Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

«Формирование здорового социально-психологического климата в классе»
Ибрагимова Людмила Васильевна
классный руководитель, учитель русского языка и литературы
ГУ"Средняя школа № 26"
Г. Актобе
«Формирование здорового социально-психологического климата в классе»
Обучение в школе занимает значительную долю жизненного времени человека.
Мы часто говорим, что школа готовит ребенка к жизни, на самом деле обучение, как точно отметил психолог Дьюи, это вовсе не подготовка, это и есть жизнь.
За время учебы в школе происходит активное развитие личности, и важным условием этого благополучного развития является наличие в школе здорового психологического климата, без которого невозможно физическое здоровье учащегося и невозможны никакие инновационные процессы.
В психологию понятие климат пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми.
В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации.
Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

Вот характеристика неблагоприятного социально-психологического климата:
 преобладание подавленного настроения, пессимизма;
 разграничение на «привилегированных» и «пренебрегаемых», возникновение конфликтующих между собой группировок, агрессивность, антипатии, соперничество, принижение личности другого члена коллектива, презрение и враждебность по отношению к слабым и новичкам;
 равнодушие к неудачам других членов коллектива, иногда нездоровая зависть и злорадство;
 инертность, пассивность учащихся, неспособность объединиться, невозможность организовать класс на общее дело.

А вот как должно быть, к чему мы должны стремиться.
 преобладание жизнерадостного тона взаимоотношений между учащимися, оптимизм, хорошее настроение в коллективе;
 существование норм справедливого и уважительного отношения ко всем членам коллектива, поддержка слабых, помощь новичкам; между группировками (если они есть) взаимное расположение, понимание, сотрудничество;
 сопереживание всего коллектива неудачам отдельных учащихся;
 активность, энергичность, быстрое реагирование, если нужно сделать общее полезное дело.

Итак, изучение и дальнейшее формирование социально-психологического климата подразумевает следующее:
определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;
коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);
определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
применение игр, направленных на сплочение коллектива;
определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
изучение индивидуальных особенностей школьников;
развитие коммуникативных навыков;
определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками;
социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).
Подробнее остановлюсь на отдельных вышеперечисленных приемах:
самое начало
- определение неформальной структуры класса с возможной последующей коррекцией.
В чем сущность этого приема?
- а теперь остановимся на вопросе психологической атмосферы в коллективе. Психологическая атмосфера в коллективе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами, включая педагогов, учащихся и даже техперсонал.
Создания благоприятной психологической атмосферы начинается с внешних условий:
- создание комфортных условий школе (правильное освещение, поддержание оптимальной температуры в помещении, организация качественного питания и др.)
- организация рабочего места;
-использование на уроках инновационных технологий, ТСО, музыкального сопровождения и др.
- внешний вид учителя.

Безусловно, учитель – это одна из главных фигур, от которой зависит атмосфера коллективе, и здесь играют большую роль не только его внешний вид, но и
- личностные качества (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, креативность).
- профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность).
- ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Так что же такое комфорт?
Этимологический словарь п/р Н.М. Шанского дает информацию, что это «поддержка», «укрепление».
Толковый словарь п/р С.И. Ожегова, что дает условие жизни, обеспечивающие удобства, уют, спокойствие, а педагоги и психологи уточняют: это такие условия, когда можно раскрепоститься, есть взаимное уважение, дружелюбие, деликатность, когда школьное пространство является безопасной средой, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, продуцирование идей, на творчество.

Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычет, жучит…

Выходит, что один из стрессообразующих факторов для учащихся – это общение с учителем, имеется в виду в школе, а, возможно, и за пределами школы. Некоторые дети, завидя нас на улице или в транспорте, могут и не поздороваться, опускают глаза, стараются прошмыгнуть мимо незаметно. Мы думаем, что это плохое воспитание, а может и инстинкт самосохранения на самом деле.
Поэтому важно помнить, что контролируя поведение учащихся, надо не забывать контролировать себя.

Нередко мы можем встретить рассогласованность действий у самого учителя.
Мы развиваем у учащихся коммуникативные навыки, но при этом позволяем себе кричать на ребенка.
Ругаем ребенка, если он опаздывает на урок, но при это часто сами заходим в класс после второго звонка.
Обещаем спросить ребенка на следующем уроке, но не сдерживаем свои обещания.

Тактичное и уважительное отношение к личности ребенка – обязательное условие благоприятной обстановки в школе.
Специалисты в области педагогики и психологии рекомендуют нам следующее:

Установление личных контактов: эти контакты должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика, проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.

Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы, поощрение в их адрес.

