Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Организация самостоятельной, дифференциальной работы учащихся на уроках химии через использование традиционных методов и ИКТ Антонова Ольга Александровна учитель химии КГУ «СМШ № 37» г. Усть-Каменогорска Обучение и развитие – процессы, находящиеся в сложном взаимоотношении. Всякая попытка учителя «внести» в ребенка знания не приносит желаемых результатов, если неорганизованна собственная деятельность ученика, причем деятельность, которая приносит ему переживания, положительные эмоции от преодоления трудностей, открытий, полученных результатов и главное, от самой познавательной деятельности. Для этого учителю необходимо создать на уроке атмосферу психологической поддержки, психологической комфорта для каждого ученика. Всему этому способствуют семинары, которые я провожу после изучения новой темы и организую их следующим образом. Познавательный процесс строится преимущественно на основе взаимодействия 2 учащихся между собой. Учитель выступает в роли консультанта, помощника. Учебный материал, требующий проработки, готовится учителем в трех уровнях сложности (простой, средней степени сложности, сложный). Право выбора одного из трех уровней остается за каждым учеником. Задание А (простой уровень сложности) предполагает усвоение программного материала учащимися на уровне государственного стандарта и выполнение простых, не сложных заданий. Задание В (средний уровень сложности) предполагает усвоение программного материала учащимися на уровне государственного стандарта и выполнение более сложных заданий, требующих умений сравнивать, находить подобное, обобщать. Задание С (сложный уровень) предполагает более глубокое, расширенное усвоение программного материала учащимися и развитие творческих способностей, поисковой деятельности у них. На уроке-семинаре каждый ученик получает три варианта заданий, различной сложности. Учитель дает краткую инструкцию и объясняет, что при правильном ответе на вопросы задания А – оценка «3», задание В - оценка «4», задание С - оценка «5». Ученик выбирает то, задание, которое считает для себя приемлемым и начинает работать. Каждое задание содержит равное число вопросов, которые охватывают весь ранние изученный материал. Это идет рабочая часть семинара (25 мин). Ученик может в это время пользоваться учебником, дополнительной литературой, обсуждать вопрос с партнером, консультироваться у учителя. Затем учащиеся закрывают учебники, тетради и начинается контролирующая часть урока. Она длится 15 мин. и состоит из 2 разделов. 1. Ученик на чистом листе отвечает только на один вопрос своего задания, номер вопроса ему говорит учитель. Ответы учащиеся сдают учителю. 2. Несколько учеников, которые ранние выполняли задание В и С выходят к доске и готовят ответы на наиболее сложные вопросы. После того, как учащиеся всего класса сдадут свои работы, они слушает и оценивает ответ одноклассников. В результате такой работы происходит не однократное возращение к содержанию по «нарастающей» - от простого к сложному, от репродуктивных знаний к творческому поиску. Это дает возможность каждому ученику усвоить учебный материал от уровня элементарных знаний до уровня «оценки знаний». Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса химии. На своих уроках при закреплении ЗУН учащихся кроме того, что использую разноуровневые задания, так же применяю информационно - коммуникационные технологии (ИКТ), и проблемное обучение, помогающие возбудить интерес учащихся к химии, активизировать их учебно-познавательную деятельность. Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни. Ведя исследование в этом направлении, пытаюсь решать на уроках задачу активизации познавательной деятельности учащихся через использование компьютерных технологий и интегрировать тем самым информационные знания с курсом химии средней школы. Такая интеграция позволяет разрабатывать новые подходы к обучению химии, сделав изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества. Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя. Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую преподаватель использует при подготовке к занятиям. Одним из важнейших методических принципов позволяющих эффективно использовать ИКТ является совмещение компьютерных технологий с традиционными. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. К информационным технологиям обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала. На уроках использую компьютерные технологии как при изучении нового материала (презентации для лекций), так и при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), коррекции знаний. Задания так же подбираются разного уровня сложности. Использование ИКТ на этом этапе обучения дает возможность само- и взаимопроверке знаний у учащихся. Если учащиеся не могут ответить на какой либо вопрос, то, используя специальную управляющую кнопку с гиперссылкой, возвращаю тот слайд, где есть сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляю повторение материал, оказавшегося трудным для учащихся. На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачёт) организую работу учащихся по освоению материала темы, основанную на самоконтроле. Компьютерную программу использую для самостоятельной работы, как обучающее и контролирующее средство обучения. Организованная таким образом работа учащихся на уроках химии способствует повышению их интереса к изучению данного предмета, повышению качества знаний, развитию логического мышления, умению применять знания на практике. Ученики успешно сдают химию на ЕНТ. Занимают призовые места на городских олимпиадах по предмету. | |
Просмотров: 1541 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|