Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Исследовательская деятельность младших школьников Организация научно - исследовательской деятельности младших школьников Цель: Апробировать роль учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие научно - исследовательской деятельности учащихся, формирование и развитие исследовательского поведения учеников, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную научно - исследовательскую деятельность. Задачи: 1. Выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности. 2. Апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся научно - исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями. 3. Изучить материалы научно - исследовательской литературы с целью ведения занятий, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать. Объект исследования: Обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности Предмет исследования: Процесс формирования исследовательской деятельности через научно -исследовательское общество «Поиск». Гипотеза: Организуя научно - исследовательское общество, я сформирую первоначальные навыки исследовательской деятельности младших школьников. Актуальность выбранной темы. Исследовательское поведение - это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно - исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но, по моему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно - образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: 1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия; 2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; 3) умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи. Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Всё выше сказанное легло в основу моей работы по организации научно -исследовательской деятельности младших школьников в форме научно -исследовательского общества «Поиск» Методологическое обоснование опыта. Изучив теоретический материал по организации научно - исследовательской деятельности младших школьников, я решила его применение организовать не только в урочное время , но и через внеклассную работу. Так возникла идея создания научно -исследовательского общества «Поиск». Цель создания научно - исследовательского общества младших школьников состоит в следующем: включить младших школьников в самостоятельное решение учебных задач и помочь обрести вкус к исследовательской деятельности. Задачи: 1. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления. 2. Формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме. 3. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения. 4. Мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.. Дети мечтают: «открыть новые планеты», «найти новые обитаемые планеты», «вывести говорящих животных», «изобрести лекарства от всех болезней», «найти оставшихся в живых динозавров» и т. д. В процессе подготовительного этапа постепенно формировался состав научно -исследовательского общества «Поиск». Я сформулировала цель педагогической деятельности: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся. Чтобы найти пути и средства реализации поставленной цели, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь: На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи? (Помочь ученику сориентироваться в выборе, показать разные виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха) какими учебными и вспомогательными материалами можно обеспечить работу (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т. д.). какие виды деятельности возможны в работе? (например, использование методов анализа; проведение эксперимента, наблюдения; работа в паре, группе, индивидуально; логическое рассуждение). какова доля самостоятельности ученика в работе, в чём он может проявить инициативу? какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (наблюдение активности на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся; тестирование) каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса (анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого этапа проведения исследования)? чем может завершиться для ученика занятие в научно - исследовательском обществе, какова форма отчётности? На первом этапе программа обучения научно - исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска Тематическое планирование-2 класс № п/п Название тем, разделов Кол-во часов 1. Что можно исследовать? Формулирование темы. 1 2. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 2 3. Планирование работы. 1 4. Подбор необходимой литературы. Ознакомление с литературой по теме исследования. 2 5. Знакомство с методами и предметами исследования. 1 6. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 2 7. Анализ прочитанной литературы. 2 8. Исследование объектов. 2 9. Оформление работы. 2 10. Защита исследовательской работы. <Приложение1> 1 11. Анализ исследовательской деятельности. 1 17 часов | |
Просмотров: 1698 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|