Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Данный материал предназначен для классных руководителей, работающих в начальных классах. В работе представлен практический опыт классного руководителя по созданию оптимальных условий для формирования гражданской и правовой культуры учащихся, становления личности как гражданина и патриота Республики Казахстан. Тема актуальна и значима в преддверии перехода на 12-летнее обучение, предполагает развитие собственных методов и форм деятельности классного руководителя, комплексных мер по созданию определенных условий для достижения необходимого уровня в психологическом и личностном развитии младшего школьника. Практический материал содержит результат деятельности педагога-практика, исследовательского и экспериментального характера. Ляхова Зинаида Дмитриевна, учитель начальных классов, средняя школа №7, г. Костанай «Мастер – класс». Тема. «Система деятельности классного руководителя по созданию оптимальных условий для становления личности школьника как гражданина и патриота». Мое педагогическое кредо – «Устремите ум на творчество и созидание!» Сегодня, как никогда велика и значима роль классного руководителя, как организатора воспитательного пространства, среды для развития личности. Перед современной школой встала проблема, как обеспечить успешность развития личности? Тема актуальна и значима в преддверии перехода на 12-летнее обучение, предполагает развитие собственных методов и форм деятельности классного руководителя, комплексных мер по созданию определенных условий для достижения необходимого уровня в психологическом и личностном развитии младшего школьника. Для успешного решения данной проблемы, классным руководителем определена цель воспитательной работы в классе: создание оптимальных условий для становления, развития и самореализации личности школьника как гражданина и патриота. Предусмотрено комплексное решение задач воспитательной работы класса: 1. Способствовать развитию гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, целостного миропонимания; 2. Формировать социальную и коммуникативную компетентности в процессе обучения и воспитания; 3. Развивать классное самоуправление; 4. Внедрять инновационные формы воспитательной деятельности; 5. Создать оптимальные условия для совместной воспитательной деятельности семьи и школы. Анализ воспитательной работы педагога за 2012-2013 учебный год выявил необходимость обновления методической темы классного руководителя: «Формирование личностных качеств, обеспечивающих социализацию ребенка в будущем с применением личностно-ориентированного подхода в воспитании». Определен механизм реализации методической темы в деятельности классного руководителя через классные и общешкольные мероприятия, обеспечивающие гражданско-патриотическое, правовое, духовно-нравственное, семейное, эстетическое и физическое воспитание. В основе моделирования воспитательной системы определены следующие приоритеты: обеспечение равных возможностей для развития детей с разным потенциалом. Соответственно этой модели школьная и ученическая воспитательная среда и формируемый ею образ жизни должны обладать достаточными возможностями, содействующие овладению учащимися знаниями и практическими навыками познания мира, формированию личностных качеств, необходимых в социуме. Исходя изначально из планирования учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год, реализации одной из основных воспитательных целей: «1. Иметь жизненно необходимые знания об окружающем мире и креативное мышление, уметь познавать мир», классным руководителем смоделирована система деятельности в данном направлении. Система деятельности классного руководителя по созданию оптимальных условий для становления, развития и самореализации личности школьника как гражданина и патриота представлена в «Педагогическом дневнике планирования воспитательной работы класса» в виде основных компонентов: «Диагностика, Проектирование, Продуцирование». План воспитательной работы классного руководителя базируется на реализуемые направления. Направления воспитательной работы в классе: 1. Гражданско-патриотическое. 2. Профилактика правонарушений и правовое воспитание. 3. Духовно-нравственное, эстетическое воспитание. 4. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни. 5. Профессиональное воспитание. 6. Развитие школьного самоуправления. 7. Работа с родителями Одно из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя: Гражданско-патриотическое, реализуемое посредством расширение ниш созидающей личности через: - социализацию учащихся путем овладения поведенческими навыками через деятельность «Школы психологического здоровья»; реализацию воспитательного аспекта планирования учебно-воспитательной работы класса; - реализацию программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Атамекен» и программы «Школа жизни», созданной педагогом в соавторстве (ISBN № 978-601-7494-95-7 от 12.12.2013год); занятий Правового всеобуча. Деятельность классного руководителя основывается на собственных методических разработках, практическом и экспериментальном опыте, а также на современных новейших методиках и инновационных технологиях в условиях перехода к 12-летнему обучению. Выявлены проблемы в воспитательной деятельности, требующие незамедлительного решения: Первая решаемая проблема: Необходимость создания воспитательного пространства: • с наличием сформированного классного коллектива, с установленными межличностными отношениями как средство саморазвития, социализации учащихся. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки и помощи со стороны социального педагога, психолога через деятельность «Школы психологического здоровья»; • наличие коллектива, имеющий классное самоуправление, содействующее формированию духовно развитой личности, соответствующей национальным и гражданским ценностям, воспитанию казахстанского патриотизма, готовности к вступлению в Республиканское Общественное Объединение «Единая детско-юношеская организация «Жас Улан» младшее звено объединения; • обеспечение реализации потребностей обучающихся посредством включения учащихся в мероприятия разного уровня, организации работы с одаренными детьми. Вторая решаемая проблема: Осуществление мониторинга возможностей, потребностей учащихся и их родителей, участие обучающихся во внеклассных мероприятиях через: • ведение рейтинга участия учащихся в мероприятиях (ознакомление с результатом родителей каждую четверть); • создание Портфолио личных достижений (бумажного и электронного формата) и самопрезентация личных достижений отдельными учащимися. Третья решаемая проблема: Эффективность реализации принципа «Открытость» результатов внеклассной деятельности. В результате деятельности классного руководителя в данном направлении, выстроилась комплексная система с наличием механизма решения проблем, обеспечивающая достижение поставленных задач. Ведется работа классного руководителя по сплоченности классного коллектива, установлению дружеских межличностных отношений между мальчиками, между девочками, между мальчиками и девочками, с наличием в ученическом коллективе формальных и неформальных лидеров. Принят и соблюдается Кодекс отношений в классном коллективе. Действует классное самоуправление: командир класса, Совет организаторов, Совет Трудовичков, Совет Библиотекарей, Совет Здоровичков, имеющие сменный состав учащихся. Вступили в Республиканскую организацию «Жас Улан» учащиеся, активно участвующие в жизни класса и школы, имеющие ярко выраженную творческо-познавательную активность, стремление проявить себя в общешкольных мероприятиях. Данная работа классного руководителя, содействует формированию гражданской позиции и патриотического сознания, развитое национальное самосознание, культуры межнациональных отношений, социальной и религиозной толерантности, основанные на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. В классном коллективе имеется своя Летопись ключевых дел, Девиз класса: «Все вместе – к познанию!», свои Традиции: участие в школьных проектах, таких как «Школьный двор», «Школьное телевидение»; проведение виртуальные путешествия в предпраздничные дни (подготовка презентаций, проектов), вручение Приз учительской симпатии по итогам четверти, учебного года; положено начало новой Традиции: открытие классного кинотеатра юного зрителя (КТЮЗ). Создана и действует модель взаимодействия с родителями, включающая: 1. Просвещение и профилактика: консультативная помощь, рекомендации, тренинги, информационно-наглядное обеспечение; 2. Мониторинг: анкетирование, наблюдение, беседы. Классным руководителем ведется целенаправленный Мониторинг по следующим параметрам: ПЕДАГОГ: 1. Результативность педагогической деятельности. (ведение карты профессионального роста) 2. Публикации. 3. Участие в экспериментальной работе. 4. Создание УМК (авторские работы). Воспитанники: 1. Качество знаний учащихся. 2. Рейтинг участия во внеклассных делах. 3. Уровень воспитанности учащихся. 4. Уровень правовой культуры. 5. Отзыв учащихся о классном руководителе. РОДИТЕЛИ: 1. Анкетирование родителей. 2. Отзыв родителей о классном руководителе. Система деятельности классного руководителя приносит свои определенные результаты. 1. Осуществляется Экспериментальная работа по двум направлениям: • Действует экспериментальная площадка по проблеме «Внедрение педагогики сотрудничества в 4 «Г» классе в течение 2-х последних лет; • Созданы и реализованы экспериментальные проекты, социально значимой направленности: - Проект «Социальная адаптация», ориентированный на гражданско-правовое образование, патриотическое воспитание, социализацию личности школьника; - Проект «Здоровье», осуществляющий деятельность «Школы психологического здоровья», летней оздоровительной площадки «Ровесник»; - Проект «Эколог», обеспечивающий деятельность «Экологической площадки; - Проект «Дошкольник», обеспечивающий деятельность курсов предшкольной подготовки «Волшебники знаний». 2. Создан и реализуется в практической деятельности материал учебно- методического комплекса по гражданско-правовому образованию «Школа жизни», «Уроки гражданственности». (Регистрационный номер ISBN №978-601-7494-95-7 присвоен в Государственной Национальной книжной палате Республики Казахстан. 12.12.2013г.) 3. Наличие Публикаций, размещенных на педагогических казахстанских и российских интернет-сайтах, содержащие статьи, разработки внеклассных дел. Тематика статей: 1) «Экспериментальные проекты социально значимо направленности». 2) «Активные технологии формирования и развития у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота». 3)«Определение проблемных областей в организации воспитательной работы классного коллектива в рамках взаимодействия всех субъектов образовательного пространства». 4) «Проект общешкольного родительского собрания по теме: «Создание условий жизнедеятельности учащихся 1 классов в адаптационный период». 4. Расширение ниш созидающей личности как фактор успешной социализации и становления личности через: • привлечение учащихся к участию в IX Международной олимпиаде по основам наук (3 призовых места); в Международном конкурсе «Эму-Эрудит». (3 призовых места); • включение учащихся в общешкольные мероприятия, содействующее гражданско-патриотическому, правовому, духовно-нравственному, эстетическому воспитанию. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Какой современный классный руководитель ваш учитель? «ТОЧКА ЗРЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»: • Создает благоприятную обстановку в классе, влияющую на качество знаний ребенка. • Влияние личностных качеств учителя на результаты учебы ребенка. • Формирует в школе активную жизненную позицию ребенка. | |
Просмотров: 2063 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|