Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Сафакова Сауле Мендыбаевна Учреждение «Профессиональный лицей «Жастар» г. Семей ул. Чайжунусова, 44 «Кооперация в обучении: групповая работа». Современное гражданское общество стремительно усложняется прямо на наших глазах. Базовых качеств грамотного человека – умений читать, писать и считать – уже недостаточно для современного работника. Сегодняшний казахстанский выпускник профессионального лицея должен быть конкурентоспособен на рынке труда, т.е. обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения. Поэтому навыки кооперации, которые ранее в значительной степени стихийно формировались социальной средой, теперь необходимо осваивать в лицее. Доказано, что работа в условиях кооперации – весьма эффективный режим учебной работы, и дело не только в том, что кооперация в обучении позволяет лучше освоить материал и дольше его помнить. Обучение в условиях кооперации демонстрирует и другие важные преимущества по сравнению с обучением в условиях конкуренции. Итак, деятельность в условиях кооперации обеспечивает: 1. Более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса. 2. Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в классе. 3. Повышение самооценки и коммуникационной компетентности учащихся и, в конечном счете, большее психическое здоровье учащихся. Учителю требуются достаточно большие усилия, чтобы сформировать эффективные, рабочие группы из учащихся группы. Работа в группах требует нетрадиционного расположения рабочих мест учащихся в группе. Рекомендуется соблюдать принципы: 1. Позитивная взаимозависимость 2. Непосредственное взаимодействие членов группы 3. Индивидуальная оценка результатов 4. Обучение навыкам групповой работы 5. Рефлексия 6. Сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся. Приведу примеры организации занятия на основе работы учащихся в микрогруппах. Тема урока: «Скорость химической реакции». Группа разбита на 4 микрогруппы. Учитель: Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, мне хотелось бы продемонстрировать небольшой эксперимент. Посмотрите, пожалуйста, на доску и сделайте свои предположения по поводу течения реакций взаимодействия: а) сульфата меди (II) и железа; б) растворов хлорида меди (II) и гидроксида калия. Будут ли протекать реакции между данными парами веществ и какие признаки реакций мы должны при этом увидеть? (Учащиеся выдвигают свои предположения). Учитель просит желающего провести данные реакции за демонстрационным столом и записать на доске уравнения химических реакций. После проведения реакции учащиеся отмечают, что в первом случае признаки реакции проявляются не сразу. Это создает проблемную ситуацию. Почему мы не увидели признаки реакции, неужели наши предварительные рассуждения относительно хода реакции были неверны? Но пока на доске составляются уравнения химических реакций, раствор постепенно начинает менять свою окраску. Учащиеся снова делают свои предположения и учитель подводит итог: все дело в том, что при данных условиях эти две реакции протекают с различной скоростью. Учитель сообщает тему урока, учащиеся записывают в тетрадь. Вместе с учителем формируют цели урока: дать определение скорости химической реакции, выяснить факторы, влияющие на скорость. Используя график зависимости концентрации исходного вещества от времени, учитель формулирует понятие «скорость реакций», записывает формулу, определяет единицу измерения данной величины. После этого начинается работа в группах по выяснению факторов, влияющих на скорость реакции. Каждая группа получает инструкцию, в течение 5 мин. проводит эксперимент, описывает полученные результаты, делает выводы. По истечении отведенного времени представители группы рассказывают о проделанной работе. При необходимости учитель делает дополнения, например, поясняет правило Вант-Гоффа. Таким образом, рассматривается зависимость скорости реакции от: 1. природы реагирующих веществ; 2. поверхности соприкосновения реагирующих веществ; 3. концентрации; 4. температуры; С зависимостью скорости реакции от наличия катализатора учащиеся знакомятся по видеофрагменту. Подводится итог урока. Тема урока: «Применение природных источников углеводородов и продуктов их переработки». Цель урока: повторить важнейшие направления использования природного газа, нефти, угля; проверить усвоение учащимися знаний о генетической связи углеводородов, умений составлять уравнения реакций с участием органических веществ; актуализировать навыки решения расчетных задач; продолжить формирование навыков работы в группах. Ход урока Класс делится на 3-4 группы по 6 человек. Каждая группа получает задание, состоящее из трех частей: 1) решить задачу; 2) из данного углеводорода получить вещества, имеющие применение в народном хозяйстве; 3) предложить схему производства какого-либо полимера из данного исходного вещества. На выполнение задания дается 20-30 мин. в группах учащиеся могут разделиться на подгруппы для выполнения каждой части задания. Пункты 1 и 2 оформляются письменно, проверяются учителем после урока. Пункт 3 выносится на доску и представляется группой устно. Задание 1. 1. Коксовый газ содержит (в объемных долях) 60% водорода, 25% метана, 5% угарного газа, 4% этилена, 4% азота и 2% углекислого газа. Рассчитайте, сколько м³ воздуха потребуется для полного сгорания 1 м³ коксового газа. 2. Известно, что важнейшей составной частью природного газа является метан. Какие вещества, имеющие применение в народном хозяйстве, можно получить из метана, не используя других органических веществ? Ответ оформите в виде схем превращения метана, подпишите применение полученных веществ, составьте уравнения реакций, соответствующих предложенной схеме. 3. Большое значение в народном хозяйстве имеет полимер поливинилхлорид, его формула: (– CH2 – CHCl –)n. Его используют для изготовления труб, шлангов, сумок, электролитических ванн, дисков и др. Предложите схему производства поливинилхлорида из метана. Какие материалы, реагенты, аппараты потребуются для этого? Запишите уравнения реакций. Задание 2. 1. Попутный нефтяной газ содержит (по объему) 40% метана, 20% этана, 17% пропана, 7% бутана, 3% пентана, 10% азота и 3% углекислого газа. Рассчитайте, сколько м³ воздуха потребуется для полного сгорания 1 м³ попутного нефтяного газа. 2. Из нефти и продуктов ее крекинга можно извлечь достаточно большое количество гексана. Какие вещества, имеющие применение в народном хозяйстве, можно получить из гексана, не используя других органических веществ? Ответ оформите в виде схемы превращения гексана, подпишите области применения полученных продуктов, составьте уравнения реакций , соответствующих предложенной схеме. 3. Большое значение в народном хозяйстве имеет полимер полистирол, его формула: ( - CH(C6H5) – CH2 -)n Из полистирола делают электророзетки, электроизоляторы, емкости для агрессивных жидкостей, предметы домашнего обихода, игрушки и т.д. Предложите схему производства полистирола из гексана. Какие материалы, реагенты, оборудование потребуются для этого? Запишите уравнения реакции. Задание 3. 1. Природный газ содержит (по объему) 90% метана, 4% этана, 1% пропана, 1% бутана, 4% азота. Рассчитайте, сколько м³ воздуха потребуется для полного сгорания 1м³ природного газа. 2. Из попутного нефтяного газа и продуктов крекинга нефти можно извлечь бутан. Какие вещества, имеющие применение в народном хозяйстве, можно получить из бутана, не используя других органических веществ? Ответ оформите в виде схемы превращения бутана, подпишите области применения полученных продуктов, составьте уравнения реакций, соответствующих предложенной схеме. 3. В народном хозяйстве широко используется хлоропреновый каучук, его формула: ( - CH2 – CH - = C(Сl) – CH2 - )n. Его применяют для производства бензостойких шлангов, транспортерных лент, электроизоляций для кабелей. Предложите схему производства хлоропренового каучука из бутана. Какие материалы, реагенты, аппараты потребуются для этого? Запишите уравнения реакций. По завершении работы представители групп предлагают схемы производства соответствующих веществ, сопровождая свой ответ написанием уравнений реакций. Возможно обсуждение предлагаемых идей классом, ответы членов группы на задаваемые вопросы. | |
Просмотров: 1414 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|