Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Классный час "Государственные символы - национальная гордость"
Участники: дети
Форма проведения: беседа, работа в группах
Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной
символики как воплощения социокультурного контекста Казахстана.
Задачи:
- развитие понимания сути и назначения государственной символики;
- формирование человеческого достоинства, любви к родной земле, к
своему народу;
- воспитание патриотических чувств.
Оборудование: государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Казахстан, музыкальное оформление, плакаты, мультимедийная презентация.
Звучит гимн (слайд 1), дети рассаживаются по своим местам.
Ведущий: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Республики Казахстан. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - Казахстан.
Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы - символы США; Кремль, березы - символы России. Какие символы Казахстана вы можете назвать? (учащиеся предлагают свои варианты)
Ведущий: Действительно, символов Казахстана много - это Байтерек, Монумент Независимости, национальная валюта и др. (слайды 2-10).
Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны -Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? (учащиеся высказывают свои мнения). Видео «Путешествие государственных символов».
Ведущий: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Свое начало они берут от знаков, которые еще в глубокой древности были символами, объединившими общины, племена. Когда появились вожди, старейшины, они стали придумывать для себя личные знаковые атрибуты власти. Сначала это были пучки трав, перьев, конских волос на шесте. Потом эти знаки значительно усложнились, появились гербы в период формирования государств.
Сегодня мы будем говорить о символике нашего государства. Ответьте на следующие вопросы:
1. Почему в наше время каждое государство имеет свой герб, гимн и флаг?
2. Какое значение эти символы имеют для граждан?
3. Что нам известно о символах нашего государства?
На доске записано определение понятия «символ».
Символ - это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Символика - совокупность каких - либо символов.
Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наш герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба (слайд 11). Прежде чем говорить о
гербе нашей страны я расскажу вам, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов герба. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.
Работа I группы: Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербе.
1. Когда появилась государственная символика?
4 июня 1992 г.
2. Назовите авторов герба.
Жандарбек Малибеков, Шота Уалиханов
3. Сколько проектов принимали участие в конкурсе?
245
4. Что означает круг герба?
Круг - это символ благополучия, мира, спокойствия
5. Что символизирует шанырак?
Символ семейного благополучия, мира, спокойствия
6. Что напоминает тундык?
Тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба.
7. Что напоминают купольные жерди?
Жерди - уык - напоминают лучи солнца - источник тепла и жизни.
8. Что символизируют кереге?
Кереге — решетчатыерсновы юрты, символизируют единство трех жузов.
9. Что символизирует шанырак?
«Пусть будет высоким твой шанырак», широкими твои стены и прочной основой твоего дома (призыв всех народов Казахстана под общий шанырак)
10. Какова роль фантастических скакунов — тулпаров?
бесстрашие льва
прозорливость сокола
физическая мощь и сила быка,
быстрота, скорость и пластика лани,
хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов тулпар - священное
животное
11. Что напоминают крылья скакунов?
Стопы зерна золотых - признак труда, изобилия, материального благополучия
12. Почему красивые рога состоят из 7 звеньев?
- забвение, незнание 7 предков - признак без родства.
- символ 7 источников жизни: Земли, Воды, Воздуха, Флюида, Солнца, Огня, Эфира
13. Цвет герба.
Голубой - небо едино для всех народов. Золотой -
светлое, ясное будущее всех народов, (в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Ведущий: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Республики Казахстан, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено (учащиеся высказывают свои предположения)
Чтец 1: В центре есть шанырак-
Дом, семья и очаг-
Яркий образ уклада степного!
Здесь слагают кюи,
В юрте - счастье семьи,
А семья - государства основа!
Чтец 2: По краям, на гербе -
Два тулпара летят остророгих,
А над ними звезда,
Что сияет всегда,
Освещая нам жизни дороги!
Здесь есть имя страны,
Как привет старины.
Изгибаясь, как девичий стан,
Как наказ сыновьям,
Дорогое всем нам
Имя гордо звучит Казахстан!
Результат работы I группы:4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственного герба Республики Казахстан. Широко применяемый сегодня термин «герб» происходит от немецкого слова «ербо». В переводе на 4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственного герба Республики Казахстан. Широко применяемый сегодня термин «герб» происходит от немецкого слова «ербо». В переводе на казахский язык он обозначает понятие «танба» (тамга, знак). Впервые данный термин начал употребляться в древнем Тюркском Каганате (551-630 гг.). Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба. Герб имеет форму круга. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности. Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части герба - надпись «Казахстан». Государственный герб Республики Казахстан - двух цветов: золотого и темно-голубого.
Ведущий: Где мы встречаем герб? На государственных печатях, банкнотах.
