Разработка открытого урока На тему «Что мы знаем, что мы умеем» Эпиграф к уроку: «Дорога к знанию? Ну что же, её легко понять. Ответить можно сразу: Вы ошибаетесь и ошибаетесь, И ошибаетесь опять, но меньше, Меньше, меньше с каждым разом». Цель: повторить и обобщить знания учащихся о первоначальных химических понятиях; закрепить умение составлять химические формулы, уравнения реакций, определять тип реакций; развивать навыки проведения химического эксперимента; совершенствовать коммуникативные способности и навыки, создавая ситуацию успеха. Методы: работа в группах (3 группы учащихся), творческий поиск. Оформление и оборудование к уроку: µ Интерактивная доска; µ Карточки с формулами веществ; µ Карточки с заданиями для групп; µ Оборудование для проведения эксперимента. Ход урока Учитель. Сегодня на уроке мы совершим сказочное путешествие в страну «Первоначальные химические понятия». Химия – это наука, умеющая творить чудеса. И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом. Секрет этой магии – знание химического ремесла. Сегодня проверка ваших знаний, юные химики! Класс мы разделим на 3 группы, каждая занимает места в нашем волшебном поезде, который оправляется в путь, в страну: «Первоначальные химические понятия». И, как принято перед долгой дорогой, желаю Вам Доброго пути! Но перед тем как мы отправимся в путь, проведем небольшую викторину. Цель викторины - проверить знания и кругозор учащихся. Вопросы: ∞ Какое самое распространенное вещество на земле? (вода) ∞ Какие металлы одними из первых стали известны людям? (медь, золото, серебро) ∞ Кто из ученых внес большой вклад в развитие атомно-молекулярного учения? (М.В.Ломоносов, Дж.Дальтон) ∞ Кто открыл Закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов, А.Лавуазье) ∞ Кто из ученых ввел современное обозначение химических элементов? (Й.Берцелиус) ∞ Какие известные вам газы, содержатся в воздухе? (азот, кислород, углекислый газ, инертные газы) Станция, с которой мы начинаем путешествие, называется «Вещества». I этап: Группы получают карточки с вопросами и готовят ответы на вопросы. Карточка № 1 Что такое вещество? Приведите пример тел и веществ. Карточка № 2 Какие вещества называются простыми? Приведите примеры простых веществ. Карточка № 3 Какие вещества называются сложными? Приведите примеры сложных веществ. II этап: Заслушиваются ответы по вопросам от каждой группы. Учитель. Наше путешествие началось от станции «Вещества» к станции «Явления». Вы знаете, что явления делятся на физические и химические. III этап: У каждой группы на столе оборудование и вещества для показа явлений. Подумать, какое явление можно показать и к какой группе оно относится. У группы № 1: порошки железа и серы, магнит, ложечка (получение смесей и разделение её). У группы № 2: спиртовка и спички (горение спирта). У группы № 3: свеча, спички, стаканчик (плавление парафина, горение свечи). IV этап: Ребята проводят демонстрации и определяют тип явления. Учитель. Все справились хорошо, и путь на станцию «Молекулы и атомы» открыт! V этап: Группы получают рисунки молекул разных веществ, определяют, правильные ли они, и с помощью шаростержневых моделей моделируют. VI этап: Демонстрация моделей. Обсуждение. (Модели Н2, О2, Н2О) Ребята, прежде чем попасть на следующую станцию, давайте посмотрим, как вы знаете символы химических элементов и формулы веществ. (Учащиеся на интерактивной доске пишут под диктовку учителя химические знаки). группa №1 калий, магний, алюминий, кремний, азот, цинк, молекула кислорода группa №2 натрий, медь, фосфор, кислород, сера, углерод, молекула воды группa №2 железо, ртуть, кальций, свинец, барий, водород, молекула углекислого газа Учитель. Конечно, не все вещества имеют молекулярное строение, у некоторых – атомное или ионное. Четвертая станция – «Знаки химических элементов». Чтобы попасть на эту станцию, нужно знать магические числа – относительные атомные массы элементов. VII этап: Чья группа быстрее назовет эти магические числа. Учитель называет знаки элементов, учащиеся должны быстро находить относительные атомные массы. Ответить нужно каждому из группы. Учитель. Уважаемые пассажиры! Мы приближаемся к станции под названием «Химические формулы». За окном мелькают формулы различных веществ, давайте прочтем их. Учитель показывает на карточках формулы разных веществ для каждой группы, и ребята их читают, определяют валентность элементов, подсчитывают в уме относительные молекулярные массы веществ. Учитель. Дорогие путешественники! Не волнуйтесь, у нас на пути неожиданное препятствие – стрелочник не знает, куда правильно перевести стрелку. Перед ним три пути, какой из них верный? (формулы на интерактивной доске для каждой группы). VIII этап: Группа оперативно должна проверить путь передвижения. Проверьте, правильно ли составлены формулы, и исправьте, если нужно ошибки. группa №1 Ag2O, FeO (II), CuO (I), SO2 (IV) группa №2 CO (IV), Fe2O3 (III), Cu2O (II), P2O5 группa №3 CO2 (II), K2O, MgO, KO IX этап: Группы проверили, правильно ли формулы были составлены, и говорят о найденных ошибках. Учитель. Молодцы! Вы правильно выбрали путь. Впереди нас ждет станция «Химические уравнения». Вас ждет трудная и кропотливая работа. Х этап: Перепишите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты и укажите типы химических реакций. группa №1 AI + O2 → AI2O3 H2O → H2 + O2 HCI + Zn → ZnCI2 + H2 группa №2 Na + O2 → Na2O AgBr → Ag + Br2 CuO + C → Cu + CO2 группa №3 Fe + O2 → FeO AgI → Ag + I2 HCI + Mg → MgCI2 + H2 XI этап: Учитель на интерактивной доске показывает правильное выполнение заданий, и учащиеся проверяют свои работы, объективно их оценивая. Учитель. Вы, наверное, очень устали, поэтому мы приступаем к следующему этапу – практическому, ведь теория проверяется практикой. Наша следующая станция называется «Химик экспериментатор». Задание для группы № 1: Дана смесь соли с песком, отделите песок от соли. Какая это смесь? Какие виды смеси вы знаете? Задание для группы № 2: Дана смесь железа и серы. Какая это смесь? Чем отличается смесь от сложного вещества? Задание для группы № 3: Дан раствор соли. Выделите соль из раствора. Какая это смесь? Какие способы разделения смеси вы знаете? За выполнением этого задания следит лаборант. Учитель. Итак, юные химики, наш урок подошел к концу. Желаю вам дальнейшего путешествия и новых знаний в изучении химии.
|