Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

"Система деятельности классного руководителя по созданию оптимальных условий для становления личности школьника как гражданина и патриота".
Данный материал предназначен для классных руководителей, работающих в начальных классах. В работе представлен практический опыт классного руководителя по созданию оптимальных условий для формирования гражданской и правовой культуры учащихся, становления личности как гражданина и патриота Республики Казахстан.
Тема актуальна и значима в преддверии перехода на 12-летнее обучение, предполагает развитие собственных методов и форм деятельности классного руководителя, комплексных мер по созданию определенных условий для достижения необходимого уровня в психологическом и личностном развитии младшего школьника.
Практический материал содержит результат деятельности педагога-практика, исследовательского и экспериментального характера.

Ляхова Зинаида Дмитриевна, учитель начальных классов,
средняя школа №7, г. Костанай


«Мастер – класс».

Тема. «Система деятельности классного руководителя по созданию оптимальных условий для становления личности школьника как гражданина и патриота».

Мое педагогическое кредо –
«Устремите ум на творчество и созидание!»

Сегодня, как никогда велика и значима роль классного руководителя, как организатора воспитательного пространства, среды для развития личности. Перед современной школой встала проблема, как обеспечить успешность развития личности? Тема актуальна и значима в преддверии перехода на 12-летнее обучение, предполагает развитие собственных методов и форм деятельности классного руководителя, комплексных мер по созданию определенных условий для достижения необходимого уровня в психологическом и личностном развитии младшего школьника.
Для успешного решения данной проблемы, классным руководителем определена цель воспитательной работы в классе: создание оптимальных условий для становления, развития и самореализации личности школьника как гражданина и патриота. Предусмотрено комплексное решение задач воспитательной работы класса:
1. Способствовать развитию гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, целостного миропонимания;
2. Формировать социальную и коммуникативную компетентности в процессе обучения и воспитания;
3. Развивать классное самоуправление;
4. Внедрять инновационные формы воспитательной деятельности;
5. Создать оптимальные условия для совместной воспитательной деятельности семьи и школы.
Анализ воспитательной работы педагога за 2012-2013 учебный год выявил необходимость обновления методической темы классного руководителя: «Формирование личностных качеств, обеспечивающих социализацию ребенка в будущем с применением личностно-ориентированного подхода в воспитании».
Определен механизм реализации методической темы в деятельности классного руководителя через классные и общешкольные мероприятия, обеспечивающие гражданско-патриотическое, правовое, духовно-нравственное, семейное, эстетическое и физическое воспитание.
В основе моделирования воспитательной системы определены следующие приоритеты: обеспечение равных возможностей для развития детей с разным потенциалом. Соответственно этой модели школьная и ученическая воспитательная среда и формируемый ею образ жизни должны обладать достаточными возможностями, содействующие овладению учащимися знаниями и практическими навыками познания мира, формированию личностных качеств, необходимых в социуме.
Исходя изначально из планирования учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год, реализации одной из основных воспитательных целей: «1. Иметь жизненно необходимые знания об окружающем мире и креативное мышление, уметь познавать мир», классным руководителем смоделирована система деятельности в данном направлении.
Система деятельности классного руководителя по созданию оптимальных условий для становления, развития и самореализации личности школьника как гражданина и патриота представлена в «Педагогическом дневнике планирования воспитательной работы класса» в виде основных компонентов:
«Диагностика, Проектирование, Продуцирование».
План воспитательной работы классного руководителя базируется на реализуемые направления.
Направления воспитательной работы в классе:
1. Гражданско-патриотическое.
2. Профилактика правонарушений и правовое воспитание.
3. Духовно-нравственное, эстетическое воспитание.
4. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.
5. Профессиональное воспитание.
6. Развитие школьного самоуправления.
7. Работа с родителями
Одно из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя: Гражданско-патриотическое, реализуемое посредством расширение ниш созидающей личности через:
- социализацию учащихся путем овладения поведенческими навыками через деятельность «Школы психологического здоровья»; реализацию воспитательного аспекта планирования учебно-воспитательной работы класса;
- реализацию программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Атамекен» и программы «Школа жизни», созданной педагогом в соавторстве (ISBN № 978-601-7494-95-7 от 12.12.2013год); занятий Правового всеобуча.
Деятельность классного руководителя основывается на собственных методических разработках, практическом и экспериментальном опыте, а также на современных новейших методиках и инновационных технологиях в условиях перехода к 12-летнему обучению.
Выявлены проблемы в воспитательной деятельности, требующие незамедлительного решения:
Первая решаемая проблема: Необходимость создания воспитательного пространства:
• с наличием сформированного классного коллектива, с установленными межличностными отношениями как средство саморазвития, социализации учащихся. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки и помощи со стороны социального педагога, психолога через деятельность «Школы психологического здоровья»;
• наличие коллектива, имеющий классное самоуправление, содействующее формированию духовно развитой личности, соответствующей национальным и гражданским ценностям, воспитанию казахстанского патриотизма, готовности к вступлению в Республиканское Общественное Объединение «Единая детско-юношеская организация «Жас Улан» младшее звено объединения;
• обеспечение реализации потребностей обучающихся посредством включения учащихся в мероприятия разного уровня, организации работы с одаренными детьми.
Вторая решаемая проблема: Осуществление мониторинга возможностей, потребностей учащихся и их родителей, участие обучающихся во внеклассных мероприятиях через:
• ведение рейтинга участия учащихся в мероприятиях (ознакомление с результатом родителей каждую четверть);
• создание Портфолио личных достижений (бумажного и электронного формата) и самопрезентация личных достижений отдельными учащимися.
Третья решаемая проблема: Эффективность реализации принципа «Открытость» результатов внеклассной деятельности.

В результате деятельности классного руководителя в данном направлении, выстроилась комплексная система с наличием механизма решения проблем, обеспечивающая достижение поставленных задач.
Ведется работа классного руководителя по сплоченности классного коллектива, установлению дружеских межличностных отношений между мальчиками, между девочками, между мальчиками и девочками, с наличием в ученическом коллективе формальных и неформальных лидеров. Принят и соблюдается Кодекс отношений в классном коллективе.
Действует классное самоуправление: командир класса, Совет организаторов, Совет Трудовичков, Совет Библиотекарей, Совет Здоровичков, имеющие сменный состав учащихся. Вступили в Республиканскую организацию «Жас Улан» учащиеся, активно участвующие в жизни класса и школы, имеющие ярко выраженную творческо-познавательную активность, стремление проявить себя в общешкольных мероприятиях.
Данная работа классного руководителя, содействует формированию гражданской позиции и патриотического сознания, развитое национальное самосознание, культуры межнациональных отношений, социальной и религиозной толерантности, основанные на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана.
В классном коллективе имеется своя Летопись ключевых дел, Девиз класса: «Все вместе – к познанию!», свои Традиции: участие в школьных проектах, таких как «Школьный двор», «Школьное телевидение»; проведение виртуальные путешествия в предпраздничные дни (подготовка презентаций, проектов), вручение Приз учительской симпатии по итогам четверти, учебного года; положено начало новой Традиции: открытие классного кинотеатра юного зрителя (КТЮЗ).
Создана и действует модель взаимодействия с родителями, включающая:
1. Просвещение и профилактика: консультативная помощь, рекомендации,
тренинги, информационно-наглядное обеспечение;
2. Мониторинг: анкетирование, наблюдение, беседы.

Классным руководителем ведется целенаправленный Мониторинг по следующим параметрам:
ПЕДАГОГ:
1. Результативность педагогической деятельности.
(ведение карты профессионального роста)
2. Публикации.
3. Участие в экспериментальной работе.
4. Создание УМК (авторские работы).
Воспитанники:
1. Качество знаний учащихся.
2. Рейтинг участия во внеклассных делах.
3. Уровень воспитанности учащихся.
4. Уровень правовой культуры.
5. Отзыв учащихся о классном руководителе.
РОДИТЕЛИ:
1. Анкетирование родителей.
2. Отзыв родителей о классном руководителе.

Система деятельности классного руководителя приносит свои определенные
результаты.
1. Осуществляется Экспериментальная работа по двум направлениям:
• Действует экспериментальная площадка по проблеме
«Внедрение педагогики сотрудничества в 4 «Г» классе в течение
2-х последних лет;
• Созданы и реализованы экспериментальные проекты,
социально значимой направленности:
- Проект «Социальная адаптация», ориентированный на
гражданско-правовое образование, патриотическое воспитание,
социализацию личности школьника;
- Проект «Здоровье», осуществляющий деятельность «Школы
психологического здоровья», летней оздоровительной площадки
«Ровесник»;
- Проект «Эколог», обеспечивающий деятельность «Экологической
площадки;
- Проект «Дошкольник», обеспечивающий деятельность курсов
предшкольной подготовки «Волшебники знаний».

2. Создан и реализуется в практической деятельности материал учебно-
методического комплекса по гражданско-правовому образованию
«Школа жизни», «Уроки гражданственности». (Регистрационный номер
ISBN №978-601-7494-95-7 присвоен в Государственной Национальной
книжной палате Республики Казахстан. 12.12.2013г.)

3. Наличие Публикаций, размещенных на педагогических казахстанских и
российских интернет-сайтах, содержащие статьи, разработки внеклассных
дел.
Тематика статей:
1) «Экспериментальные проекты социально значимо направленности».
2) «Активные технологии формирования и развития у учащихся
личностных качеств и свойств гражданина и патриота».
3)«Определение проблемных областей в организации воспитательной
работы классного коллектива в рамках взаимодействия всех субъектов
образовательного пространства».
4) «Проект общешкольного родительского собрания по теме: «Создание
условий жизнедеятельности учащихся 1 классов в адаптационный период».

4. Расширение ниш созидающей личности как фактор успешной социализации
и становления личности через:
• привлечение учащихся к участию в IX Международной олимпиаде по
основам наук (3 призовых места);
в Международном конкурсе «Эму-Эрудит». (3 призовых места);
• включение учащихся в общешкольные мероприятия, содействующее
гражданско-патриотическому, правовому, духовно-нравственному,
эстетическому воспитанию.


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

- Какой современный классный руководитель ваш учитель?

«ТОЧКА ЗРЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»:

• Создает благоприятную обстановку в классе, влияющую на качество знаний
ребенка.
• Влияние личностных качеств учителя на результаты учебы ребенка.
• Формирует в школе активную жизненную позицию ребенка.
Категория: Классному руководителю | Добавил: pbyfblf1950 (2014-01-05) | Автор: Ляхова Зинаида Дмитриевна E
Просмотров: 2063 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-07-03, 8:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru