Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Тема: «Глюкоза. Химические свойства, применение, биологическое значение 11 класс Тип урока. Комбинированный урок. Цели урока: создание условий для выявления особенностей строения, физических и химических свойств глюкозы; Задачи: Образовательные: – изучить строение глюкозы; закрепить знания учащихся о зависимости химических свойств от строения; применение и биологическая роль на основе проведения опытов и компьютерной презентации; показать взаимосвязь химических свойств и функций углеводов в физиологических процессах, Развивающая: развивать информационно-познавательную компетентность учащихся; развивать навыки по написанию уравнений химических реакций и химическую речь, способность аргументировано отвечать на вопросы; формировать интеллектуальные умения: мыслить, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, культуру труда, культуру речи; воспитывать коллективизм, самостоятельность; способствовать сотрудничеству учащихся друг с другом; воспитание нравственных качеств, на примере научных открытий и личных качеств учёных; расширить и углубить кругозор об углеводах; способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся. Тип урока: изучение нового материала Методы обучения: проблемно-поисковая беседа, химический эксперимент Методы обучения: 1. По характеру познавательной деятельности: исследовательский. 2. По виду источников знаний: словесно-наглядный, практический. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, штатив с пробирками, спиртовка, опорный конспект "Глюкоза" . образовательный интернет-ресурс: http//school-collection.edu.ru/collection/ Реактивы: глюкоза (раствор), гидроксид натрия (20% раствор), сульфат меди (II) (2% раствор), уксусная кислота (раствор), аммиачный раствор оксида серебра. План урока 1.Организационный момент. Приветствие учителя 2.Проверка домашнего задания 3.Актуализация опорных знаний. Формирование совместно с учащимися темы и цели изучаемого материала. Мотивация учащихся к её усвоению 4. Выполняют опыты, афишируют результаты 5. Закрепление. Контроль 6. Рефлексия. Подведение итогов 7. Домашнее задание Ход урока 1. Организационный момент. Учитель. Химия - наука изучающая вещества. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем различные вещества, изучаем их свойства. Поэтому и сегодня главным участником нашего урока будет химическое вещество. Какая же польза для каждого из нас от этого урока? - Возможность совершенствовать навыки химического эксперимента; - Расширить, систематизировать свои знания об углеводах; - Возможность совершенствовать навыки решения задач по химии. 2. Воспроизведение опорных знаний по теме: "Углеводы". Фронтальный опрос: слайд № 1 1.Что вам известно из курса химии и биологии об углеводах? Первые исследованные представители этого класса соответствовали формуле С n(Н2 О) m Объясните? 2. Какие соединения называют углеводами? 3. Какие химические элементы входят в состав углеводов? 4. Альдегиды? Спирты? Общая формула? 5. Фотосинтез. Составьте уравнение фотосинтеза, в чем его сущность? Слайд 2,3 6.. Классификация углеводов? Слайд 3, 4,5,6 3. Актуализация опорных знаний, восприятие и осмысление новой информации. Решим задачу : Вещество в пробирке имеет следующий качественный состав: W© = 40% W (H) = 6,7 % W (O) = 53,3 % Молекулярная масса неизвестного вещества 180 г/моль. Найдите формулу неизвестного вещества? ( С6Н12О6 ) слайд 7.8 Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? Верно, сегодня мы будем изучать группу одних из самых важных компонентов пищи, без которых немыслима наша жизнь – моносахариды, а точнее, глюкозу, и немного коснемся её изомеров. Формулируем тему вместе с учащимися. Слайд 9 На доске 3 колонки Знаю Незнаю Хочу узнать Давайте заполним их. В группах обсудите и скажите: что вы знаете по этой теме, а чего не знаете, но могли бы сегодня узнать? Таким образом, что мы сегодня должны вспомнить, а может быть, и углубить знания по данным вопросам? – Какие вопросы мы должны изучить? Формулируют цель Слайд10,11 Обратиться к колонке “Знаю”, Обратиться к колонке “Не знаю” Составляем примерный план изучения темы Слайд 12 Посмотрите на формулу? Слайд 13 Какие функциональные группы вы видите? Обращаю внимание на необходимость установления связи между строением, свойствами и применением. Какие качественные реакции характерны для данных функциональных групп? Слайд14 Сейчас мы экспериментально проверим, присутствуют ли данные функциональные группы в молекуле глюкозы. Перед вами – продукты, содержащие глюкозу. Проверьте их на наличие данных функциональных групп. (1и 3 группа альдегидную, 2 и 4 группа гидроксильную) Напоминаем правила Техники Безопасности. Проверяем результаты опытов. Что у вас получилось? Что говорят о составе глюкозы результаты опыта? Мы выяснили, что глюкоза содержит альдегидную и спиртовые группы и помним, что глюкоза является гексозой? Значит, она является альдегидоспиртом. Реакции глюкозы как многоатомного спирта: Лабораторный опыт №1 а) Взаимодействие с Cu(OH)2 - качественная реакция на многоатомные спирты; слайд 15, 16 Цель: подтвердить наличие в составе молекулы глюкозы гидроксильных групп. Реактивы: раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), раствор глюкозы. Вывод: наличие каких функциональных групп доказывает реакция глюкозы с гидроксидом меди (II)? Глюкоза + свежеосажденный Cu(OH)2 = ярко-синий раствор глюконата меди (II); слайд 17 б) Взаимодействие глюкозы с карбоновыми кислотами. Реакция этерификации (демонстрационный эксперимент); Глюкоза + карбоновые кислоты = сложные эфиры; Реакции глюкозы как альдегида: Лабораторный опыт №2 а) Реакция окисления Cu(OH)2 при нагрев. - качественная реакция на альдегиды; слайд 13 Цель: подтвердить наличие в составе молекулы глюкозы альдегидной группы. Реактивы: раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), раствор глюкозы. Вывод: наличие каких функциональных групп доказывает реакция глюкозы с Cu(OH) 2 при нагревании. Лабораторный опыт №3 слайд 14 б) Окисление. Реакция "серебряного зеркала"; Цель: подтвердить наличие в составе молекулы глюкозы альдегидной группы. Реактивы: раствор глюкозы, аммиачный раствор оксида серебра. Вывод: наличие каких функциональных групп доказывает реакция "серебряного зеркала". в) Восстановление. Реакция гидрирования; (в/ф) Мы выяснили, что глюкоза содержит альдегидную и спиртовые группы и помним, что глюкоза является гексозой? Значит, она является альдегидоспиртом. Слайд 18 5 группа запишет и объяснит специфические свойства глюкозы Реакции брожения: спиртовое, молочнокислое, маслянокислое. Слайд 19 Назовите еще один простой сахар, который мы уже упоминали , изомер глюкозы, фруктоза. Группа С = О называется кетоновой. Фруктоза является кетоноспиртом, поэтому в реакцию “серебряного зеркала” она не вступает. Входит, в основном, в состав меда и фруктов. Слайд 20 Существует ещё один вид изомерии глюкозы. Это циклические формы, ά– и β-формы. Слайд 21,22,23 О них мы послушаем сообщение, которое приготовили ребята заранее. В циклической форме находится вся кристаллическая глюкоза, причем около 70% – в β-форме. В ά– форме находится растворенная глюкоза. Какие моносахариды, кроме глюкозы, вы еще знаете из курса физиологии питания? Где они содержатся? Слайд 24 Физические свойства . Опишите пожалуйста. Давайте посмотрим что получилось. Слайд 25 Выберите названия моносахаридов, назовите формулы. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название материала, используемого в медицине. Слайд 26,27 Физминутка для глаз слайд 28,29 Применение глюкозы слайд 30 При переходе к слайду "Применение глюкозы" обращаю внимание на гиперссылки на сайт Интернета. - в кондитерской промышленности (мягкие конфеты, мармелад, торты); - в пищевой промышленности (соки, ликеры, безалкогольные напитки, в производстве мороженного - увеличивает его твердость, в хлебопечении - улучшает брожение, замедляет очерствение); - в медицине (витамин С, сорбит); - в ветеринарии; - в текстильной промышленности (производство вискозы). Биологическое значение глюкозы слайд 31, 32 При переходе к слайду "Биологическое значение глюкозы" обращаю внимание на гиперссылки на сайт Интернета. - одна из основных функций глюкозы в живых организмах - обеспечение их энергией. При окислении 1 грамма углеводов выделяется 4,1 ккал энергии и 0,4 грамма воды; - пластическая роль - участвует в построении костей, клеток, ферментов; - скелетным мышцам глюкоза нужна для "запуска"; - нервные клетки, в том числе и клетки головного мозга работают только на глюкозе; - в крови содержится 100-110 мг глюкозы, от концентрации глюкозы зависит осмотическое давление крови. 4. Закрепление Работа с учебником стр. 121 № 7 1. Сколько граммов глюкозы необходимо для окисления гидроксида меди(2), если в результате реакции образовалось 160 г. оксида меди (1) ? 2.Напишите уравнения химических реакций, позволяющих осуществить следующие превращения (работа в парах) СН4 СО2 С6 Н12 О6 С2 Н5 ОН С2 Н4 С2 Н5 Сl С4 Н10 3.Знание химических свойств. Слайд 33,34 Контроль Тестирование слайд 35 1.Превращение носит название С6Н12О6 → 2 СН3 – СН – СООН | ОН 1) молочнокислое брожение глюкозы 2) окисление глюкозы 3) деструкция сахарозы 4) спиртовое брожение глюкозы 2. Глюкоза относится к 1) полисахаридам 2) дисахаридам 3) олигосахаридам 4) моносахаридам 3 .Глюкоза относится к моносахаридам группы 1) тетроз 2) пентоз 3) гексоз 4) октоз 4.Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене 1) фруктоза 2) сахароза 3) крахмал 4) глюкоза 5.В какой из предложенных групп все вещества являются углеводами: 1) сахароза, целлюлоза, муравьиная кислота 2) ацетат натрия, уксусная кислота, тринитроцеллюлоза 3) диэтиловый эфир, ацетат калия, этиленгликоль 4) глюкоза, крахмал, целлюлоза Самоконтроль слайд 3 6 Рефлексия слайд 37 Подумайте и дайте ответ на вопросы: 1. Какие вопросы вызвали у Вас лично затруднение, 2. Какие задания выполнять было проще всего ? 3. Что нового узнали Вы сегодня на уроке? Домашнее задание слайд 38 § 22 (с. 115 — 121) Упр 9 с 121 упр. 8 (с. 121) * Сделать презентацию по темам : слайд 39 1. Почему сахара сладкие? 2. Настоящий мёд или подделка? 3. Белок, спасающий от смерти. – Благодарю всех за работу! И еще один момент. Послушайте весьма интересный отрывок из книги В. Пикуля “Нечистая сила” . -Как вы думаете, почему Григорий Распутин не умер от цианистого калия? Версий много. Но с давних пор при опасности отравления цианидами рекомендовали держать во рту кусочек сахара. Ученые доказали, что глюкоза при взаимодействии с цианидами образует нетоксичные соединения – циангидриды калия. Вы знали об этом? Мы еще раз убедились, что химия – наука чрезвычайно полезная как в профессиональном, так и во многих других планах, даже в сохранении собственной жизни. Поэтому желаю дальнейших успехов в её изучении. Говорят свои версии слайд 41 Подведение итогов урока Список литературы. 1.Р.Н. Жумадилова, С.К. Алимжанова Химия-11,ОГН Алматы «Мектеп» 2007. 2.Н.Н. Нурахметов, Н.А. Заграничная Химия рабочая тетрадь Алматы «Мектеп» 2009 стр 90-98 3.А. Темирбулатова, Н.Нурахметов Химия -11, ЕМЦ Алматы «Мектеп» 2007 4. Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Органическая химия. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М. "Оникс 21 век" "Мир и Образование" 2006г. 5.Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 10 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. - М. "Блик и КО" 2005г. 6.Дьячков П. Тесты. Химия ( 8 -11 классы). - М. АСТ "Астрель", "Олимп" 2000г. 7.Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. Учебное пособие. - М. "Аквариум" 2002г. 8.Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. - М. "Издательство новая волна" 2002г. Образовательный интернет-ресурс: http//school-collection.edu.ru/collection/ | |
Просмотров: 2919 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|