Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Спутник классного руководителя
«Всякое знание превращать в деяние».
В.Н. Сорока-Росинсккй.

Планировать – значит думать, анализировать обстановку и обстоятельства. Педагог должен уметь это делать квалифицированно и учить этому же детей. Для серьезного, педагогически глубоко обоснованного планирования надо хорошо знать детский коллектив, уровень воспитанности детей. Лишь тогда можно четко определить те воспитательные задачи, которые важно и можно решить сегодня. Задачи со всем коллективом, с каждой микро-группой со стихийно возникающими в среде детей группами и отдельными детьми.
Воспитание – воздействие на все стороны личности ребенка, этот процесс столь многогранен, как многогранна сама личность. Однако, из огромного множества вопросов, которые стоят перед воспитателями в какой-то конкретный отрезок времени, всегда можно и нужно выделить те или иные ведущие задачи.
Последовательное развитие воспитательных задач, усложнение требований к деятельности детей, с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей, предполагают развитие самостоятельности, общественной активности, гармоничное развитие всех трех сторон личности: познавательно - мировоззренческой, деятельностно-практической и эмоционально-волевой. А поскольку человек связан с миром посредством отношений, мы можем воспринимать его через отношения. Через отношения к чему? То есть, если мы хотим, чтобы любая связь с окружающим миром воспринимались в его единстве, нужно что-то избрать как необходимое. Н.Е. Шуркова предложила вычленить наиболее значимые компоненты.
Отношение к прекрасному
Отношение к обществу
Отношение к Родине
Отношение к людям
Отношение к науке.
Отношение к труду.
Отношение к себе.
Эти семь типов отношений можно признать необходимыми и достаточными, чтобы целенаправленно развивать личность.
Задача педагога заключается в том, чтобы активно взаимодействовать с ребенком в семи областях. Познавать себя, находить свое место в жизни, подчинить себя труду, развиваться в труде, осознавать труд как основу общества, правильно понимать и оценивать социально-экономические процессы в обществе, уметь всему давать реальную оценку.
Человек становится личностью тогда, когда он развивается интеллектуально, духовно, взаимодействует и обогащает других. Личность вне своей активности развиваться и существовать не может.
Педагогическая задача – создать условия, при которых с самого раннего детства человек получает возможность познавать, создавать, прообразовывать окружающий мир во взаимодействии с другими людьми.
Всякая деятельность начинается с потребностей и интересов, которые сливаются в мотивы. Если есть интерес, начинается деятельность.

Если деятельность мы видим в основе воспитательного процесса, то он должен подчиняться в той же мере законам, по которым развивается личность.

Воспитательный процесс - это развитие стержневых личностных отношений и преодоление общественно вредных отношений в такой деятельности воспитательной и воспитанников, который носит характер общей творческой гражданской заботы. Это система комплексов, между которыми существуют и устанавливаются определенные связи. Характер связей, глубина, разнообразие, прочность, зависят от той позиции, которую занимает педагог и от той системы ценностей, которые данная позиция концентрирует.
Глубина взаимодействия педагога и воспитанника будет определяться глубиной культуры. На уровень общей культуры накладывается идейно-нравственная, и только потом психолого-педагогическая.
Всякое воспитание должно начинаться с той системы ценностей, которую может предположить общество.

Какая существует ценность в обществе, настолько культуросообразно наше представление о личности.
Искать средства воспитания надо не внутри школы, а в жизни, во всей информации, существующей в окружающем мире.
Средства должны обретать конкретную форму, как способ существования какой-либо информации.
Форма организации воспитания, это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь его элементов, характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. Если весь воспитательный процесс выразить в виде формулы, то у нас получится следующее:

Методы, формы работы, благодаря которым задача воплощается в жизнь, также рождаются в совместном размышлении педагога и детей.
Процесс планирования, как для детей, так и для педагогов, нужно сделать достаточно интересным и привлекательным, чтобы в нем хотелось принимать активное участие. Если дети вместе со взрослыми научатся коллективно придумывать, выбирать дела, отстаивать их необходимость, они будут к ним иначе относиться, с большим уважением и пониманием. Мы планируем не для того, чтобы делать, а для того, чтобы сделать, чтобы добиться, достигнуть, осуществить намеченные задачи.
Каждый этап планирования должен быть обыгран с детьми. То есть, дети должны быть не объектами в воспитании, а активными соучастниками, только так можно избежать формального, поверхностного подхода в планировании.
Исходя из этих позиций, мы, в процессе методической учебы, ставим цель, не вооружить готовыми идеальными планами, а дать теоретические основы научного подхода к планированию и научить технологии активного включения детей в процесс планирования.
Для каждого этапа планирования в нашей копилке имеется набор активных форм деятельности.

