Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Разработка открытого урока
Разработка открытого урока
На тему «Что мы знаем, что мы умеем»

Эпиграф к уроку:
«Дорога к знанию?
Ну что же, её легко понять.
Ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь и ошибаетесь,
И ошибаетесь опять, но меньше,
Меньше, меньше с каждым разом».

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о первоначальных химических понятиях; закрепить умение составлять химические формулы, уравнения реакций, определять тип реакций; развивать навыки проведения химического эксперимента; совершенствовать коммуникативные способности и навыки, создавая ситуацию успеха.
Методы: работа в группах (3 группы учащихся), творческий поиск.
Оформление и оборудование к уроку:
µ Интерактивная доска;
µ Карточки с формулами веществ;
µ Карточки с заданиями для групп;
µ Оборудование для проведения эксперимента.

Ход урока

Учитель. Сегодня на уроке мы совершим сказочное путешествие в страну «Первоначальные химические понятия».

Химия – это наука, умеющая творить чудеса. И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.
Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.
Секрет этой магии – знание химического ремесла. Сегодня проверка ваших знаний, юные химики!
Класс мы разделим на 3 группы, каждая занимает места в нашем волшебном поезде, который оправляется в путь, в страну: «Первоначальные химические понятия». И, как принято перед долгой дорогой, желаю Вам Доброго пути!
Но перед тем как мы отправимся в путь, проведем небольшую викторину.
Цель викторины - проверить знания и кругозор учащихся.
Вопросы:
∞ Какое самое распространенное вещество на земле? (вода)
∞ Какие металлы одними из первых стали известны людям? (медь, золото, серебро)
∞ Кто из ученых внес большой вклад в развитие атомно-молекулярного учения? (М.В.Ломоносов, Дж.Дальтон)
∞ Кто открыл Закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов, А.Лавуазье)
∞ Кто из ученых ввел современное обозначение химических элементов? (Й.Берцелиус)
∞ Какие известные вам газы, содержатся в воздухе? (азот, кислород, углекислый газ, инертные газы)

Станция, с которой мы начинаем путешествие, называется «Вещества».
I этап: Группы получают карточки с вопросами и готовят ответы на вопросы.
Карточка № 1
Что такое вещество? Приведите пример тел и веществ.
Карточка № 2
Какие вещества называются простыми? Приведите примеры простых веществ.
Карточка № 3
Какие вещества называются сложными? Приведите примеры сложных веществ.
II этап: Заслушиваются ответы по вопросам от каждой группы.

Учитель. Наше путешествие началось от станции «Вещества» к станции «Явления».
Вы знаете, что явления делятся на физические и химические.
III этап: У каждой группы на столе оборудование и вещества для показа явлений. Подумать, какое явление можно показать и к какой группе оно относится.
У группы № 1: порошки железа и серы, магнит, ложечка (получение смесей и разделение её).
У группы № 2: спиртовка и спички (горение спирта).
У группы № 3: свеча, спички, стаканчик (плавление парафина, горение свечи).
IV этап: Ребята проводят демонстрации и определяют тип явления.

Учитель. Все справились хорошо, и путь на станцию «Молекулы и атомы» открыт!
V этап: Группы получают рисунки молекул разных веществ, определяют, правильные ли они, и с помощью шаростержневых моделей моделируют.
VI этап: Демонстрация моделей. Обсуждение. (Модели Н2, О2, Н2О)
Ребята, прежде чем попасть на следующую станцию, давайте посмотрим, как вы знаете символы химических элементов и формулы веществ. (Учащиеся на интерактивной доске пишут под диктовку учителя химические знаки).
группa №1
калий, магний, алюминий, кремний, азот, цинк, молекула кислорода
группa №2
натрий, медь, фосфор, кислород, сера, углерод, молекула воды
группa №2
железо, ртуть, кальций, свинец, барий, водород, молекула углекислого газа

Учитель. Конечно, не все вещества имеют молекулярное строение, у некоторых – атомное или ионное. Четвертая станция – «Знаки химических элементов». Чтобы попасть на эту станцию, нужно знать магические числа – относительные атомные массы элементов.
VII этап: Чья группа быстрее назовет эти магические числа. Учитель называет знаки элементов, учащиеся должны быстро находить относительные атомные массы. Ответить нужно каждому из группы.

Учитель. Уважаемые пассажиры! Мы приближаемся к станции под названием «Химические формулы». За окном мелькают формулы различных веществ, давайте прочтем их.
Учитель показывает на карточках формулы разных веществ для каждой группы, и ребята их читают, определяют валентность элементов, подсчитывают в уме относительные молекулярные массы веществ.

Учитель. Дорогие путешественники! Не волнуйтесь, у нас на пути неожиданное препятствие – стрелочник не знает, куда правильно перевести стрелку. Перед ним три пути, какой из них верный? (формулы на интерактивной доске для каждой группы).
VIII этап: Группа оперативно должна проверить путь передвижения. Проверьте, правильно ли составлены формулы, и исправьте, если нужно ошибки.
группa №1
Ag2O, FeO (II), CuO (I), SO2 (IV)

группa №2
CO (IV), Fe2O3 (III), Cu2O (II), P2O5

группa №3
CO2 (II), K2O, MgO, KO
IX этап: Группы проверили, правильно ли формулы были составлены, и говорят о найденных ошибках.

Учитель. Молодцы! Вы правильно выбрали путь. Впереди нас ждет станция «Химические уравнения». Вас ждет трудная и кропотливая работа.
Х этап: Перепишите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты и укажите типы химических реакций.
группa №1
AI + O2 → AI2O3
H2O → H2 + O2
HCI + Zn → ZnCI2 + H2

группa №2
Na + O2 → Na2O
AgBr → Ag + Br2
CuO + C → Cu + CO2

группa №3
Fe + O2 → FeO
AgI → Ag + I2
HCI + Mg → MgCI2 + H2

XI этап: Учитель на интерактивной доске показывает правильное выполнение заданий, и учащиеся проверяют свои работы, объективно их оценивая.

Учитель. Вы, наверное, очень устали, поэтому мы приступаем к следующему этапу – практическому, ведь теория проверяется практикой. Наша следующая станция называется «Химик экспериментатор».
Задание для группы № 1:
Дана смесь соли с песком, отделите песок от соли. Какая это смесь? Какие виды смеси вы знаете?
Задание для группы № 2:
Дана смесь железа и серы. Какая это смесь? Чем отличается смесь от сложного вещества?
Задание для группы № 3:
Дан раствор соли. Выделите соль из раствора. Какая это смесь? Какие способы разделения смеси вы знаете?
За выполнением этого задания следит лаборант.

Учитель. Итак, юные химики, наш урок подошел к концу. Желаю вам дальнейшего путешествия и новых знаний в изучении химии.

Категория: Химия | Добавил: reg (2008-11-20) | Автор: Дыркова Нурдания Сайфуллаевна E
Просмотров: 3206 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru