Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Часовских Ирина Яковлевна Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание», ННПООЦ «Бобек», учитель русского языка и литературы, Г. Алматы, Казахстан. Классный час «Поговорим о воспитанности» Цель: воспитание культуры общения Задачи: • Отработка умения решать различные ситуативные задачи из жизни; • Повторение некоторых правил этикета. Форма проведения: интерактивная беседа с элементами диспута. Оборудование: выставка книг по этикету, культуре поведения; на стенде вырезки из журналов, иллюстрации, рисунки подростков на данную тему, словарь «вежливых» слов (на плакате). Ход классного часа 1. Вступительное слово учителя: Одним из важнейших показателей культуры человека, его воспитанности является его умение общаться с людьми. Проявление бестактности, грубости или демонстративного равнодушия не только портят настроение людям, но и имеет более серьезные последствия – разобщает их. Каждому человеку следует руководствоваться правилом: «В любой жизненной ситуации ведите себя так, как бы вам хотелось, чтобы другие вели себя по отношению к вам». - Умеете ли вы себя вести? - Знаете ли вы правила этикета? Предлагаю вам ответить, как правильно вести себя в описанных ситуациях. 2. Основная часть. Обсуждение ситуаций. Ситуация 1. Письмо от читательницы: «На работе я всегда говорю правду. Например, одна девушка у нас вообразила, будто у нее талант, хочет поступать в консерваторию. Я ей объяснила, что голоса у нее нет. Это правда, я спрашивала у знакомого специалиста. Или кто-нибудь придет в новом платье, так я сразу говорю, что оно неудачное, объясняю – почему. Одной сотруднице сказала, что ее знакомый вряд ли на ней женится, так как он красивей и умней ее. Зачем ждать, чтобы у человека были потом разочарования, пусть уж лучше знает правду. Но относятся ко мне плохо. Неужели надо лгать и лицемерить, если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились? Как бы вы ответили на этот вопрос? Ситуация 2. Звонит звонок, и в доме появляются приглашенные. - Помочь? – спрашивают у хозяйки гостьи. - Спасибо, не надо. Все в порядке, - скажет одна. - Если не трудно, протрите бокалы, вот полотенце,- говорит другая. - Там горячая вода, только фартук возьмите, - беспокоится третья. - Ни в коем случае! И речи быть не может! – возражает четвертая Кто, по вашему мнению, прав? Ситуация 3. После того, как Лена поменяла квартиру, у не появилась возможность почаще забегать к Жене – любимой подруге. Одно смущало: едва она появлялась в доме, муж Жени, поболтав две-три минуты, уходил. Иногда он и вовсе выходил только попрощаться. -Он что, не любит, когда я прихожу? – не выдержала Лена… Чем можно объяснить такое поведение Виктора? Как следует вести себя родственникам, если к одному из членов семьи пришел гость? Ситуация 4. Светлана случайно встретила в кафе старого школьного приятеля. Он приехал на несколько дней в командировку. Сели за столик, заказали ужин. Вечер получился отличный. Но в конце получилась неловкость: когда официант принес счет, Светлана выжидающе посидела, но, увидев, что ее знакомый выложил на стол лишь половину суммы, добавила остальное. Простились вроде бы сердечно, а на душе Светланы остался осадок: не по-мужски это! Права ли Светлана? Ситуация 5. Проскучав несколько танцев в уголке зала, Таня уже собиралась уйти, как вдруг ее пригласили… сразу двое. И оба такие красивые, корректные. Она приветливо им улыбнулась и сказала… Как вы считаете, что женщина должна была сказать? Ведущий: Многие затрудняются правильно решить данные проблемы. Для этого надо знать «азбуку вежливости». Я познакомлю вас с некоторыми понятиями этой азбуки, а вы их запоминайте и проверяйте, что вам уже знакомо, а что – нет. Скромность. «Вчера мы ходили на зайцев,- сказал один охотник,- моя собака и я». Заметьте: не «я и моя собака»! Смешная мелочь. Но скромный человек даже в мелочах не пытается выдвинуть себя на первый план. Он не требует привилегий, не рекламирует своих достоинств, умеет считаться с другими. А.Чехов описывает скромных людей: «Они не рисуются, не пускают пыль в глаза меньшей братии… не болваны и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат… Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними…» Все люди в общем-то имеют представления о собственной ценности. Но скромные эту скромность не афишируют и тем более не преувеличивают. Сквернословие. К нему нельзя относиться снесходительно. Его нельзя никому прощать. Прав А.Макаренко: «…матерное слово есть неприкрытая, мелкая, бедная и дешевая гадость. Признак самой дикой, самой первобытной культуры,- циничное, наглое, хулиганское отрицание нашего уважения к женщине и нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте». Тактичность. «Детка,- громко говорит пятилетнему сыну молодая женщина,- видишь, дядя с палочкой стоит? Ему тяжело стоять , неудобно. Встань и скажи: дядя, садитесь, пожалуйста». «Малыш изучающе посмотрел на залившегося краской мужчину, послушно слез с сиденья и звонко сказал: «Садитесь, дяденька! У вас , правда, ножки нету?» Мать учит сына вежливости. Но кто научит ее тактичности, чуткости, бережности. Такт – это разум сердца. Шутка бывает хороша, если она сказана к месту, никого не оскорбляет, отличается тонким смыслом. Автор одной старинной книги предупреждает: «Ничто столько осторожности, искусства и остроты ума не требует, как шутка. К тому ж, прежде вступления в оную, надобно знать, насколько терпелив и крепок в уме тот, над кем шутить хочешь». Остроумные люди – это прекрасно. Остряки-энтузиасты – ужасно. Они «шутят» с утра до вечера, они первые смеются своим шуткам и обожают их повторять. Уровень их остроумия – это, как правило, уровень людоедочки Эллочки: «У вас вся спина белая». Главная задача таких людей – привлечь к себе внимание. Лесть. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» И добавим – несовместима с хорошим воспитанием. Лесть пресекают, как гасят пожар: решительно, быстро и до конца. Манеры делают человека – утверждает английская пословица. Скорее, наоборот: человек делает свои манеры, по манерам судят о человеке. Вот он звучно пополоскал рот последним глотком чая, почесался свирепо, хлопнул женщину по плечу, покрутил пуговицу пиджака собеседника, пристал к чужому ребенку: «Ты кого больше любишь: маму или папу?» Мы провели с ним час и расстались. Возможно, он прекрасный человек – этого мы не узнали. Но манеры у него плохие – вот это запомнилось. Ведущий: помните, что подлинно культурным является человек, не автоматически овладевший необходимыми навыками вежливости и учтивости, а тот, для кого высокая культура общения – органическая потребность, единственно возможная форма поведения. 3. Заключительная часть. В конце классного часа проводится интерактивная беседа по следующим вопросам: Вопросы о культуре поведения: 1. Вы ужинаете. К вам позвонили, и пришли гости. Как вы себя поведете? (Отложите ужин, пригласите с собой или пройдете в соседнюю комнату). 2. Кто первым выходит из автобуса: мужчина или женщина? А входит? 3. Должен ли пожилой мужчина уступить место молодой женщине в автобусе? 4. Какие правила должен соблюдать хозяин? 5. Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям в его доме было хорошо и уютно? 6. Какая одежда должна быть у хозяйки, встречающей гостей? 7. Как нужно сидеть за столом? 8. Каким прибором (вилкой, ножом) едят рыбу, птицу? 9. Чем берут хлеб? 10. Вы опоздали на спектакль. Как надо идти на свое место? ( Лицом к зрителям или артистам?) 11. Что значит быть воспитанным? 12. Кто первый должен здороваться? 13. Какие дела считаются мужскими, а какие женскими? 14. Что может подарить юноша девушке ко дню рождения? 15. Кто первый садится за стол: он или она 4. Итог классного часа. Учитель: Ребята, что полезного из нашего сегодняшнего разговора вы взяли для себя? (Ответы и выводы делают сами учащиеся). | |
Просмотров: 2492 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|