Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, или Вечный конфликт между «хочу» и «надо»[/size] Чем бы человек ни обладал на земле — прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом людей. Имея все возможные преимущества, он не чувствует себя удовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах. Ничто не может отвлечь его от этой цели. Даже презирающие род людской, третирующие людей, как скотов, и те хотят, чтобы люди поклонялись и верили им. Б. Паскаль В этой главе собраны тесты, с помощью которых исследуются и прогнозируются взаимоотношения людей внутри группы. Социальные потребности существуют в любом обществе — и не только у людей. Причем они не сводятся только к биологическим. Например, на обезьянах провели такой эксперимент. Когда вожака стаи начали кормить в последнюю очередь, у него повысилось давление — он нервничал, но терпел. А вот когда к его самке (а их у него было достаточно) подсадили «подчиненного» ему самца — у него произошел инфаркт. Даже ребенок привязывается к тому, кто с ним агукает и улыбается, а не к тому, кто его кормит и меняет пеленки. Социальные потребности можно выделить особо, поскольку они накладывают свой отпечаток на все остальные побуждения человека. Но в данном случае речь пойдет о социальных потребностях в узком и собственном смысле слова. Прежде всего это ПОТРЕБНОСТЬ ПРИНАДЛЕЖАТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ И ЗАНИМАТЬ В НЕЙ ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИВЯЗАННОСТЬЮ И ВНИМАНИЕМ ОКРУЖАЮЩИХ. Не секрет, что каждый хочет, чтобы его уважали и любили. По¬пытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства — лишь одна из многих в этом роде, и потребность быть ведомым подчас перекрывает ее. Человек связан с окружающими его людьми взаимными правами и обязанностями, что проявляется как потребность в справедливости. Наверно, нет двух людей, у которых представ-ления о справедливости были бы одинаковы. Но общество распалось бы, если бы люди не находили чего-то общего в своих представлениях о справедливости. В то же время существуют социальные потребности «для себя» — отстаивание прав — и «для других» — выполнение обязанностей. Обе потребности присущи всем людям. Сила той и другой контролируется нормами поведения в данном обществе — от соседей по квартире до всего человечества, — поскольку у каждого человека (в той или иной степени) есть потребность этим нормам соответствовать. И МОЖЕТ БЫТЬ, ОБЩЕСТВО ПОТОМУ И НЕ РАСПАДАЕТСЯ, ЧТО ЭТА ПОТРЕБНОСТЬ ПОДЧАС СИЛЬНЕЕ ПОТРЕБНОСТИ В СПРАВЕДЛИВОСТИ, НА ПнОЧВЕ КОТОРОЙ СПЛОШЬ И РЯДОМ ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ. В повести «Вдовий пароход» И. Грекова пишет: «Коммунальные страсти часто называют мещанскими. Ерунда! Какие они мещанские? Пусть порожденные малыми причинами, но сами страсти — высокие, благородные, можно даже сказать: аристократические. Каждый борется не за себя, а за высокую справедливость... В нашей квартире все были за справедливость, но каждый понимал ее по-своему. И каждый по-своему был прав. Одно из самых тяжелых убеждений, вынесенных мною из жизни: каждый человек внутри себя прав». Да, это так. Хотя желание всегда и во всем чувствовать себя правым может принимать и уродливые формы. Тогда человеку приходится дорого платить. И прежде всего тем, что он имеет о себе только воображаемое представление (так называемое «идеальное Я») и не осознает своих подлинных целей и мотивов — зато приписывает их окружающим. Поэтому, в конце концов, он всегда проигрывает. И ТО, ЧТО ОН НИЧЕГО О СЕБЕ НЕ ЗНАЕТ, И ТО, ЧТО ЖИТЬ ЕМУ ПРИХОДИТСЯ СРЕДИ «ПОДЛЕЦОВ» И «СВОЛОЧЕЙ», И ТО, ЧТО НИКОГДА ОН НЕ ПОЛУЧИТ ТОГО, ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ ХОЧЕТ,- ВОТ ИТОГ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ВОЗОМНИВШЕГО О СЕБЕ СЛИШКОМ МНОГО, И ЭТО ЕГО КАТАСТРОФА. С конфликтами обычно связаны неприятные переживания, нарушение взаимоотношений, потеря психического равновесия. Поэтому и отношение к ним в группе», как правило, резко отрицательное. Оно выражается в том, что большинство лидеров — формальных или неформальных — либо стремятся подавлять их все без разбора («А ну, цыц у меня!»), либо не хотят в них вмешиваться («А-а, разбирайтесь сами...»). Обе эти позиции глубоко ошибочны, т. к. в первом случае конфликт может со временем усугубиться и при удобном случае вспыхнет с новой силой, а во втором — будет развиваться стихийно, со всеми отсюда вытекающими последствиями. КОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ НАДО ВОВРЕМЯ РАСПОЗНАТЬ, ВЫЯВИТЬ И УСТРАНИТЬ ДО ТОГО, ЧТО ОНА ПЕРЕРАСТЕТ В КОНФЛИКТ. НО ЕСЛИ ЭТО ВСЕ ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ, ИНЦИДЕНТ ПРОИЗОШЕЛ - РАЗВИТИЕМ КОНФЛИКТА НАДО УМЕТЬ УПРАВЛЯТЬ. При этом важно, чтобы члены группы в этой ситуации правильно разобрались (в первую очередь сами в себе). В принципе без конфликтов не обходится ни один коллектив (это его «болезни роста»). Поэтому лучше всего время от времени проверять положение в группе, привлекая опытного психолога, знакомого, как с теорией конфликтов, так и с практикой их разрешения. | |
Просмотров: 610 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|