Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Интеграция предметов в учебном процессе при изучении предметов естественного цикла Зам. директора по УВР, учитель химии Голощук Т.А., школа – гимназия № 95, г. Караганда Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое проникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Изменение в современном обществе требуют корректировки многих аспектов образования, задача которого – сформировать творчески мыслящую личность, самостоятельную и инициативную. Именно этим обусловлено распространение в школах интеграции предметов при проведении уроков. Актуальность предметной интеграции заключается, прежде всего, в том, что структура данного урока отличается от обычного: - предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала. - логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала на каждом этапе урока. - большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. Интегрированные уроки – одно из средств развития познавательной активности учащихся и привития интереса к учебным предметам. Они позволяют перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к взаимосвязанному, комплексному изучению. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Чаще всего интегрированные уроки бывают спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов. • Цели и задачи тематической и межпредметной интеграции: - включение учащихся в процесс развития интегративного подхода как способа достижения целостности внутреннего единства, целесообразности взаимодействия предметных областей – физики, химии и ИВТ в сфере нравственно- духовного развития личности. - на основе углубления межпредметных связей химии, физики, ИВТ и самопознания продолжить развитие интереса к этим предметам, способности самореализовываться и самоутверждаться в окружающем социуме. - совершенствовать навыки самообразования при систематизации знаний на основе использования современных НИТ. - развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности. • Интеграция предметов строится на следующих основных принципах - актуальность - объективность - самостоятельность - системность - теоретическая и практическая значимость Тесная взаимосвязь этих принципов заключается в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся: - предметных (качественное усвоение темы) - общеучебных (умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, формировать основной блок из большого массива информации) - информационно – технологических (использование Интернета и ПК) - коммуникативных и т. д. А всё это вместе взятое позволяет на интегрированном уроке выстраивать бесконфликтную педагогику, вместе с учениками старшего звена вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превращать образовательный процесс в результативную созидательную работу. Урок «Жидкие кристаллы и современные информационные системы» в рамках проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо» ( химия, ИВТ, самопознание – 9 класс) Цель: Создать условия для изучения жидких кристаллов и применения их в современных информационных системах Задачи: 1. ориентировать учащихся на самостоятельную работу по углублению систематизации и обобщения знаний, а также применения полученных знаний в повседневной жизни. 2. развивать познавательную активность учащихся на основе поисковой деятельности, логическое мышление, умение пользоваться современными ИКТ, умения наблюдать и делать выводы. 3. формировать коммуникативные качества личности и умение работать в группе. 4. совершенствовать навыки самообразования при систематизации знаний на основе использования современных НИТ. 5. развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности. Проблема: Насколько важны знания о жидких кристаллах в производстве жидкокристаллических устройств для вывода информации. Оборудование: Информационно- техническое обеспечение – компьютер, интерактивная доска, проектор. Инструментарий: Флипчарты, презентации, Интернет, информационные листы Форма организации работы – групповая Тип урока – урок – деловая игра Ход урока 1. Орг. Момент. Психологический настрой. УЧИТЕЛЬ ИВТ: Мы рады вас приветствовать! Вы находитесь на предприятии «КРИСТАЛЛ», которое занимается производством жидкокристаллических мониторов. На предприятии работают три отдела: 1. «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ», который решает задачи, связанные с эффективностью использования ЖК мониторов. 2. Отдел «ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» занимается исследованием особенностей жидких кристаллов и их применением 3. РЕКЛАМНЫЙ отдел 2. Вступление. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: Ув. Коллеги, прежде чем показать работу отделов, хотелось бы пояснить, почему наше предприятие называется «КРИСТАЛЛ». Кристаллы, как известно, встречаются нам повсюду. Мы ходим на кристаллах, создаём изделия и приборы из кристаллов, широко применяем кристаллы в технике и науке, едим кристаллы, лечимся кристаллами и т.д. Т.о., КРИСТАЛЛ – твёрдое тело, частицы которого (атомы, молекулы, ионы) расположены в определённом периодически повторяющемся порядке (в узлах). УЧИТЕЛЬ ИВТ: Мы привыкли к тому, что кристаллы – это обязательно твёрдые тела, но на нашем предприятии мы имеем дело с Жидкими кристаллами. ЖИДКИЕ КРИСТАЛЛЫ – это органические молекулы, форма и размеры которых благоприятствуют их упорядоченному расположению в одном или двух направлениях. Работа с жидкими кристаллами – это чрезвычайно интересная область деятельности не только для химиков, но и играет большую роль в производстве устройств, предназначенных для вывода информации. Обратимся к исторической справке. 3. Историческая справка УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: Слово предоставляется начальнику отдела «ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» (презентация, интерактивная доска) УЧИТЕЛЬ ИВТ: С устройством жидкокристаллического монитора познакомит нас менеджер предприятия (презентация, интерактивная доска) 4. Работа отделов УЧИТЕЛЬ ИВТ Предлагаем посмотреть работу отделов, которые по окончанию заданий представят свои отчёты. 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ отдел – эффективность использования ЖК монитора в отличие от ЭЛТ (решение задач, оформление таблиц, вывод данных по сети на главный компьютер и интерактивную доску) 2. Отдел «ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» - обработка информации, выводы. 3. РЕКЛАМНЫЙ отдел – презентация – реклама ЖК мониторам. 5. Отчёты отделов. Выступление начальников отделов. Выводы. Результаты. 6. Возврат к проблеме. Итоги. Выводы. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: Подводя итог нашей встречи, можно сделать следующие выводы: • Многие устройства современной электронной техники – электронные часы, мини – ЭВМ, мини – телевизоры, ЖК мониторы работают на жидких кристаллах • ЖК мониторы – это надёжность в использовании. 7. Рефлексия 1. Пятистишье 2. «Потребительская корзина» (что можно взять с собой для дальнейшего повышения уровня знаний?) 3. Вопросы – что было полезного, нового? - как оцениваете работу отделов? 9.Оценивание Рефлексия – «Пятистишье» | |
Просмотров: 2151 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|