У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг, один из важнейших символов государства (слайд 12).
Рассмотрите изображение государственного флага Республики Казахстан, что он представляет собой?
Для того, чтобы понять что означают цвет нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание.


Работа II группы:
1.Кто автор флага?
Шакен Ниязбеков
2. Почему цвет флага голубой?
Один из семи священных цветов радуги. Цвет неба и земли, единство неба и земли.
3. Что означает голубой цвет?
- честность
- чистоту
- безвинность (цвет свидетельствует о культурно - этическом единстве народа,
заложена идея неделимости государства)
4. Что означает солнце на флаге?
Источники жизни и энергии, символ жизни, символ богатства и изобилия.
5. Что означает степной орел или беркут?
Орел - это государственная власть, широта и прозорливость, символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее, мощь и сила государства.
6. Для чего на флаге орнамент и какой?
«кошкар - муйиз - бараньи рога» - это национальный признак государства, отличительный признак от других флагов.
7. Сколько проектов флагов было предложено?
600 проектов.
(на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)
Ведущий: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвет нашего флага.
Чтец 3: Державность и покой
На флаге Казахстана.
Орел под солнцем в небесах парит.
Умелою рукой, на удивленье странам, Отражены узор и колорит!
Под солнцем золотым божественная птица
Летит в единстве с небом, выше всех
Большой степной орел обжечься не боится,
Несет родной семье надежду и успех!
Результат работы П группы: Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с 32-мя лучами, под которыми - парящий степной орел. У древка -вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента - цвета золота. Отношение ширины флага к его длине: 1:2. Показывают рисунки.
Ведущий : Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. Кто из вас знает, что такое государственный гимн? (учащиеся высказывают свое мнение)
Ведущий: Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования (слайд13).
Работа III группы:
1. Кто авторы Гимна РК?
Нурсултан Назарбаев, Жумекен Нажимеденов
2. Какова политическая идея Гимна?
На пути к свободе героический казахский народ жертвовал всем, «даже жизнями лучших своих сыновей»
3. Философская идея
В центре борьбы за свободу гордый человек, выше жизни ценивший свое достоинство, честь, справедливость, правду и совесть
4. Этическая идея
Утверждение звания доблестного, героического народа
5. Культурно-историческая ценность
Казахи выжили в годину испытаний и распахнули объятия другим народам
6. Национальный аспект
Все, что есть в народе святого - речь, язык, традиции, обычаи, обряды -передаются будущему поколению
7. Национально — патриотический аспект
Призыв к единению, ибо сила, мощь - в народе, сила, мощь народа - в сплоченности
8. Поэтическая идея - правда в прошлом, настоящем, будущем.

Результат работы III группы: Государственный Гимн Республики Казахстан
В 1944 году композиторы Мукан Толебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди
написали гимн Казахской ССР. В нем нашли отражение трагедия великой войны,
дух приближающейся победы, дружба народов, трудовой энтузиазм, свойственный
людям того времени. Хотя до этого у нас не было официально принятого гимна, тем
не менее, в истории казахов было множество музыкальных произведений, близких
по своему духу и значимости к гину. Среди них «Елим-ай», «Сары-арка», «Адай».
В начале 1992 года был объявлен конкурс на музыку и текст нового гимна
Республики Казахстан. В отборочную комиссию было направлено около 750
проектов. В ходе обсуждения общественность высказала мнение о необходимости
сохранения музыки предыдущего гимна, дорогого и близкого сердцу каждого
казахстанца. Гимн - сложное музыкально - поэтическое произведение. Как правило,
он состоит не только из мотива, большое значение в нем имеет и текст песни.
Победителями в поэтическом марафоне вышли четверо. Трое из них: Музафар
Алимбаев, Кадыр Мырзалиев и Туманбай Молдагалиев - известные поэты среднего
поколения. К ним присоединилась молодая талантливая поэтесса Жадыра
Дарибаева.
Гимн суверенной Республики Казахстан следует рассматривать как выдающееся научно-поэтическое произведение, авторы которого создали чудо - памятник культуры своей нации, содержащий в себе целый комплекс идей. В 2006 году написан новый гимн. Авторы: Нурсултан Назарбаев, Жумекен Нажимеденов. Ребята читают гимн на казахском языке и дают перевод.
Ведущий: Пришло время подвести итог нашего классного часа (викторина – слайды 15-30).
Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины - Казахстан. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны.
Звучит музыка «Цвети, мой Казахстан» (слайды 31-34).
Категория: Классному руководителю | Добавил: Lilek76 (2013-05-16)
Просмотров: 2836 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-06-30, 11:33 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru