Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

личность в межличностных отнгошениях
ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, или Вечный конфликт между «хочу» и «надо»[/size]
Чем бы человек ни обладал на земле — прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом людей. Имея все возможные
преимущества,
он не чувствует себя удовлетворенным, если не занимает
выгодного места в умах. Ничто не может отвлечь его от этой цели. Даже презирающие род людской, третирующие людей, как скотов, и те хотят, чтобы люди поклонялись и верили им.
Б. Паскаль
В этой главе собраны тесты, с помощью которых исследуются и прогнозируются взаимоотношения людей внутри группы. Социальные потребности существуют в любом обществе — и не только у людей. Причем они не сводятся только к биологическим. Например, на обезьянах провели такой эксперимент. Когда вожака стаи начали кормить в последнюю очередь, у него повысилось давление — он нервничал, но терпел. А вот когда к его самке (а их у него было достаточно) подсадили «подчиненного» ему самца — у него произошел инфаркт. Даже ребенок привязывается к тому, кто с ним агукает и улыбается, а не к тому, кто его кормит и меняет пеленки. Социальные потребности можно выделить особо, поскольку они накладывают свой отпечаток на все остальные побуждения человека. Но в данном случае речь пойдет о социальных потребностях в узком и собственном смысле слова. Прежде всего это ПОТРЕБНОСТЬ ПРИНАДЛЕЖАТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ И ЗАНИМАТЬ В НЕЙ ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИВЯЗАННОСТЬЮ И ВНИМАНИЕМ ОКРУЖАЮЩИХ.
Не секрет, что каждый хочет, чтобы его уважали и любили. По¬пытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства — лишь одна из многих в этом роде, и потребность быть ведомым подчас перекрывает ее.
Человек связан с окружающими его людьми взаимными правами и обязанностями, что проявляется как потребность в справедливости. Наверно, нет двух людей, у которых представ-ления о справедливости были бы одинаковы. Но общество распалось бы, если бы люди не находили чего-то общего в своих представлениях о справедливости. В то же время существуют социальные потребности «для себя» — отстаивание прав — и «для других» — выполнение обязанностей. Обе потребности присущи всем людям. Сила той и другой контролируется нормами поведения в данном обществе — от соседей по квартире до всего человечества, — поскольку у каждого человека (в той или иной степени) есть потребность этим нормам соответствовать. И МОЖЕТ БЫТЬ, ОБЩЕСТВО ПОТОМУ И НЕ РАСПАДАЕТСЯ, ЧТО ЭТА ПОТРЕБНОСТЬ ПОДЧАС СИЛЬНЕЕ ПОТРЕБНОСТИ В СПРАВЕДЛИВОСТИ, НА ПнОЧВЕ КОТОРОЙ СПЛОШЬ И РЯДОМ ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ.
В повести «Вдовий пароход» И. Грекова пишет: «Коммунальные страсти часто называют мещанскими. Ерунда! Какие они мещанские? Пусть порожденные малыми причинами, но сами страсти — высокие, благородные, можно даже сказать: аристократические. Каждый борется не за себя, а за высокую справедливость... В нашей квартире все были за справедливость, но каждый понимал ее по-своему. И каждый по-своему был прав. Одно из самых тяжелых убеждений, вынесенных мною из жизни: каждый человек внутри себя прав».
Да, это так. Хотя желание всегда и во всем чувствовать себя правым может принимать и уродливые формы. Тогда человеку приходится дорого платить. И прежде всего тем, что он имеет о себе только воображаемое представление (так называемое «идеальное Я») и не осознает своих подлинных целей и мотивов — зато приписывает их окружающим. Поэтому, в конце концов, он всегда проигрывает.
И ТО, ЧТО ОН НИЧЕГО О СЕБЕ НЕ ЗНАЕТ, И ТО, ЧТО ЖИТЬ ЕМУ ПРИХОДИТСЯ СРЕДИ «ПОДЛЕЦОВ» И «СВОЛОЧЕЙ», И ТО, ЧТО НИКОГДА ОН НЕ ПОЛУЧИТ ТОГО, ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ ХОЧЕТ,- ВОТ ИТОГ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ВОЗОМНИВШЕГО О СЕБЕ СЛИШКОМ МНОГО, И ЭТО ЕГО КАТАСТРОФА.
С конфликтами обычно связаны неприятные переживания, нарушение взаимоотношений, потеря психического равновесия. Поэтому и отношение к ним в группе», как правило, резко отрицательное. Оно выражается в том, что большинство лидеров — формальных или неформальных — либо стремятся подавлять их все без разбора («А ну, цыц у меня!»), либо не хотят в них вмешиваться («А-а, разбирайтесь сами...»). Обе эти позиции глубоко ошибочны, т. к. в первом случае конфликт может со временем усугубиться и при удобном случае вспыхнет с новой силой, а во втором — будет развиваться стихийно, со всеми отсюда вытекающими последствиями.
КОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ НАДО ВОВРЕМЯ РАСПОЗНАТЬ, ВЫЯВИТЬ И УСТРАНИТЬ ДО ТОГО, ЧТО ОНА ПЕРЕРАСТЕТ В КОНФЛИКТ. НО ЕСЛИ ЭТО ВСЕ ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ, ИНЦИДЕНТ ПРОИЗОШЕЛ - РАЗВИТИЕМ КОНФЛИКТА НАДО УМЕТЬ УПРАВЛЯТЬ. При этом важно, чтобы члены группы в этой ситуации правильно разобрались (в первую очередь сами в себе). В принципе без конфликтов не обходится ни один коллектив (это его «болезни роста»). Поэтому лучше всего время от времени проверять положение в группе, привлекая опытного психолога, знакомого, как с теорией конфликтов, так и с практикой их разрешения.
Категория: Классному руководителю | Добавил: Лана1111 (2013-04-02) | Автор: Апекина Светлана Антоновна E
Просмотров: 610 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-06-30, 3:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru