Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
ВОСШ п.Научный Учитель химии: Спасёнкина Наталья Степановна Урок : «Неизвестное об известном» Цель урока: 1) повторить и обобщить знания о соединениях подгруппы углерода 2) умение решать расчетные и экспериментальные задачи; 3) расширить знания учащихся, научиться определять масштабы загрязнения окружающей среды, обсудить проблемы экологии. Тип урока: повторения и обобщения «Не бойся незнания, бойся ложных знаний» (Л.Н. Толстой) Оборудование. Пробирки, мел, зубная паста, скорлупа яиц, соляная кислота. серная кислота, гидрокарбонат натрия, пробиркодержатель, пробирка с газоотводной трубкой, прибор –огнетушитель, плакаты, открытки, дидактический и раздаточный материал. Ход урока. Цель урока. Активизация мыслительной деятельности. Сегодня на уроке мы будем обобщать знания свои знания по подгруппе углерода, говорить об известных вам веществах, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Диалог с учащимися. Скажите, ребята, что общего между мелом, пирожными, стеклом, зубной пастой, минеральной водой. Какая связь существует между этими веществами? Органических веществ известно более 10 миллионов, неорганических более 400 тысяч, некоторые из них относятся к соединениям углерода. Из такого элемента, как углерод построена вся живая и неживая природа, поэтому сегодня на уроке у нас пойдет речь о соединениях углерода. Назовите соединения углерода, какие вы знаете? А сейчас, выполните тест на знание соединений углерода. (По завершении тестов проводится взаимопроверка теста и его оценка учащимися). Разминка. 1.Вещества, изменяющие цвет кислот и оснований. (индикатор). 2.Явления существования одного и того же элемента в виде нескольких простых веществ называется… (аллотропия). 3. Какая вода мутнеет в присутствии СО2 … известковая 4. Почему при повышенной кислотности желудочного сока рекомендуется пить раствор питьевой соды. (ответ подтвердите уравнениями реакции) 5. С какими грибами французы поступают также как наши грибники с мухоморами? ( с белыми). 6.Сколько химических реакций происходит одновременно в одной клетке человеческого организма? (более 2000). 7. откуда в атмосфере берется кислород? (образуется в процессе фотосинтеза). 8. Каким воздухом дышит человек? (воздухом. В состав которого входит кислорода 21%, азота 78%, углекислого газа -0,03%). 9. Качественная реакция на соли угольной кислоты? ( при взаимодействии с кислотами происходит «вскипание» -выделение углекислого газа). Что представляет собой углекислый газ? Какой это газ? Вы узнаете. Если ответите на тест. В результате решения теста у вас должен получиться код из восьми знаков. Тест. 1.газ без цвета, запаха, вкуса. 2.ядовитый газ 3.тяжелее воздуха 4.горит 5.немного легче воздуха 6.проявляет свойства кислотного оксида 7.не горит, не поддерживает горение 8.взаимодействует со щелочами 9.не вызывает отравления человека 10.взаимодействует с солями 11.в окислитель-восстановительных реакциях является восстановителем 12.в плохо растворяется. «100 почему?» Вопросы учащимся. 1.При испуге дыхание человека становится затрудненным и частым? Как это влияет на концентрацию углекислого газа в крови и уровень кислотности ( увеличивается концентрация углекислого газа и уровень тоже повышается). 2.В какой комнате лучше будут расти комнатные цветы. Почему?( в большой, где будет небольшое скопление углекислого газа). 3.Как образуются пещеры из меловых отложений? (сталактиты и сталагмиты). Объяснить эти процессы. (открытки на столах учащихся). 4.Предложите способы сохранения некоторых продуктов питания. лаков, красок. (насыщение углекислым газом) 5.Какие соединения углерода содержит питьевая вода? (гидрокарбонат кальция). 6.Что такое газированная вода? Почему она имеет кислый вкус? 7.В Италии, близ Неаполя, имеется «собачья пещера», в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ. Почему при входе в эту пещеру людей с собаками животных гибнут. А люди остаются невредимыми? 8.Почему свечи гаснут в атмосфере углекислого газа? Проведение дебатов. Польза и вред углекислого газа. Польза. 1.фотосинтез 2.тушение пожаров 3.приготовление продуктов питания 4.изготовление строительных материалов. Вред. 1.отравление газом при высокой концентрации 2.парниковый эффект 3.потепление и изменение климата на планете с повышением содержания углекислого газа 4.способствует образованию кислотных дождей. Проблема? Имеет ли отношение к нашей теме урока огнетушитель? Как работает огнетушитель (демонстрация работы огнетушителя-микро. Опыт тушение «пожара». Напишите уравнение химической реакции между серной кислотой и гидрокарбонатом натрия Интересные факты – сообщения учащихся. Известно. Что огромное количество углекислого газа выделяется при извержении вулканов. Курение вредит еще тем, что приводит к избыточному накоплению углекислого газа в легких, а через них - в крови. Давно замечено, что вдыхание газовых смесей с повышением содержанием углекислого газа нарушает терморегуляцию и вызывает гипотермию - охлаждение организма. Известный русский врач П.И. Бахметьев еще в 1918 году предложил использовать эту особенность углекислого газа для замедления процессов жизнедеятельности. В наши дни после операции больным дают иногда вдыхать карбоген – смесь кислорода с углекислым газом – для профилактики воспаления легких. Углекислый газ – главный компонент атмосферы Марса. Из углекислого газа состоят марсианские облака. Повышенное содержание углекислого газа способствует образованию кислотных дождей. Первые кислотные дожди отмечены в Скандинавии. Сейчас эта проблема существует во всем индустриальном мире. Исследовано, что сельскохозяйственные культуры замедляются в росте, леса умирают. Тихий океан не успевает поглотить весь углекислый газ. Работа в группах. 1.гр. Скажите какими свойствами обладает угарный газ (оксид углерода (11)? 2.гр. Угарный газ может заменить кислород в кровеносной системе человека. Как это происходит? При каких условиях это происходит? (ответы учащихся) Проблема? Где еще в повседневной жизни встречается угарный газ? ( в сигаретном дыме). «100 почему?» 1.Зуд от укуса комара можно уменьшить. Потерев кожу 3%-ным раствором питьевой соды. Какой процесс происходит? (происходит реакция нейтрализации молочной кислоты гидрокарбонатом натрия. 2.как лучше сточки зрения экологии человека отделать потолок и стены кухни: отбелить известью. Окрасить масляной краской, эмалями, оклеить их обоями. ( побелка известно, способствует химической очистке воздуха, так как гидроксид кальция вступает во взаимодействие с вредными веществами). Проблема? В каких продуктах питания содержатся соли угольной кислоты? Выполнение практической работы. Работа в группах. Соблюдение ТБ Технологическая карта 1. 1.Докажите, что скорлупа куриного яйца содержит карбонат кальция СаСО 3 . Проделайте необходимые опыты, запишите уравнения химических реакций и наблюдения. 2. Почему хлебобулочные изделия пористые. Какое соединение углерода разрыхляет тесто? Докажите, что гидрокарбонат натрия NаНСО 3 (сода) содержит углекислый газ. Докажите наличие этого газа. Запишите уравнения химических реакций и наблюдения. Технологическая карта 2. 1.Докажите, что зубная паста содержит карбонат кальция. Проделайте необходимые опыты. Напишите уравнения химических реакций и наблюдения. 2.Получите углекислый газ из мела. Напишите уравнения химических реакций и наблюдения. Решение задач. 1.Какую массу оксида кальция можно получить при термичеком разложении 500 г известняка, содержащего 9 % примесей? 2.Вычислите объем углекислого газа и массу жженой извести, которые получатся при обжиге 400кг известняка, содержащего 10 примесей? В ЗАВЕРШЕНИИ УРОКА ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТ САМОАНАЛИЗА Лист самоанализа Вопрос Знаю уверенно Надо повторить Место подгруппы углерода в периодической системе химических элементов. Особенности строения соединений углерода Химические свойства углерода и его соединений Важнейшие соединения углерода Домашнее задание: согласно листа самоанализа повторить материал по подгруппе углерода Итог. И В ЗАВЕРШЕНИИ НАШЕГО УРОКА Я ХОТЕЛА БЫ ПОБЛАГОДАРИТЬ ВСЕХ ЗА РАБОТУ И ОЗНАКОМИТЬ ВАС С ОЦЕНКАМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ НА УРОКЕ. Выставление оценок учащимся. Оценивание урока. Оценка в % Уровень Вашего интереса на уроке Уровень сложности нового материала Уровень понимания нового материала Уровень Вашей активности на уроке Ваше настроение на начало урока Ваше настроение на конец урока 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% | |
Просмотров: 1308 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|