Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Учитель начальных классов Рахимова С.К. Учитель самопознания Жусупова С.С. Средняя школа № 1 г. Тайынша Северо-Казахстанской области Родительское собрание в первом классе. Тема: «Моя семья - моя радость» Новизна: Использование передовых методов педагогики и психологии для воспитания, способной, находчивой, талантливой, нравственно-духовной личности. Цель: Совершенствование знаний, необходимых для гармоничного развития личности ребёнка в семье. Задачи: - вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; - просвещать родителей в области педагогики и психологии; - научить строить отношения с детьми и родителями на основе сотрудничества и взаимопонимания. Участники: родители учащихся 1 «А» класса, классный руководитель, школьный психолог. Форма проведения: круглый стол с сюжетно-ролевыми заданиями, элементами соревнования и проблемными вопросами. Подготовка: - Предварительное анкетирование учащихся и родителей. - Подготовка видеоролика фрагментов уроков самопознания. - Составление приглашений родителям. - Памятка для родителей. - Подготовка кабинета к проведению собрания. Оформление, оборудование и инвентарь: интерактивная доска, компьютер, Ход родительского собрания Круг радости. Здравствуйте все, кто к нам пришел сегодня Здравствуйте все, кто верит доброте Здравствуйте все, кто не жалея сил Делится счастьем своим. Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня Рады мы всем, кто верит доброте Рады мы всем, кто не жалея сил Делится счастьем своим. Вступительное слово классного руководителя: С 2010 учебного года в школах Республики Казахстан введен новый предмет «Самопознание». Инновационная технология нравственно-духовного воспитания дает ключ к пониманию важных изменений, которые непрерывно совершаются в наших детях - значит, поможет нам сделать воспитание действенным, поможет растить ребенка в соответствии с целями и идеалами нашего общества, поможет предвидеть, предупредить, преодолеть возможные трудности. О значении первых лет детства сказано много. Первая леди страны, Президент фонда «Бобек» С.А. Назарбаева сказала: «Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему стремиться. Раскрыть себя каждый должен» Цитата «Ребенок – зеркало семьи; Как в капле воды отражается солнце, Так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца» Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья. А теперь, давайте посмотрим фрагмент урока самопознания, на котором дети отвечали на вопросы анкеты. Вопросы анкеты для детей: 1. Каким ты хочешь быть человеком? 2. Кем ты хочешь быть? 3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо? 4. Без чего нельзя прожить человеку? 5. Если бы у тебя была волшебная палочка, то чтобы ты сделал? Просмотр видеоролика Обсуждение итогов анкетирования детей. Выступление психолога с сообщением о том, как моральные принципы по-разному проявляются в семье. Тестирование родителей “Мой стиль воспитания ребенка в семье” Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению. 1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы: а) дадите ребенку другое блюдо; б) разрешите выйти из-за стола; в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест. 2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы: а) идете во двор и ищете игрушку ребенка; б) погрустите вместе с ребенком о его утрате; в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”. 3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы: а) без слов выключите телевизор; б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание; в) пристыдите ребенка за несобранность. 4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы: а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”; б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”; в) накажите ребенка лишением игрушек. 5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы: а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением; б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него; в) пытаетесь, сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть. Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. “А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки. “В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание. Классный руководитель: Семья – это самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Видеоролик урока самопознания. (Инсценировка учащимися легенды) Старинная абхазская легенда У орла было три птенца. Однажды отцу семейства пришлось искать другое гнездо. Но путь осложняла огромная пропасть, которую малыши были не в силах преодолеть. Орел взял первого птенца и полетел с ним через пропасть. Кого ты будешь кормить, когда станешь взрослым? - спросил он орленка. - Тебя. отец, - ответил сын. Отец разжал когти и бросил юношу в пропасть - Кого ты будешь кормить, когда станешь взрослым? - спросил он орленка. - Тебя, отец,- ответил сын. Отец разжал когти и бросил ношу в пропасть. - Кого ты будешь кормить, когда станешь взрослой птицей?- спросил орел второго птенца. - Тебя, отец!- последовал ответ. И этого птенца орел бросил в бездну. - О ком ты будешь заботиться, когда станешь взрослым? - обратилась мудрая птица к третьему сыну. -Я буду кормить свою семью, - ответил желторотый орленок. Это был правильный и честный ответ. Отец донес сына до безопасного места…. Упражнение «Продолжи предложение» Классный руководитель: Уважаемые родители, что вы понимаете под словом семья? Передавая мяч по кругу продолжите: - Семья это… Рефлексия. Классный руководитель: Что же в понятии «семья» стоит на первом месте? Уважаемые родители, перед началом собрания вы распределились на три секции, согласно фишкам разного цвета, размещенных на столах. Ваша задача сейчас обсудить и вынести правильное решение по проблемным ситуациям. Тренинг. Ситуация первая. В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном. Вопросы: Как дальше будет развиваться ситуация? Кто должен уступить место? Как вы учите вести своих детей в транспорте? Ситуация вторая. В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?” - Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую. Вопросы: В чем состоит педагогический просчет матери? Как изменить ситуацию, исправить поведение матери? Как вы поступили в таком случае? Ситуация третья. В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала: - Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть. Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал: - Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую. - Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери. - Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец. Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил: - Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы. Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану: - Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна. Вопросы: Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь? Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды? Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости. Классный руководитель: После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это: Любовь и взаимное уважение. Взаимопонимание и взаимовыручка. Ценность и личная значимость каждого числа семьи. Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба. Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. Классный руководитель: — Семья — это колыбель духовного рождения человека. Когда одному из детей задали вопрос: «Что такое счастье?», он ответил: «Когда тебя понимают!». — А вы, понимаете ли, своих детей? Знаете ли вы их? Знаете ли вы друг друга? Вот сейчас Вам, уважаемые родители, мы предлагаем ответить на ряд вопросов: ■ Ваш ребенок принес домой котенка или щенка. Ваша реакция. ■ Назовите лучшие черты характера папы. ■ Вы устали или плохо себя чувствуете, а к вашему сыну или дочери пришли друзья, что вы скажете. — Прослушав ваши ответы, мы поняли, что у вас в семье царит взаимопонимание. А теперь прослушаем и посмотрим на видеоролики, где ваши дети отвечают на эти же вопросы. Просмотр видеоролика. Классный руководитель: - В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Уважаете детское желание быть хорошим. Берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте, совей властью. Чтобы заложить в годы детства человечности и гражданственности надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Памятки вам в этом помогут. Памятка для родителей. ● Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого ● Как можно чаще больше времени проводите вместе со своей семьей ● Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизить вас ● Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать ● Будьте примером для ребенка: от того, как вы сейчас относитесь к своим родителям так и к вам в старости будут относиться ваши дети ● Помните, что ребенок - гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома ● Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского наиболее полноценное воспитание, как известно школьно-семейное. Классный руководитель: - Мне хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни руганей. Круг «От сердца к сердцу» - Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу добрые напутствия. | |
Просмотров: 2070 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|