Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Подростковый возраст (от10 до 15 лет) – время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребёнка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Отрываясь от мира детства, подростки постепенно идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Возраст подростка - переломный. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их необходимо. Большое внимание должно быть уделено режиму труда, отдыха и питания, гигиене и физической культуре. С началом полового созревания меняется общий облик ребёнка, появляются новые, ранее незнакомые ему чувства, переживания, возможны даже резкие перепады настроения, не всегда понятные даже подростку. К этому надо относиться внимательно, но спокойно. Осознавая то новое, что появляется в его жизни, в отношении к нему окружающих, подросток всё чаще задумывается о своих возможностях, особенностях, достоинствах и недостатках, о характере с товарищами и взрослыми. Одно из наиболее сильных желаний подростка - быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности видно во всём: в учении, в труде, в выборе друзей, распределении времени. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения. В семьях, где признаётся право подростка на известную самостоятельность, где своевременно меняется и отношение к нему и характер требований, он обычно развивается и взрослеет нормально. Если стремление подростка стать взрослым подавляется мелочной опёкой, излишней жёсткостью контроля, недоверием к его возможностям, он начинает «завоёвывать» самостоятельность самыми разнообразными способами, и в первую очередь такими, которые осуждаются. Подросток становится упрямым, непослушным, грубым. Непонимание между ним и родителями растёт, возникают конфликты и взаимные обиды. Подростку приходится сталкиваться с тем, что у взрослых порой существует как бы два разных свода правил - для детей и для себя. И если маленький ребёнок живёт спокойно в этих рамках норм, то подростку в этих рамках тесно. Он обижается и негодует, когда с ним обращаются, как « маленьким» И если родители продолжают так к нему относиться, он сам ломает ставшие тесными для него нормы отношений. Столкновения становятся систематическими и всё более резкими, а негативизм подростка расширяется. Ребёнок замыкается , уходит в себя. Две системы отношений – со сверстниками и взрослыми – подросток начинает не только осознавать, но и по – разному проявлять себя в них. Если ребёнком дома все командуют, он слушается, подчиняется. Но и тихо учится командовать сам: на улице он уже применяет на практике то, что усвоил дома. А вот другой случай. Девочка избалована дома, привыкла к тому, что все её желания исполняются, грубит, деспот в семье . Но с подругами Анечка ведёт себя иначе. В их компании командуют другие девочки, более самостоятельные, более взрослые, и Аня им послушно подчиняется. В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие внутренней позиции подростка. С одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против недоверия, контроля. С другой стороны, испытывает тревогу и опасения, боязнь не справиться с новыми задачами. Он ждёт от взрослого помощи и поддержки, но не хочет, открыто признаться в этом. Взрослый должен быть другом подростка. Задача взрослого – помочь подростку взрослеть, быть рядом с ним. Подростку необходима совместная деятельность со взрослым, значит, у них должны быть общие интересы, увлечения ( подросток – помощник родителей в хозяйственных заботах, советчик в домашних делах; увлечение искусством, совместное посещение театра и кино, обсуждение литературных произведений. Именно совместная деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, эмоциональную и духовную близость. Взрослый рядом – это значит, что у подростка есть надёжный и опытный друг, который умело и тактично проведёт его через все трудности переходного возраста. Взрослый друг рядом – это должно быть важнейшим условием воспитания и развития подростка. Только неуклонное соблюдение этого условия может обеспечить благополучное формирование личности ребёнка в самый сложный период его жизни. | |
Просмотров: 1154 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|