Планирование – органически связано с педагогическим анализом. В свою очередь, влияние последнего на планирование заключается не только в том, что оно важное средство получения исходного материала для составления годового плана, но и в том, что анализ – средство проверки исполнения этого плана.
Так, на этапе «Анализ работы за прошлый год» , детям может быть предложено:
1. Анкетирование. Оно может проходить как в конце учебного года, так и в начале.
Вот несколько видов анкет:
А) Дорогой друг! Какие дела в прошедшем году тебе запомнились и почему? В каких ты принял бы участие с удовольствием в этом году?
Б) Подумай и ответь:
 какие общешкольные (классные) дела, мероприятия, в которых ты участвовал в оканчивающемся учебном году, считаешь самыми интересными?
 какие дела ты считаешь скучными, ненужными, формальными, от которых следовало бы отказаться в новом учебном году?
 что нового ты предлагаешь включить в план нашей работы на будущее?
 что тебя не удовлетворяет во взаимоотношениях ребят нашего класса?
 что ты считаешь главным достижением нашего классного коллектива?
В) Если бы ты был классным руководителем, какие бы дела ты предложил провести
своим воспитанникам? Почему?
Г) Как бы ты организовал работу в классе, чтобы всем ребятам было интересно?
2. Смотр рисованых фильмов. Примерная тематика фильмов: «Что у нас было интересного», «Мы в делах», «О самом интересном деле года», «Герой нашего класса», «Что и как мы делаем». Каждая микрогруппа определяет свою тему, совет дела корректирует темы так, чтобы из отдельных фильмов сложилась целая картина прожитой жизни. После просмотра идет обсуждение фильмов, вручаются призы «За достоверное отображение действительности», «За глубокий и критический анализ», «За подробный и вдумчивый рассказ о нашей жизни», «За лучшую режиссерскую работу» и т. д.
3. Выставка материалов, накопленных за год. Примерные разделы выставки:
1) «Мы в учебе» (выставка лучших учебников, тетрадей, дневников, школьных принадлежностей, лучших сочинений, творческих работ и т.п.)
2) «Мы делаем школьное пособие» (выставка карточек, плакатов, муляжей,
гербариев, наглядных пособий, макетов и т. д., изготовленных своими руками);
3) «Наши творческие работы» (выставка лучших докладов, рефератов, сообщений, альбомов, подготовленных для занятий);
4) «Наше творчество» (выставка поделок из различных материалов);
5) «Картинная галерея» (выставка лучших художественных полотен);
6) «Мы в рисунках» (выставка рисунков, рассказывающих о жизни класса);
7) «Наши стенгазеты» (выставка лучших стенных газет, выпущенных в течение года);
8) «Фото-глаз» (выставка фотографий: а) художественное фото, б) фото, рассказывающее о наших делах). Разделы выставки готовят творческие группы, распределив их между собой. В назначенный день проводится экскурсия по выставочному залу, на которую приглашаются родители, педагоги, друзья класса. После выставки посетители оставляют записи в книге отзывов. Организаторы лучших разделов могут быть награждены различными призами.
4. Творческие отчеты микрогрупп. «Что и как мы делали». Перед каждой микро-группой стоит задача: «Не только преподнести отчет в живой, интересной форме, но и наполнить эту форму нужным содержанием. В отчете должно прозвучать: как выполнена программа роста коллектива, чего добились микро-группы, класс в спортивных делах, трудовых, какие успехи в учебе, какие взаимоотношения в классе что сделано для улучшения окружающей среды»
Форма отчета: радиогазета, живая газета, устный журнал, телепередача, агитбригада, телетайп экскурсия по музею, репортаж, слайд фильм, теневой, кукольный театр, театр миниатюр, сатирический театр и т. д. Хотя каждая из названных форм может стать самостоятельной, основной игровой формой анализа работы за год.
5. «Огонек – откровенный разговор» Примерные темы для разговора: «Как я себя чувствовал на протяжении всего года», «Итожим то, что прожито», «Расскажи мне обо мне», «Как мы прожили год» и т.д.
Целесообразно его проводить в том коллективе, где ребятам знакома традиция проведения если не еженедельных, то ежемесячных огоньков. Дисциплинирующее значение «Огонька» огромно. Ведь ребята в течение года привыкли систематически выносить оценку общей работе, и, значит, должны постоянно все видеть вокруг себя, все замечать. Тебя не принуждают, не заставляют, не уговаривают, но ты стремишься поддержать дисциплину, все выполнить в срок, потому что на прошлом «огоньке» ты сам требовал оценить прошедший период на «тройку», из-за того, что какая-то микро-группа сорвала общее дело. Коллективный самоанализ обладает величайшей силой воспитательного воздействия. Он формирует оптимальную самооценку, оценку человеком своих сил и возможностей, способностей и дарований, он улучшает самочувствие каждого в коллективе. Он создает привычку рассматривать жизнь и работу во всех их составных и в целом, видеть не только конечный результат (плохой или хороший), но и причины, от которых зависел успех или неуспех, рассматривать организацию дела организаторами, взаимодействие групп, отношение к делу каждого.
Структура «огонька» включает в себя:
Песню для настроя (иногда ее включают и в середине разговора, чтобы снять напряжение, усилить или изменить эмоциональный тонус, направить разговор в нужное русло). Песней заканчивается весь разговор.