Рекомендованы следующие формы обращения к учащимся:
1) деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): «займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?».
2) личностно-доверительное обращение: «я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно»; «ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу» и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.
Вот эта рекомендация очень полезная и действенная.
Кто работает в моем классе, знает, что там такое диво дивное по имени Усов Вова.
Какие фразы часто слышны в его адрес?
- Усов, что ты делаешь?
- Усов, сядь на место!
- Усов, перестань болтать! Ит.п.
А вы попробуйте сказать на полном серьезе:
- Владимир, будь любезен, сделай то-то..
Думаю, результат будет.
Далее. Эмоционально-личностное обращение: «Ребята, у меня сегодня был долгий и тяжелый рабочий день, вы тоже устали концу занятий, давайте не будем напрягать друг друга, а спокойно займемся работой на уроке». Так устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, сплачивается коллектив и укрепляется социально-психологический климат в классе.
Далее приведу пару примеров упражнений или дел на укрепление благополучного климата и сплочение коллектива.
Дело «создание символики класса»
(для младшего и среднего звена и по желанию).
Учащимся предлагается создать символы класса по аналогии с Гос. Символами – герб или эмблему, девиз – краткое изречение, содержащее суть объединения.
Учащиеся делают работу в творческих группах. Главное условие: символы должны выражать мнение всех и способствовать объединению.
Упражнение «Создание правил и законов нашего класса».
Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть поняты детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.
Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.
Творческое задание ребятам: методом «мозгового штурма» разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования – записать на листе ватмана и поставить подписи.
Надо отметить, что такое коллективное дело действительно способствует сплочению коллектива, дисциплинирует учащихся, заставляет считаться с мнением других, блюсти свои права и не ущемлять права других.
Наверняка, что в каждом классном коллективе есть такие правила, что называется неписаные, например, в моем классе годами существуют установки:
- нельзя демонстрировать свою несимпатию или неприязнь к кому-либо из окружающих; такие фразы «не сяду с ним или с ней», «не хочу работать в паре с ним, с ней» и т.д. пресекаются на корню.
- нельзя отказать другому в помощи (если на то нет исключительных причин)
- нельзя равнодушно смотреть, как товарищ грубо нарушает дисциплину на уроке, в школе;
- помнить, что успех одного – это успех всего коллектива, а неудача одного – неудача всех.
Но вот какие правила, оформленные на бумаге, накладывают большую ответственность на учащихся и являются настоящими законами.
Еще одно коллективное дело:
Создание «Дневника класса»
Дается возможность и ученикам и учителю написать что-то о себе – о своих привычках, особенностях характера, что любят они, что не любят. Такие записи помещают в специальный альбом, можно каждого автора пометить фотографией. Альбом дополняется рассказами из жизни класса, коллективные фото, важно, чтобы в создании этого своеобразного дневника принимали участие все и дети, и классный руководитель.
Для развития коммуникативных навыков можно использовать:
1. Тематические классные часы по нравственной тематике;
2. Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
3. Праздники, сюрпризы, конкурсы;
4. Экскурсии, поездки.
В классе ребята преображаются в процессе проведения внеклассных мероприятий, особенно, если это экскурсии, поездки.
Хотелось отметить, что никакие ваши усилия по формированию, совершенствованию здорового психологического климата в классе не дадут плодов, если нет психологического комфорта в педагогическом коллективе.
В школе главной фигурой был и остается учитель. Поэтому работу по созданию атмосферы психологического комфорта начинать с педагогического коллектива.
 единство администрации и коллектива в определении задач, стоящих перед учреждением, также способов их решения;
 демократический стиль управления;
 создание администрацией образовательного учреждения условий для успеха каждого члена коллектива;
 дозирование нагрузки педагогов, осуществление психологической поддержки со стороны администрации;
 проверка деятельности учителя со стороны администрации не должна вызывать страха у педагога;
 критика носит конструктивный характер, воспринимается как подсказка для избежания подобных ошибок;
 достижение каждого члена коллектива замечаются и своевременно стимулируются;
 взаимопонимание и взаимоуважение в коллективе, взаимопомощь, наставничество, сотрудничество, соблюдение принципа толерантности;
 конфликты в коллективе (если случаются)носят частный, а не затяжной характер;
 сплочённость коллектива, мажорная тональность отношений, положительная эмоциональная среда, значимость школьных традиций;
 уважение коллектива к руководителям;
 члены коллектива с удовольствием занимаются общественно-педагогической деятельностью;
 удовлетворенность участников педагогического процесса собственной деятельностью, гордость от работы в этом учреждении и в этом коллективе.
Закончить своё выступление мне хотелось бы словами одной притчи:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает:
«Скажет живая – я ее умертвяю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой и дети, и педагоги будут чувствовать себя «Как дома».
Категория: Классному руководителю | Добавил: ТГТихомирова (2013-11-20) | Автор: Ибрагимова Людмила Васильевна E
Просмотров: 3147 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 10:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru