Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Поликультурное воспитание учащихся. Макарова Н.Г., учитель географии ССШ№2 г. Актобе Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Мировая педагогическая мысль разрабатывает общую стратегию поликультурного воспитания. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 году было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей. Основными направлениями поликультурного воспитания в ведущих странах мира, являются: билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма. Все эти направления отражаются в специальных учебных программах. Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»: уважение и сохранение культурного многообразия; поддержка равных прав на образование и воспитание; формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения. Существенной становится проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий . Ученые справедливо утверждают, что изучение иностранных языков не только служит коммуникации, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, поведения. Вряд ли можно утверждать, что поликультурным воспитанием предложены оригинальные педагогические формы и методы. Им используются активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности - лекции, эвристические беседы; при развитии навыков межкультурного общения - диалог. Проблемы поликультуризма решаются как в пределах школьной системы, так и в рамках непрерывного воспитания и образования. Поликультурное воспитание коснулось, прежде всего, учащихся общеобразовательных учреждений. Поликультурное воспитание должно быть направлено на создание условий для преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию школьников и установлению между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества. Поликультурное воспитание – есть активная социально-педагогическая среда, предполагающая одновременное существование нескольких ценностных и целевых оснований и перспектив, доступных каждому субъекту воспитательного пространства, а также диалог между ними; поликультурное воспитание – есть социально-образовательная и воспитательная политика и практика, основанная на приоритете социально-ценностных форм содержания, средствах их постоянного диалога, и обеспеченная демократическими механизмами выработки и реализации решений. Мы представляем программу «Поликультурное воспитание». Поликультурное воспитание особенно актуально на современном этапе развития современного общества и фокусируется на нескольких педагогических принципах: -воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; -воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; -воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»: -уважение и сохранение культурного многообразия; -поддержка равных прав на образование и воспитание; -формирование и развитие в духе общенациональных, политических, -экономических, духовных ценностей. Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения. Поликультурным воспитанием предлагаются активные педагогические формы и методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности - лекции, эвристические беседы; при развитии навыков межкультурного общения - диалог. Задачи программы • индивидуально-личностное развитие и становление ребенка; • социализация и адаптация в иноязычной (инокультурной) социальной и образовательной среде; • нахождение собственной этнокультурной идентичности в условиях поликультурного социума; • формирование актуального пространства развития и самореализации в условиях поликультурной среды. Принципы реализации программы. • - национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения; • - ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов; • -формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты. • Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. Средства реализации Программы 1.Общение с представителями разных национальностей; 2. Устное народное творчество; 3. Художественная литература; 4. Игры, народные игрушки; 5.Декоративно-прикладное искусство, живопись; 6. Музыка; 7.Этнические мини-музеи. Формы работы при реализации программы -исторические рассказы, изучение обычаев, этикета; - лекции, эвристические беседы; - диалоги; -беседы, диспуты; -вечера с выступлениями представителе национальной интеллигенции (композиторов, художников, писателей и т.д.); -проведение КВН по материалам фольклора, «Дней этнопедагогики» со сравнительным анализом традиций разных народов; - подготовка рефератов о традициях, нормах поведения разных народов (по итогам самостоятельной поисковой деятельности); Программа рассчитана на 17 часов в 1-11 кл. I Раздел История моей страны -3 ч. 1.Экскурс в прошлое Казахстана. 2.Суверенный Казахстан. Государственные символы. 3.Послание Президента страны к народу Казахстана. II.Раздел «Культура народов Казахстана»-10 ч. 1. Материальная культура-4 ч. — основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; — одежда (национальный костюм), украшения; — национальные кушанья; — транспортные средства; — орудия труда; — труд с учетом его специфики 2. Духовная культура -4 ч. — народные обычаи, обряды, праздники; — язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); — искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература). 3. Нормативная культура -2 ч. — общечеловеческие нравственные качества; —правила общения между людьми внутри этноса и вне его. III Раздел «Моя генеалогия-3 ч. Составление своего родового генеалогического древа. IV Раздел Фестиваль народов Казахстана-1 ч. Предполагаемые трудности при реализации программы. | |
Просмотров: 7026 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|