Разбор прожитого этапа жизни. Он начинается с отчета командиров микро-групп. Строится по заранее определенной формуле, в основу которой положена обычно тема «Огонька». Каждый говорящий дает свою оценку тому, что, по его мнению, или, по мнению группы, было ценного в работе класса, что помогло ребятам стать более сплоченными, дружными, что мешало работе, почему, что нужно изменить в отношениях, в работе, чтобы стало еще лучше.
Откровенный разговор. Он продолжается и после делового обсуждения прожитого этапа. Ребята рассуждают вслух о том, каков я вообще и каков наш класс, как надо жить, какими мы станем в ближайшем будущем, и какой тогда у нас станет жизнь. Дети решают для себя, что такое нравственная убежденность, мужество, верность, настоящая доброта и т. д.
Время на творчество – это семь-десять минут общей радости, негромкого веселья. Ребята могут выполнить по группам какое-то одно творческое задание главных организаторов «Огонька». Обычно творческое задание соответствует главной теме.
Гость на «Огоньке» - ребята могут пригласить на свой итоговый «Огонек» тех людей, которых считали друзьями своего класса, кто в течение прожитого периода жизни принимал участие в ребячьих делах, кому ребята доверяют, с чьим мнением считаются.
«Сюрприз» для огонька - если в коллективе утвердилась традиция «сюрпризов», не следует от нее отказываться и на итоговом «Огоньке», «Сюрприз» может подготовить, как всегда, дежурная группа, а может подготовить каждая микро-группа.
Работа клуба «Спрашивай – отвечаем» Ребятам предлагается задавать интересующие их вопросы. Тематика вопросов может стать основой для плана. Педагог, основываясь на информации, полученной при анализе вопросов, может судить о степени зрелости учащихся, о направлении интересов коллектива, о нравственной ориентации и т.д.
* * *
Существует также ряд проверенных практикой приемов планирования, включающих в себя поиск идей, творческую мысль, выбор предложений, совет друг с другом, поддержку, добрую реакцию на все придумки. Вот некоторые из них:
1. Защита проектов плана: Каждая группа готовит свой проект. При защите проекта ребята ищут ответы на поставленные вопросы: «Кому и зачем это надо? Чего мы хотим добиться, проводя те или иные дела? Кому и какую пользу мы хотим принести? Когда, где и с кем мы будем проводить данные дела?» На общем сборе идет защита. Аналитическая группа отбирает всё самое полезное и интересное.
2. Публичная защита главного дела года. Ребята, разбившись на творческие микро-группы, предлагают своё видение главного дела и защищают его на общем сборе перед экспертной комиссией, доказывая, чем оно будет интересно для класса, интригуя возможной программой, представляя примерный сценарий.
Ребятам для разработки может быть вручена следующая памятка:
1. Кто и как создает совет дела?
2. Как будет названо дело?
3. Кто и как будет разрабатывать его план?
- каковы цели и задачи у предстоящего дела?
- в какой форме оно пройдет?
- что будет включать в себя содержание?
4. Как будут распределены обязанности между членами коллектива?
5. Как будет вестись подготовка?
6. При разработке плана подготовки не забудьте о:
- подборе материала и составлении сценария;
- оформлении места проведения:
- серии объявлений, реклам,
- музыкальном оформлении;
- диафильмах, кинофильмах, слайдах;
- выставках;
- подготовке костюмов, необходимого реквизита
- приглашении гостей;
- проведении конкурсов, смотров, бесед, экспозиций, викторин до мероприятия.
7. Кого попросите из педагогов помочь в подготовке и проведении данного дела, в чем будет выражаться данная помощь?
8. Кто и как будет готовить помещение, где будет проходить дело (радиорубка, раздевалка)?
9. Кто и как будет назначать жюри, разрабатывать условия, определять поощрения (при проведении конкурсов, смотров, соревнований и т. д.)
10. Кто и как организует дежурство в момент прохождения дела, его начала, окончания.
11. Кто и как составляет график репетиций; кто, как и где их будет организовывать и проводить?
12. Кто и как привлечет, по мере необходимости, фотографа, медика?
13. Кто и как будет контролировать ход подготовки к делу?
14. Где, когда и как будут подводиться итоги дела? В какой форме пройдет анализ?
3. Творческий конкурс. Объявляется конкурс на лучший план работы на четверть, месяц, каникулы и т.д. Создается жюри. Конкурс может быть очным и заочным, то есть, с публичным представлением или без него. Лучший план является основой для реального плана работы класса
4. Тематическое задание на планирование или представление «Темпланов». Ребята в классе делятся на группы по интересам (коллекционеры, туристы, спортсмены, собаководы, театралы, книголюбы и т. д.) и каждой группе предлагается свой план с учетом их интересов. Совет коллектива анализирует и обобщает предложения, из которых и складывается план работы класса.
5. «Забор идей», «Ящик идей», «Банк идей». Вывешивается либо чистый лист с изображением забора, либо ящик, либо выставляется банка, куда соответственно записывают, либо опускают свои предложения. Предложения периодически вынимаются, анализируются, систематизируются и вывешиваются для всеобщего обозрения.
