Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Тема урока: Оксиды. Окисление. Цель и задачи урока: • Активизировать знания учащихся о кислороде, полученные при изучении темы «Кислород. Оксиды. Горение». • Обсудить значимость кислорода в природе и жизни человека, а также экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха; • Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о веществе; • Продолжить формирование навыков коллективной работы на уроке. Оборудование: • Мультимедийный проектор; • Шаростержневые модели О2 и О3; • Наборы минералов. Структура урока: 1. Организационный этап. 2. Изучение нового материала. 3. Заключение. Эпиграф: «Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию» Демокрит Ход урока: 1. Организационный этап Вступление заинтересовать учащихся. Актуализация знаний. Ученик: Из атомов мир создавала Природа. Два атома легких взяла водорода. Прибавила атом один кислорода И получилась частица воды, Море воды, океаны и льды… Стал кислород чуть не всюду начинкой, С кремнием он обернулся песчинкой. В воздух попал кислород, Как ни странно, Из голубой глубины океана. И на Земле появились растения, Жизнь появилась: дыханье, горение… Первые птицы и первые звери, Первые люди, что жили в пещере… Огонь добывали при помощи трения, Хотя и не знали причины горения… Роль Кислорода на нашей Земле Понял великий Лавуазье. Учитель: Одно из самых удивительных веществ на Земле - кислород. Сегодня мы будем говорить о его роли в природе, о формах его существования, о химических свойствах, применении и о глобальных экологических проблемах, связанных с ним. Учитель: В стихотворении прозвучали строчки: «В воздух попал кислород, Как ни странно, Из голубой глубины океана». Так ли это на самом деле? Как появился кислород в атмосфере Земли? Вспомните курс ботаники. Ученик рассказывает, что благодаря фотосинтезу изменилась первичная атмосфера Земли. Учитель: Дайте определение процессу фотосинтеза. Ученик дает определение фотосинтеза. Учитель: Какую роль в химической эволюции Земли сыграло появление кислорода? Ученик: Во-первых, появилось возможность кислородного типа обмена веществ. Это вызвало к жизни новые формы живых организмов, во-вторых - появление озонового экрана создало благоприятные условия для жизни на Земле. Открытие кислорода ( беседа по домашнему заданию) Учитель: На одной из площадей Лондона установлен памятник ученому-химику. Он изображен с лупой в руке, с помощью которой собирает солнечные лучи. Какое открытие увековечено в памяти людей этой скульптурой? Кто этот ученый? Ученик: Это Джозеф Пристли, английский ученый, который получил кислород в 1774 году разложением оксида ртути(II) Учитель: О каких ученых, открывших кислород, вы знаете? Ученик: В 1772 году кислород открыл Карл Вильгельм Шееле. Учитель: Однако, Пристли и Шееле, открывшие кислород независимо друг от друга и описавшие его, даже не догадывались, что они открыли. Собственно открывшим кислород стал Антуан Лавуазье, который объяснил, что процессы горения и дыхания - это взаимодействие веществ с кислородом. План характеристики химического элемента I. Кислород – химический элемент. 1. Химический знак. 2. Относительная атомная масса. 3. Порядковый номер. 4. Номер периода. 5. Номер группы. 6. Валентность в соединении. II. Кислород – простое вещество. 1. Химическая формула. 2. Относительная молекулярная масса. 3. Способы получения в лаборатории. 4. Физические свойства. 5. Химические свойства. 6. Применение. Учитель: Химия как наука изучает химические свойства веществ. Говоря о кислороде, мы не можем не сказать о его химических свойствах (зажигает бенгальский огонь). 1.Доказательство взаимодействия кислорода со сложными веществами. В рабочих тетрадях запишите название опыта, свои наблюдения и уравнение реакции. Опыт №1 Горение свечи (парафиновая). В большой колбе зажжем свечу. Свеча горит ярким пламенем. Накроем колбу керамической плиткой. Отметьте, какое вещество сгорает? Почему свеча погасла? Какой газ накопился в колбе? Отметим условия начала реакции с кислородом. Она начинается, если вещество нагревают. Температура, при которой вещество загорается, назовем температурой воспламенения. Опыт №2. Носовой платок смочили водой, а затем спиртом. Закрепили в штативе и поднесли зажженную горелку. Платок вспыхивает, спирт сгорает, платок остается целым. Как объяснить опыт? Составьте уравнение сгорания спирта, расставьте коэффициенты. Итак, при горении образуются оксиды. Опыт №3 Получение кислорода Мы получим кислород при взаимодействии пероксида водорода и перманганата калия. В этой реакции пероксид водорода будет разлагаться с выделением кислорода и воды. Составим уравнение реакции. Перманганат калия играет роль катализатора процесса. Это значит, что он ускоряет реакцию, но сам остается без изменений. Катализатор в ходе реакции НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ! (в уравнении реакции его формулу пишут над стрелкой) На конце тлеющей лучинки находится раскаленный уголек. Наблюдайте, что с ним происходит, когда лучинку вносят в колбу с кислородом? Какое уравнение реакции вы можете составить? 2. Выяснение существенного признака оксидов и формулировка определения. Экспериментальное установление свойств оксидов. Составим таблицу. Название оксида Формула Цвет Агрегатное состояние Температура плавления Строение Оксид меди (II) Выше 1000 разлагается Оксид магния 2800 Оксид железа (III) 1565 Оксид кремния (IV) 1713 Оксид водорода 0 Оксид углерода(IV) -56,6 Анализ таблицы. Какие свойства различаются, укажите. Найдите общее свойство оксидов. Формулируем определение: Понятие – оксиды Ближайший род – сложные бинарные вещества Признак – содержащие атомы кислорода. Учитель: Перейдем к экологическим проблемам. Скажите, какие глобальные экологические проблемы вы знаете? Ученик: Парниковый эффект, озоновые дыры и кислотные дожди. Учитель: Почему появляются озоновые дыры? Ученик: Озоновые дыры - это разрушение озонового экрана под воздействием химических веществ. Причина появления озоновых дыр -загрязнение атмосферного воздуха. Учитель: Нарушение озонового экрана ведет к изменению потока ультрафиолетового излучения, которое в диапазоне 280-315 нм обладает биологической активностью. Уменьшение содержания О3 на 1% вызывает увеличение суточной дозы на 3%. Это вызывает заболевания кожи, а также изменения во всех экосистемах Рефлексия. Оценивание. | |
Просмотров: 1045 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|