г/см3. Цифра 14 – физические свойства йода Йод при комнатной температуре представляет собой темно-фиолетовые кристаллы со слабым белком. При нагревании под атмосферным давлением он сублимируется (возгоняется), превращаясь в пар фиолетового цвета; при охлаждении пары йода кристаллизируются, минуя жидкое состояние. Цифра 15 – вам улыбнулась удача! После выполнения данного задания на интерактивной доске учителем демонстрируется вывод по физическим и химическим свойствам. А мы приближаемся к завершению нашего расследования. Нам осталось изучить еще два блока. Предпоследний наш блок называется применение галогенов. Сейчас на интерактивной доске будут идти слайды с рисунками. Ваша задача по рисункам составить текст по применению галогенов и записать его в лист расследования. Демонстрация слайдов Вы хорошо справились с данным заданием. И последний наш блок называется биологическая роль. Сейчас перед вами выступит Чернова Татьяна. Она самостоятельно нашла информацию и подготовила презентацию по биологической роли галогенов. Оно представит перед вами как биолог. После просмотра каждого слайда, учащиеся заполняют лист расследования. Первая группа работает с фтором, вторая с хлором, третья с бромом и четвертая с йодом. Демонстрация слайдов 3.Закрепление Разгадывание загадок про галогены 1.Окислитель мощный самый, Он так активен и силен, Что вытесняет очень славно Всех окислителей вагон (фтор) 2. Желто-зеленый, ядовитый, Весьма опасный галоген, Он очень сильный окислитель, И удушающий фосген (хлор) 3.У меня дурная слава, Я известная отрава. Даже имя говорит, Что я страшно ядовит! (бром) 4.Он с морской капустой дружит, И лекарством людям служит. Знает, млад и стар народ, Коль ушиб, то нужен… (йод) 5.Домашнее задание п.8.20-8.23 упр.5 стр.274 Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать и не иначе. Чтоб оставить в жизни добрый след, И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет… Для чего? Ищите свой ответ! | |
Просмотров: 6110 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|