6. «Разведка» - класс разбивается на микро-группы, каждой дается конкретное задание по поиску полезных, нужных, интересных дел. По итогам разведки готовится устный или письменный рапорт. Начинается и заканчивается линейкой. Время на разведку четко ограниченно.
Начало в... часов; …дня; …месяца. Конец в… часов; …дня; …месяца.
Варианты разведки
А) Поиск интересных полезных людей
Б) Поиск общественно-полезного дела в школе, зоне активного действия и т.д.;
В) Литературная разведка – поиск дел на страницах периодических детских изданий;
Г) Разведка милосердия – поиск людей, нуждающихся в заботе – ветеранов войны и пенсионеров, больных и одиноких людей. Адреса разведки: радио, журналы и газеты библиотека; далекие и близкие друзья; школа; детский сад; начальные классы; школьный двор; двор, в котором я живу; улица; семья и родные; дом, в котором мы живём и т. д.
По итогам разведки составляются донесения («Где побывали? С кем говорили? Что надумали? Что может пригодиться?») и карта действий.
7. Дела на выбор. Это довольно хитроумный ход, который помогает ребятам учиться строить планы. Ведь выбор, как никак, требует раздумья, сравнения и обсуждения предложенных вариантов.
Придя после всех споров к общему решению, ребята совершенно искренне убеждены,
что они всё придумали сами. Варианты дел на выбор готовит либо педагог, либо сами
дети. Это могут быть дела, которые предлагали сами же ребята, а могут быть и совершенно новые, особенно в той ситуации, если ранее проверенные варианты планирования не дали желаемых результатов.
8. Обсуждение проекта плана. Обычно проект плана инициативная группа составляет из ранее собранных ребячьих предложений. Проект вывешивается на всеобщее обозрение, а в назначенный день собираются все члены коллектива для его обсуждения.
9. Выпуск «Молний» с предложениями к плану. Могут «Молнии», «Фото-рамки» и т.п., выпускаться как творческими группами, так и отдельными ребятами. Они могут выпускаться автономно, независимо от хода всей остальной компания по планированию, а могут служить как дополнительное средство, которое призвано усилить или улучшить те или иные предложения. Например, после обсуждения проекта плана.
10. Сбор планирования может быть посвящен утверждению плана, по окончании всех мероприятий по планированию или разработке одного наиболее важного, очень трудного или совсем нового дела. Педагог сначала рассказывает ребятам о значении и особенностях предстоящего дела, возможных вариантах его проведения и, ясное дело, старается зажечь, увлечь ребят. Затем даётся время «на шум», каждая микро-группа собирается и высказывает свое мнение.
Далее в общем кругу идет обсуждение сформировавшихся мнений. В процессе обсуждения вырабатывается конкретный план.
Нужно заметить, что план работы – это не перечень мероприятий, которые предстоит провести. Это определение наиболее действенных мер, обеспечивающих полное осуществление задуманного.
Хочется заметить, что все вышесказанное может сработать только в том случае, если у ребят есть определенный запас знаний и опыт проведения различного рода дел. То есть, только в том коллективе, где у ребят налажена интересная работа, и если процесс планирования для ребят не станет формальным мероприятием, а живым, захватывающим делом, а еще лучше комплексом различных дел, включающих в себя и обучение планированию. Ведь не секрет, что любой педагог на практике сталкивается с проблемой скудости арсенала дел, которым владеют дети, (а подчас и педагоги) отсюда появление на свет, несмотря на внешнюю активизацию деятельности, серых, скучных, однообразных планов.
Нередко педагогов, ищущих необычные формы учебно-воспитательной работы, упрекают в формотворчестве. Но на сегодняшний день школе не грозит переизбыток форм. Скорее беда в их ограниченности, повторяемости без изменений из года в год.
В своё время мы проанализировали анкеты разных лет, разных школ и разных классов. На вопрос: «Какие классные дела тебе запомнились в этом году?» (вопрос в мае), ответили: «Огонек», «Новогодний вечер», «дискотека». И так из анкеты в анкету. Хорошо, если встречаются туристические походы, (да еще многодневные). Другой вопрос: предлагается список типичных классных мероприятий. Их всего 10, (вечер отдыха, кафе именинников, КВН, игра «Что? Где? Когда?», дискотека, экскурсия, беседа, диспут, поход, субботник или трудовой десант). Нужно подчеркнуть проводимые в классе и дополнить список делами, не названными в нём. Обычно подчеркиваются 3-4, дополнения редки.
Исходя из всего вышесказанного, мы предлагаем ряд умозрительных игр, помогающих развивать нестандартное мышление, творческое воображение, активизировать мыследеятельность.
Поскольку во всех играх присутствует метод «Брейнсторминга» («Мозговой атаки» или «Мозгового штурма»), участникам игр предлагаются правила, которым они должны следовать при обсуждении идей. В зависимости от подготовленности аудитории, даётся один из вариантов правил:
1. 1) Твори, ищи, фантазируй смелее –
Поиск идет необычной идеи!
2) Сваливай мысли в гору большую –
Из сотни простых найдем золотую!
3) Камнем в соседа бросать не смей!
Бросишь камень — не будет идей!
4) Особенно ценится комплекс идей,
Созрели идеи — на круг их скорей!

