Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Урок «Углерод» Урок химии в 9 классе СКО, г Петропавловск КГУ «Средняя школа №24» Бартусевич Е.А. – учитель химии Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Цели урока: создать условие для становления знаний об особенностях строения атома углерода, закрепления знаний о зависимости свойств веществ от его строения. Задачи урока: Обучающие: изучить строение атома углерода, познакомиться с аллотропными модификациями углерода, рассмотреть химические свойства некоторых из них. Развивающие: способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). Воспитательные: продолжить формирование экологических знаний. Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, проектор, интерактивная доска, опорные схемы, индивидуальные карточки, тестовые задания. Методы обучения: словесные (рассказ, проблемное изложение); наглядные (мультимедийное наглядное пособие); эвристические (письменные и устные упражнения, решение задач). Ход урока. 1. Организационный момент: Что может быть общего между пестрым букетом цветов и куском каменного угля? Что общего между разнообразным содержимым склянок, аккуратно расставленных на полках аптечных шкафов, и нефтью? Общего, конечно, мало! И долго пришлось бы искать такого чудака, который своей возлюбленной вместо духов решился бы преподнести… кусок каменного угля. Не нашлось бы, пожалуй, и врача, рекомендовавшего своим пациентам вместо лекарств натуральную нефть. Однако и черный, невзрачный, тускло поблескивающий в солнечных лучах кусок каменного угля, и пестрый букет цветов, и нефть – все они содержат углерод, без которого невозможно существование ни медикаментов, ни большинства взрывчатых веществ, ни огромного множества так называемых органических соединений, из которых в свою очередь состоят организмы человека, животных и растений. 2. Изучение нового материала. Углерод известен с древнейших времен. Углерод – основная составная часть всех организмов. Встречается как в свободном виде (алмаз, графит, карбин, фуллерен), так и в связанном состоянии(оксиды углерода, карбонаты, карбиды, нефть и др.) Уникальная способность атомов углерода соединяться между собой с образованием прочных и длинных цепей и циклов привела к возникновению громадного числа разнообразных соединений углерода. К неорганическим соединениям относятся его оксиды, угольная кислота и её соли, карбиды. Остальные соединения углерода являются органическими. У элемента номер шесть Достоинств очень много есть. «Людям я совсем как брат. Много тысяч лет назад Я уже пылал в костре, Освещая интерьер Первобытных их пещер. Если мягким быть решу,- То в тетради я пишу. Такова, друзья, природа Элемента углерода!» Углерод – химический элемент. Сейчас я попрошу одного из вас выйти к доске и, используя ПСХЭ Д. И. Менделеева дать полную характеристику углерода, как химического элемента в свете теории строения атома: Устанавливается положение элемента С в периодической системе: Заполни соответствующие поля в рабочем листе. 1. Положение в ПС__________________________________ 2. Заряд ядра и состав атома_________________________ 3. Электронная формула _____________________________ 4. Возможные степени окисления _____________________ 5. Простое вещество _________________________________ Углерод образует несколько аллотропных модификаций: графит, карбин, алмаз, фуллерен. Уголь и сажу можно рассматривать как аморфные разновидности графита. Аллотропия – это явление, когда атомы одного и того же элемента образуют несколько простых веществ. Аллотропные модификации углерода. Название Отличительные свойства Применение Алмаз Атомная кристаллическая решетка, твердое, прозрачное, не проводит электрический ток В ювелирных украшениях, в науке и технике Графит Атомная кристаллическая решетка, темно-серое, металлический блеск, полупроводник Изготовление стержней для карандашей, наполнитель пластмасс, электродов Карбин Аморфный углерод, порошок черного цвета, полупроводник В фотоэлементах Адсорбция Отрывок из сказки «Мороз Иванович» «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернем лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в неё воды, а вода – то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, хрустальная». О каком явлении рассказывается в сказке? Лабораторная работа «Взаимодействие раствора перманганата калия с порошком древесного угля» В пробирке содержится малиновый раствор перманганата калия. Добавьте в нее три таблетки активированного угля. Содержимое пробирки хорошо перемешайте стеклянной палочкой. Что вы наблюдаете? В пробирке с древесным углем наблюдается обесцвечивание раствора вследствие адсорбции перманганата калия на поверхности угля. Древесный уголь получают при нагревании без доступа воздуха. Этот уголь благодаря своей пористой поверхности обладает замечательной способностью поглощать газы и растворенные вещества. Именно это свойство называется адсорбцией. В аптеках его продают в виде черных таблеток карболена (активированного угля). Видео опыт «Адсорбционные свойства угля». Активированный уголь хорошо применяется в промышленности для очистки многих продуктов, например спирта, сахарного сиропа и тд. Профессор, в последствии, академик Н.Д. Зелинский, выдающийся химик и ученый, изобрел, провел испытания и в июле 1915 г. Предложил противогаз, действующий на основе явления адсорбции. Вдыхание отравленного воздуха через противогаз целиком освобождало воздух от ядовитых примесей и предохраняло солдат, защищенных противогазом, от действия газообразных отравляющих веществ. Где еще в настоящее время широко используется явление адсорбции? (Медицина, очистка питьевой воды). Химические свойства Зная строение атома данного элемента мы можем, предложить химические свойства углерода. В нормальных условиях углерод химически малоактивен, однако при высокой температуре он реагирует со многими веществами. Самой активной формой является аморфный углерод, менее активен графит, самый инертный – алмаз. Углерод Окислитель Восстановитель C +2H2 → CH4 3C +4Al → Al4C3 PbO + C → Pb + CO2 C + O2 → CO2 При температуре 500о на никелевом катализаторе идет реакция с водородом: C +2H2 → CH4 С металлами и оксидами некоторых металлов углерод образует соответствующие карбиды: 3C +4Al → Al4C3 Однако наиболее характерные реакции для углерода со сложными веществами – реакции восстановления, применяемые в металлургии для получения металлов из их руд: PbO + C → Pb + CO2 Алмаз и графит сгорают в чистом кислороде при высоких температурах с образованием углекислого газа: C + O2 → CO2 3. Закрепление 1. Проверим себя Игра «Крестики и нолики» А) вещества, с которыми взаимодействует углерод HCl KOH H2 H2O Ca NaCl O2 CaCO3 CuO Б) вещества, имеющие одинаковое значение степени окисления CO2 CO CaC2 H2CO3 CH4 K2CO3 Na2CO3 Al4C3 C2H6 2. Решение задач: Вычислите массу карбида алюминия, который образуется при взаимодействии угля массой 0,6 кг с алюминием. Какой объем кислорода (н.у.) потребуется для сгорания угля массой 24 кг? 3. Ответьте на вопросы: Назовите основные аллотропные модификации углерода. Чем вызваны различные свойства алмаза, графита, фуллерена? Что такое адсорбция? Чем объясняется не высокая химическая активность углерода? Какая из модификаций углерода наиболее химически активна? Домашнее задание. П. 25, упражнение №4 страница 93 Окончание урока. | |
Просмотров: 2350 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|