Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Деятельность учителя по управлению научно-исследовательской работой учащихся.
Исследовательская деятельность младших школьников
Организация научно - исследовательской деятельности младших школьников
Цель:
Апробировать роль учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие научно - исследовательской деятельности учащихся, формирование и развитие исследовательского поведения учеников, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную научно - исследовательскую деятельность. Задачи:
1. Выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения
учащихся исследовательской деятельности.
2. Апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся научно -
исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия выбора учащимися разных
образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и
потребностями.
3. Изучить материалы научно - исследовательской литературы с целью ведения
занятий, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы,
наблюдать, классифицировать.
Объект исследования:
Обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности Предмет исследования:
Процесс формирования исследовательской деятельности через научно -исследовательское общество «Поиск».
Гипотеза:
Организуя научно - исследовательское общество, я сформирую первоначальные навыки исследовательской деятельности младших школьников.
Актуальность выбранной темы.
Исследовательское поведение - это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Не столь новой, но востребованной в обучении является научно - исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма
распространена в основном в старших классах, но, по моему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно - образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение,
обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация,
доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
3) умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности
учащихся: контролирует, направляет, помогает.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.
Всё выше сказанное легло в основу моей работы по организации научно -исследовательской деятельности младших школьников в форме научно -исследовательского общества «Поиск» Методологическое обоснование опыта.
Изучив теоретический материал по организации научно - исследовательской деятельности младших школьников, я решила его применение организовать не только в урочное время , но и через внеклассную работу. Так возникла идея создания научно -исследовательского общества «Поиск».
Цель создания научно - исследовательского общества младших школьников состоит в следующем: включить младших школьников в самостоятельное решение учебных задач и помочь обрести вкус к исследовательской деятельности. Задачи:
1. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения,
ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и
умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков,
работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой,
представлять результаты исследования в виде публичного выступления.
2. Формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании
своей деятельности по заданной теме.
3. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные
умения.
4. Мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении..
Дети мечтают: «открыть новые планеты», «найти новые обитаемые планеты», «вывести говорящих животных», «изобрести лекарства от всех болезней», «найти оставшихся в живых динозавров» и т. д.
В процессе подготовительного этапа постепенно формировался состав научно -исследовательского общества «Поиск».
Я сформулировала цель педагогической деятельности: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся.
Чтобы найти пути и средства реализации поставленной цели, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:
На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи? (Помочь ученику сориентироваться в выборе, показать разные виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)
какими учебными и вспомогательными материалами можно обеспечить работу (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т. д.).
какие виды деятельности возможны в работе? (например, использование методов анализа; проведение эксперимента, наблюдения; работа в паре, группе, индивидуально; логическое рассуждение).
какова доля самостоятельности ученика в работе, в чём он может проявить инициативу?
какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (наблюдение активности на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся; тестирование)
каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса (анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого этапа проведения исследования)?
чем может завершиться для ученика занятие в научно - исследовательском обществе, какова форма отчётности?
На первом этапе программа обучения научно - исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию
информационно-аналитических умений
информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска Тематическое планирование-2 класс № п/п Название тем, разделов Кол-во часов
1. Что можно исследовать? Формулирование темы. 1
2. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 2
3. Планирование работы. 1
4. Подбор необходимой литературы. Ознакомление с литературой по теме
исследования. 2
5. Знакомство с методами и предметами исследования. 1
6. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 2
7. Анализ прочитанной литературы. 2
8. Исследование объектов. 2
9. Оформление работы. 2
10. Защита исследовательской работы. <Приложение1> 1
11. Анализ исследовательской деятельности. 1
17 часов
Категория: Классному руководителю | Добавил: Никf11 (2013-03-30)
Просмотров: 1698 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-12-21, 8:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru