Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Ибрагимова Людмила Васильевна классный руководитель, учитель русского языка и литературы ГУ"Средняя школа № 26" Г. Актобе «Формирование здорового социально-психологического климата в классе» Обучение в школе занимает значительную долю жизненного времени человека. Мы часто говорим, что школа готовит ребенка к жизни, на самом деле обучение, как точно отметил психолог Дьюи, это вовсе не подготовка, это и есть жизнь. За время учебы в школе происходит активное развитие личности, и важным условием этого благополучного развития является наличие в школе здорового психологического климата, без которого невозможно физическое здоровье учащегося и невозможны никакие инновационные процессы. В психологию понятие климат пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»: Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют. Вот характеристика неблагоприятного социально-психологического климата: преобладание подавленного настроения, пессимизма; разграничение на «привилегированных» и «пренебрегаемых», возникновение конфликтующих между собой группировок, агрессивность, антипатии, соперничество, принижение личности другого члена коллектива, презрение и враждебность по отношению к слабым и новичкам; равнодушие к неудачам других членов коллектива, иногда нездоровая зависть и злорадство; инертность, пассивность учащихся, неспособность объединиться, невозможность организовать класс на общее дело. А вот как должно быть, к чему мы должны стремиться. преобладание жизнерадостного тона взаимоотношений между учащимися, оптимизм, хорошее настроение в коллективе; существование норм справедливого и уважительного отношения ко всем членам коллектива, поддержка слабых, помощь новичкам; между группировками (если они есть) взаимное расположение, понимание, сотрудничество; сопереживание всего коллектива неудачам отдельных учащихся; активность, энергичность, быстрое реагирование, если нужно сделать общее полезное дело. Итак, изучение и дальнейшее формирование социально-психологического климата подразумевает следующее: определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе; коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера); определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы; применение игр, направленных на сплочение коллектива; определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения; изучение индивидуальных особенностей школьников; развитие коммуникативных навыков; определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками; социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций). Подробнее остановлюсь на отдельных вышеперечисленных приемах: самое начало - определение неформальной структуры класса с возможной последующей коррекцией. В чем сущность этого приема? - а теперь остановимся на вопросе психологической атмосферы в коллективе. Психологическая атмосфера в коллективе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами, включая педагогов, учащихся и даже техперсонал. Создания благоприятной психологической атмосферы начинается с внешних условий: - создание комфортных условий школе (правильное освещение, поддержание оптимальной температуры в помещении, организация качественного питания и др.) - организация рабочего места; -использование на уроках инновационных технологий, ТСО, музыкального сопровождения и др. - внешний вид учителя. Безусловно, учитель – это одна из главных фигур, от которой зависит атмосфера коллективе, и здесь играют большую роль не только его внешний вид, но и - личностные качества (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, креативность). - профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность). - ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат. Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Так что же такое комфорт? Этимологический словарь п/р Н.М. Шанского дает информацию, что это «поддержка», «укрепление». Толковый словарь п/р С.И. Ожегова, что дает условие жизни, обеспечивающие удобства, уют, спокойствие, а педагоги и психологи уточняют: это такие условия, когда можно раскрепоститься, есть взаимное уважение, дружелюбие, деликатность, когда школьное пространство является безопасной средой, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, продуцирование идей, на творчество. Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий: Ничему меня не научит То, что тычет, талдычет, жучит… Выходит, что один из стрессообразующих факторов для учащихся – это общение с учителем, имеется в виду в школе, а, возможно, и за пределами школы. Некоторые дети, завидя нас на улице или в транспорте, могут и не поздороваться, опускают глаза, стараются прошмыгнуть мимо незаметно. Мы думаем, что это плохое воспитание, а может и инстинкт самосохранения на самом деле. Поэтому важно помнить, что контролируя поведение учащихся, надо не забывать контролировать себя. Нередко мы можем встретить рассогласованность действий у самого учителя. Мы развиваем у учащихся коммуникативные навыки, но при этом позволяем себе кричать на ребенка. Ругаем ребенка, если он опаздывает на урок, но при это часто сами заходим в класс после второго звонка. Обещаем спросить ребенка на следующем уроке, но не сдерживаем свои обещания. Тактичное и уважительное отношение к личности ребенка – обязательное условие благоприятной обстановки в школе. Специалисты в области педагогики и психологии рекомендуют нам следующее: Установление личных контактов: эти контакты должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика, проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность. Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы, поощрение в их адрес. Рекомендованы следующие формы обращения к учащимся: 1) деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): «займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?». 2) личностно-доверительное обращение: «я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно»; «ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу» и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью. Вот эта рекомендация очень полезная и действенная. Кто работает в моем классе, знает, что там такое диво дивное по имени Усов Вова. Какие фразы часто слышны в его адрес? - Усов, что ты делаешь? - Усов, сядь на место! - Усов, перестань болтать! Ит.п. А вы попробуйте сказать на полном серьезе: - Владимир, будь любезен, сделай то-то.. Думаю, результат будет. Далее. Эмоционально-личностное обращение: «Ребята, у меня сегодня был долгий и тяжелый рабочий день, вы тоже устали концу занятий, давайте не будем напрягать друг друга, а спокойно займемся работой на уроке». Так устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, сплачивается коллектив и укрепляется социально-психологический климат в классе. Далее приведу пару примеров упражнений или дел на укрепление благополучного климата и сплочение коллектива. Дело «создание символики класса» (для младшего и среднего звена и по желанию). Учащимся предлагается создать символы класса по аналогии с Гос. Символами – герб или эмблему, девиз – краткое изречение, содержащее суть объединения. Учащиеся делают работу в творческих группах. Главное условие: символы должны выражать мнение всех и способствовать объединению. Упражнение «Создание правил и законов нашего класса». Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть поняты детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса. Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми. Творческое задание ребятам: методом «мозгового штурма» разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования – записать на листе ватмана и поставить подписи. Надо отметить, что такое коллективное дело действительно способствует сплочению коллектива, дисциплинирует учащихся, заставляет считаться с мнением других, блюсти свои права и не ущемлять права других. Наверняка, что в каждом классном коллективе есть такие правила, что называется неписаные, например, в моем классе годами существуют установки: - нельзя демонстрировать свою несимпатию или неприязнь к кому-либо из окружающих; такие фразы «не сяду с ним или с ней», «не хочу работать в паре с ним, с ней» и т.д. пресекаются на корню. - нельзя отказать другому в помощи (если на то нет исключительных причин) - нельзя равнодушно смотреть, как товарищ грубо нарушает дисциплину на уроке, в школе; - помнить, что успех одного – это успех всего коллектива, а неудача одного – неудача всех. Но вот какие правила, оформленные на бумаге, накладывают большую ответственность на учащихся и являются настоящими законами. Еще одно коллективное дело: Создание «Дневника класса» Дается возможность и ученикам и учителю написать что-то о себе – о своих привычках, особенностях характера, что любят они, что не любят. Такие записи помещают в специальный альбом, можно каждого автора пометить фотографией. Альбом дополняется рассказами из жизни класса, коллективные фото, важно, чтобы в создании этого своеобразного дневника принимали участие все и дети, и классный руководитель. Для развития коммуникативных навыков можно использовать: 1. Тематические классные часы по нравственной тематике; 2. Организация циклов бесед «Уроки нравственности»; 3. Праздники, сюрпризы, конкурсы; 4. Экскурсии, поездки. В классе ребята преображаются в процессе проведения внеклассных мероприятий, особенно, если это экскурсии, поездки. Хотелось отметить, что никакие ваши усилия по формированию, совершенствованию здорового психологического климата в классе не дадут плодов, если нет психологического комфорта в педагогическом коллективе. В школе главной фигурой был и остается учитель. Поэтому работу по созданию атмосферы психологического комфорта начинать с педагогического коллектива. единство администрации и коллектива в определении задач, стоящих перед учреждением, также способов их решения; демократический стиль управления; создание администрацией образовательного учреждения условий для успеха каждого члена коллектива; дозирование нагрузки педагогов, осуществление психологической поддержки со стороны администрации; проверка деятельности учителя со стороны администрации не должна вызывать страха у педагога; критика носит конструктивный характер, воспринимается как подсказка для избежания подобных ошибок; достижение каждого члена коллектива замечаются и своевременно стимулируются; взаимопонимание и взаимоуважение в коллективе, взаимопомощь, наставничество, сотрудничество, соблюдение принципа толерантности; конфликты в коллективе (если случаются)носят частный, а не затяжной характер; сплочённость коллектива, мажорная тональность отношений, положительная эмоциональная среда, значимость школьных традиций; уважение коллектива к руководителям; члены коллектива с удовольствием занимаются общественно-педагогической деятельностью; удовлетворенность участников педагогического процесса собственной деятельностью, гордость от работы в этом учреждении и в этом коллективе. Закончить своё выступление мне хотелось бы словами одной притчи: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвяю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой и дети, и педагоги будут чувствовать себя «Как дома». | |
Просмотров: 3147 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|