2. 1)Требуется высказать как можно больше смелых, неожиданных, новых творческих идей.
2) Нельзя критиковать предлагаемые идеи.
3) Нужно поощрять любые идеи. Чем более неосуществимыми они представляются, тем лучше.
4) Идеи можно комбинировать, обсуждать, творчески перерабатывать улучшать, изменять до неузнаваемости.

3. 1) Чем больше предложений прозвучит, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верная.
2) Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения идей, они мешают формулированию мысли!
3) Не стоит бояться несбыточности предложений: чем более необычная идея, тем лучше.
4) Желательна цепочка идей, что даст простор для обсуждения.

Перед началом игры проводится одна-две различных настраивающих игр, типа «Ассоциации», «Мозаики» или из копилки творческих конкурсов.
Затем предлагается, в зависимости от ситуации, одна из умозрительных игр.
Цель данных игр: получение необходимых знаний, умений и навыков, оценка, познание самого себя в творческой мыследеятельности.

I. АЛГОРИТМ «ИЗОБРЕТЕНИЯ» ДЕЛА НА ОСНОВЕ ТРЕХ ОПОРНЫХ СЛОВ

Перед началом активной мыследеятельности идет разъяснение игры ведущим:
«В основе всех коллективных дел лежат либо:
а) события жизни коллектива, школы, села, города, страны. В каждом событии, будь то форум, праздник, слет, фестиваль и т. п., существует определенность порядка деятельности;
б) деятельность учреждения, в котором работают люди. Будь то школа, магазин, почта или что-то другое;
в) предметы, с которыми происходят различные действия, метаморфозы. Будь то, Книжкины именины, Первый звонок или Календарь знаменательных дат.
Но, независимо от всего этого, в основе всех дел лежит деятельность.»
Участники, разделившись на микрогруппы по 3-5 человек, получают задание: придумать дело по заданному алгоритму, используя три опорных слова, которые они выбирают из разложенных на столе трех стопок. В первой стопке лежат слова, обозначающие предметы, во второй — события, в третьей - учреждения.
Выбор основы дела исходит из тех воспитательных задач, которые стоят перед конкретным коллективом. Основа выбора определяется тем, какое количество участников мы хотим видеть, как будут задействованы все участники, какой характер будет носить деятельность.
С одной стороны, задача играющих, основываясь на опорных словах, придумать форму дела, учесть творческий, игровой характер деятельности с одной, и с другой стороны – представить методический рисунок дела, раскрыть методику его подготовки и проведения. Играющим напоминается, что одно из трех слов является главным, ведущим, два других носят вспомогательный, дополнительный характер.
Пример: взяты слова телестудия, перекличка, сюрприз.
Творческой группой решено провести ролевую игру «Перекличка телестудий» в форме имитации телепередач. Каждая в секрете от других должна в форме передачи составить свою программу и продемонстрировать её зрителям. В каждой программе должен быть сюрприз для зрителей. Жюри оценивает выступления и определяет победителей.
Основные игровые задачи. Точно, выразительно и кратко продемонстрировать телепрограмму.
Педагогические возможности. Игра развивает художественную самодеятельность школьников, стимулирует творческие способности, сплачивает коллектив. Игра проводится для подростков или старшеклассников. Количество участников 2-3 группы класса. Может быть использовала на вечере отдыха, классном огоньке.
Творческая группа, в которую входят представители всех микро-групп, разрабатывает условия, намечает общую тему, её основные компоненты, определяет критерии оценок жюри, выбор жюри.
Игровое действие. Сообщение условий игры и критериев оценок жюри, оглашение призов. Распределение школьников на команды-телестудии. Подготовка помещения: каждая телестудия располагается в одном из углов зала, ставит перед собой рамку, изображающую экран телевизора; от каждого телеэкрана к столику в центре зала протянуты ленты серпантина. Здесь пункт телеуправления главного диктора-координатора телестудий. Команды распределяют роли, разрабатывают сюжет телепередачи, девизы, готовят сюрпризы. Диктор-координатор поочередно предоставляет эфир телестудиям. Жюри оценивает выступления, подводит итог, объявляет победителей, вручает призы.
Телестудии могут представлять города, республики, страны, фантастические и реальные планеты (что определяет их названия, эмблемы, позывные, костюмы, содержание телепрограмм). Телепрограммы едины для всех, например «Спокойной ночи, малыши», «Вечер юмора», «Клуб путешественников», «До 16 и старше» или «Программа Утро» и т.д.
Диктор-координатор – распорядитель телепрограмм следит за темпом передач, включает эфир, ориентируется на готовность телестудий, поддерживает связь между дикторами и ведущими разных телестудий.
Координатор, дикторы и ведущие телестудий должны проявить остроумие и находчивость в порядке своих телепрограмм, в установлении контактов с другими телестудиями. Возможно использование заставок, реклам внутри и между передачами.
Далее дается время на «изобретение» дела. После чего происходит его защита.
Оценивается каждое выступление по трем параметрам:
1. Реальность
2. Оригинальность
3. Соответствие воспитательным возможностям КТД.
Перед играющими плакат: «Воспитательные возможности КТД»:
1. Обеспечивает возможность каждому внести свой вклад в соответствии с личностными интересами и возможностями.
2. Обеспечивает активную реализацию своего опыта и обогащает опытом других (Чем больше отдаю, тем богаче становлюсь).
3. Укрепляет структуру коллектива. (Мы ближе в деле узнаем друг друга).
4. Воздействует на все три стороны личности
Для оценки у каждого участника имеется набор разноцветных жетонов. Об определении оценок договариваются коллегиально. Например, красный – отлично, голубой – хорошо, зеленый – удовлетворительно. Или красный – молодцы! Замечательно! Так держать!; голубой - хорошая идея!; зеленый – можно было еще подумать!
Ведущий или экспертная группа по каждому параметру обобщает оценки и выставляет одну общую. Оценки выводятся в сводную ведомость.
Победителям и участникам в заключение вручают призы:
А) за абсолютную идею,
Б) за реальность поданной идеи,
В) за оригинальность идеи,
Г) за детальную проработку идеи и т. д..

II. ИЗОБРЕТЕНИЕ РЯДА ДЕЛ НА ОСНОВЕ ОДНОГО СЛОВА

Дело можно изобрести на основе любого слова. Мало того, на основе одного слова, можно придумать огромное количество разнообразных дел, рассматривая это слово
под разными ракурсами.
1. Если придумывать дела, раскрывая смысл, содержание этого слова.
2. Если придумывать дела, которые раскрывают свойства этого слова (т. е. дела, раскрывающие всё, что связало с этим словом).
3. Если придумывать дела, раскрывающие переносное значение данного слова.
4. Если придумывать дела, в название которых положено это слово, как аббревиатура.

Возьмем слово «Море» и попробуем по алгоритму «поизобретать». Вот что может у нас получиться:
1. а) Научная конференция с выступлениями экспедиций «Что мы знаем о море»,
б) Телепередача «Я еду к морю» (рассказ о разных морях),
в) Создание альманаха «На суше и на море» (об истории появления морей, что такое море, о морских обитателях и т. д.).
г) Вечер «Загадки и тайны моря».
2. а) Огонёк «Морская душа – всегда молодая» (приглашение тех, кто служил на морском флоте).
б) Праздник «У нас друзья на всех морях».
3. а) Вечер сатиры «Пьяному море по колено» или выступление агитбригады.
б) Спортивный праздник «Море песка на нашем стадионе».
4. а) Диспут «Мы отличные ребята, если...».
б) Огонек — откровенный разговор на чистоту «Много отдыхаем, а результат есть?»

А вот как можно «поработать» со словом «Костер»;
1. а) Встреча разных поколений «Костер в жизни человека» (а. Первобытный, б. Костер-инквизиция, в. Походный костер и т.д.),
б) Путешествие на машине времени «От костра к костру>.
в) Конкурс костровых «Кто быстрее зажжет костер» (виды костра).
г) Костер «Отваги и мужества».
2. а) Создание рукописного журнала «Костер».
б) Работа театра миниатюр «По страницам журнала «Костер».
в) Выпуск школьной стенгазеты «Костер».
г) Олимпиада прикладных знаний, умений, навыков «Костер».
д) Приглашает кафе «Костер».
е) Вечер туристической песни у костра.
3. Вечер поэзия «Я горю на костре любви»
4. Выставка наших достижений «Кто очень стремится, у того есть результат»

III. ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ «ИЗОБРЕТЕНИЕ» КТД ПО ПОСЛОВИЦАМ И ПОГОВОРКАМ.
1 этап. Каждая группа на отдельных листочках пишет пословицы и поговорки, какие может вспомнить. Все листочки смешиваются.
П этап. Представители от групп вытаскивают по одной пословице и на её основе
разрабатывают серию дел по следующему алгоритму:
1) Имея в виду смысл пословицы.
2) Используя произвольно слова пословицы (комбинируя, переставляя, выбирая нужные).
3) Работая на ассоциациях, которые возникают с этой пословицей.
Пример: пословица «Без труда, не вытащишь рыбку из пруда».
1. Устный журнал, посвященный труду «Без труда, не вынешь рыбку из пруда».
2. а) Конкурс рыболовов «А что там водится в пруду?»
б) Экологическая операция «Вытащим из пруда всё лишнее».
3. а) Волшебный вечер «Приплыла рыбка и спросила».
б) Кафе «Золотая рыбка».

Ш этап. Из серии придуманных дел каждая группа выбирает по одному и детально его прорабатывает, отвечая на следующие вопросы:
- Кому и зачем это надо?
- Какую и кому пользу мы можем принести, проводя данное дело?
- Как мы можем его организовать?
- Для кого?

IV Спонтанный выбор (или предложения в «гармошке»).
Разбившись на группы, участники игры пишут свои предложения («Что можно провести») поочередно на один общий листочек (в каждой микро-группе). Каждый, написав свое предложение, загибает листочек и передает его соседу, тот, в свою очередь, пишет новое предложение, не зная предыдущего. И так далее по кругу до тех пор, пока не иссякнет фантазия у группы, или не истечет время.
Затем каждая группа разворачивает листочки и, анализируя самостоятельно все предложения, отбирает 4 лучшие. Закончив анализ, каждая группа выносит на всеобщее обсуждение свои предложения. Из всех предложений экспертная группа отбирает 4-5 лучшие (по количеству творческих групп) и предлагает их творческим группам для детальной проработки. (Вариант: общее голосование цветовыми жетонами). Время ограничивается 20-25 минутами, после чего идет защита своих разработок. Каждая разработка оценивается экспертной комиссией или общим голосованием по следующим параметрам:

1. Свежесть, оригинальность представленной разработки.
2. Реальность, доступность предложенного.
3. Тщательность проработки основных моментов.
За интересные предложения, разработанных дел, творческие группы награждается призами.

V. «МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА»








Ребятам предлагается назвать любое слово, обозначающее учреждение или место, где могут жить люди.
Допустим, дети выбрали слово «город». Его записывают в левой нижней части верхнего квадрата, а над ним -- слово, обозначающее действие или событие, происходящее в «городе». У нас получилось следующее сочетание: «город – дождь». В клеточках под словом «город» запишем слова, которые так или иначе ассоциируются с ним, а в клеточках по горизонтали – ассоциации, связанные со словом дождь. У нас получилось два ряда слов: город – аптека, милиция, магазин, школа, дом, детский сад; дождь – вода, грязь, град, зонт, лужи, кашель. А на пересечении слов по горизонтали и вертикали запишем дела, которые ассоциируются с этими словами.

Вот что получилось:

Дождь
Город Вода Грязь Град Зонт Лужи Кашель
Аптека Операция «Пузырек» Субботник в аптеке Изобретение массажирующих устройств Консультация «Зонт от всех болезней» Советы врача «Если ноги промочили» Экскурсия по лекарственным травам «Зеленая аптека»
Милиция Организация «Водного патруля» Кинолекторий «Преступление – та же грязь» Пресс-конференция «Град вопросов о законе» Патруль «Зонтик для малышей» Сатирический театр «Как мы сели в лужу» (о нарушениях) Живая газета «А я кашляю на всех» (о доносах)
Магазин Открытие кафе-магазина «Напитки на любой вкус» «Грязь на продажу» разговор о проституции Работа кафетерия «Град» Работа магазина по продаже отремонтированных вещей. Работа магазина изобретателя «Как удалить лужу» Салон-магазин «Все от кашля»
Школа Выступление агитбригады «Довольно воду лить» Диспут «Что есть грязь» Концерт художественной самодеятельности «Град аплодисментов» Трудовое дело «Зонт над грядками» Операция «Лужа» Беседа о профилактике простудных заболеваний.
Дом Сбор дождевой воды Десант «Грязь не проникнет в наш дом» Клуб «Почемучка на дому», град вопросов родителям Трудовое дело «Зонт для престарелых» Самостоятельный ремонт ванны Утепление своих квартир
Детсад Создание рукотворного бассейна для малышей Конкурс сказок для малышей «Что такое хорошо и что такое плохо» Филиал клуба «Почемучки» Запуск «Парашютистов» (с малышами) Запуск бумажных корабликов Выступление кукольного театра «Закаляйся»

Выбирается 6-8 наиболее интересных дел и предлагаются по микро-группам детальная проработка.

V1. ИГРА «ИЗОБРЕТАЕМ ДЕЛО»

Начинает игру ведущий. Он определяет маршрут поиска новых решений (например, проведение бала «Золотая осень»), объясняет, что следует получить в результате «Штурма» (общую картину бала, его отдельных частей, оформления и т.д.). Затем комментирует правила игры.
Все участники игры разделяются на две группы: группу генерации идей (ту, что «вещает» идеи) и группу оценки («вылавливающую» и оценивающую идеи). Задача последней – не дать «утонуть» новым оригинальным предложениям и решениям.
Ведущий ударят в гонг и объявляет первый период (каждый из 2-З периодов по 7- 10 минут).
Начинается выдвижение идей. Ведущий может задавать наводящие вопросы, сам выдвинуть одну-две идеи, чтобы «заразить» участников. Порядок выступлений может определяться произвольно. Если участник захочет развить высказанную ранее идею или усилить идею другого, он поднимает руку с раскрытой ладонью. Если есть совершенно новая идея – поднимается сжатая ладонь с направленным вверх указательным пальцем. Когда же нарушаются правила игры (кто-то позволил выразить насмешку или повторил идею), ведущий легонько постукивает молоточком по гонгу. В это же время группа оценки молча «вылавливает идеи» - записывает предложения. После окончания периода группа оценки быстро обсуждает результаты. Затем группы меняются ролями и начинается новый период. По его окончании дает время вновь оценить результаты и определить наиболее интересные и реальные предложения ведущего (можно провести дополнительный период). Обычно это происходит тогда, когда на основе наиболее перспективных и интересных предложений формируется новая задача, которая опять предлагается группе генерации идей.
После игр у участников накапливается определенный запас различного рода дел. И им предлагается игра.

VII. Аукцион идей
Цель игры: получить несколько вариантов плана на новый учебный год по тематическим периодам. На практике разобраться, что собой представляет тематический период.
Участники игры делятся на группы – по количеству тематических периодов. (Либо на четыре – по количеству четвертей, либо на девять – по количеству учебных месяцев)
Участвуют: аукционер-ведущий, группа экспертов – 3-4 человека, творческие группы А, Б, В, Г и т. д.
Атрибуты игры: молоток, призы за покупки.
Идея игры: выставляется вещь на продажу – лот, которым является идея, выдвигаемая от каждой группы. Каждая группа течение 10 минут работает над созданием идеи по своему тематическому периоду.
Задача группы: в виде девиза, названия определить, обозначить свой тематический период, то есть раскрыть в одном-двух предложениях, в чем они видят суть своего тематического периода.
Группа А выдвигает свою идею, группа экспертов оценивает её в заранее определенной единице измерения (литах, фалдах, очках и т. д., заранее обговаривается максимальная оценка, например, 2 тысячи фалдов), и объявляет цену, например, 120 фалдов.
Лот выставлен на продажу.
Всем группам даётся 10-15 минут для детальной проработки выдвинутой идеи, то есть наполнить данную идею содержанием (взаимно связанными малыми и большими делами).
Разработав идею, группы имеют возможность купить выставленный лот. Для выступления каждой группе дается 2-3 минуты.
Эксперты оценивают каждое выступление в фалдах. Группа, сделавшая наилучшую разработку и набравшая наибольшее количество фалдов, имеет право купить эту идею.
Аналогично идет выступление и последующих групп.
Примечание. Выдвигаемые идеи не обсуждаются. Количество идей не ограничивается, чем больше, тем лучше. Идеи могут быть, на первый взгляд, фантастическими, чем более неосуществимыми они кажутся, тем лучше. Группа, выдвинувшая идею, имеет право её же и купить.

Отработав технологические приёмы, мы акцентируем внимание на том, что это всего лишь технология, умозрительное формотворчество, цель которого активизировать мысли, творческое мышление, подсказать нестандартные пути решения проблемы.
На практике же средства воспитания надо искать не внутри школы, ни тем более в умозрительных играх, а в жизни, во всей информации, существующей в окружающем мире. Средства должны обретать конкретную форму, как способ существования какой-либо информации.

Процессы, происходящие в обществе, человек должен видеть, осознавать, анализировать, понимать, определять себя, в этих процессах.
Именно это и должно лечь в основу воспитания. То есть наша цель развивать такую личность, которая на основе научного мировоззрения будет уметь анализировать все процессы, происходящие в жизни, обществе и природе и уметь строить радостную, наполненную жизнь, никогда не поступаясь против совести.
Помня, что воспитание – двусторонний процесс, взрослый должен воспринимать ребенка как равноправную личность. Это равенство должно быть в поиске, творчестве, в
видении мира, стремлении сделать его лучше. Ребенок решает, насколько должно быть интересно, педагог же открывает перед ребенком мир, насколько может это сделать.
Приложения


Источник: http://yadi.sk/d/SP2z776sH6bBq
Категория: Классному руководителю | Добавил: Gearsofwar (2014-02-01) | Автор: Тихонова Надежда Андреевна E W
Просмотров: 1340 | Комментарии: 1 | Теги: Спутник классного руководителя | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-06-29, 7:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru