Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Тема: «Без скидки на возраст»» Цели урока Образовательные: • Познакомить с понятием уголовное право • Дать представление об уголовной ответственности несовершеннолетних • Способствовать воспитанию правосознанию у учащихся • Развивать стремление контролировать и анализировать свои поступки с точки зрения законности • Прививать желание и умение делиться приобретёнными знаниями с товарищами Оформление: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся», «Не знание закона не освобождает от ответственности» Определения написаны на доске: правонарушение, преступление, закон. Ход урока Социальный педагог. Чтение письма подростка из колонии. Здравствуйте Нина Ивановна! Вы были правы, когда «воспитывали нас». А в тюрьму я попал по своей вине. Я думал, что все сойдет, как раньше. Как живу здесь? Строгий распорядок на все время суток. Подъем в 6 часов. Физзарядка, завтрак, производство. Чтение книг- только в личное время. А его мало-1 час. За это время надо привести в порядок одежду, подготовиться к занятиям. По зоне передвигаемся только строем. Одежда всегда черного цвета. От мамы иногда приходит посылка, но от содержимого мало чего остается. Многое в письме рассказать нельзя, да и стыдно. Какой же я был глупый, что плохо учился, не ценил школу. Если бы снова все вернуть, я бы, наверное, слушал бы каждого учителя. Как вы думаете, почему мальчик нарушил закон? Мало задумывался над своими поступками. И это привело к беде. Эпиграфом к нашей беседе взяты слова Л.Н. Толстого «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают» Почему невинные шалости часто превращаются в правонарушения? Социальный педагог. У моей бабушки был сад. В нем росли вишни, яблоки, сливы. Но вот однажды два моих дружка - Санька и Ванька отозвали меня в сторону. Давай, говорят, залезем в сад к деду Егору. У него, знаешь, какая сладкая грушовка! Я оторопел. Зачем, говорю, лезть в чужой сад, если у нас в саду всего полно? И грушовка не хуже. А ребята наседают: «Струсил, да? Эх ты, размазня!» и я полез. Дед Егор поймал меня на месте преступления. Санька с Ванькой успели удрать, а я вот попался. Дед Егор вел меня за руку по всей деревне и всем рассказывал, как поймал меня в своем саду. Щеки у меня горели. И бабашке за меня было стыдно. « неужели своих яблок не хватает?- спрашивала она и укоризненно качала головой. Я рассказал , как было. И тогда бабушка сказала: «Э-э-э, да ты у меня, оказывается, что телок на веревочке. Куда тебя потянут, туда и идешь» С тех пор прошло 50 лет, но я до сих пор помню бабушкины слова И ее глаза. Она смотрела на меня с жалостью и тревогой: если я такой телок, то что из меня выйдет Действительно, что может получиться из человека. Если он, как говорится, не имеет своей головы и живет чужой. Занятная, между прочим, картинка получается: голова вроде есть, и вроде нет. Это странно и обидно. А главное – опасно! Ведь чаще всего такие «безголовые» и попадают в беду. Сколько раз, допрашивая ребят, задержанных за совершение правонарушений, я слышал одни и те же слова: «Меня позвали…» так всегда помни, что ты не «телок на веревочке» ( обсуждение ситуации) Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Бывают жизненные ситуации, что, не успев ещё почувствовать радости жизни, человек уже в кабинете следователя с криками: "Я не хотел, я не знал". И с трудом начинает осознавать, что наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не папина, не мамина, а его. «От тюрьмы и от сумы не зарекайся»- эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но нарушая закон, туда попадают. Запомните! « Не знание закона не освобождает от ответственности» И игра с законом опасна. Закон- это нормативный акт( документ) принятый высшим органом государственной власти. Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. Преступление – запрещенное Уголовным кодексом деяние ( действие или бездействие) которое представляет собой опасность для личности. Общества и государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста. Вина которого доказана судом Существует 4 вида юридической ответственности. 1. Уголовная , административная, дисциплинарная гражданско- правовая ответственность. Мы остановимся на уголовной ответственности. Уголовная ответственность – это ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. В уголовном кодексе вводится такие понятия преступление и преступник. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за убийство, грабеж, изнасилование, кражу, умышленное причинение вреда здоровью, разбой, угон и приведение в негодность транспорта, терроризм, захват заложника. Во всём цивилизованном мире торжествует очень простая истина- любая собственность священна и неприкосновенна. А) Кражей считается тайное хищение чужого имущества. Б) Грабёж- завладение чужим имуществом в присутствии потерпевшего или сделал это на глазах других людей. В) Мошенничество - завладение чужим имуществом путём обмана или злоупотребления доверием, Виды наказания для несовершеннолетних. - штраф; -лишение свободы на определенный срок; -исправительные работы; -арест; - лишение права заниматься определенной деятельностью Задание. Какие виды корыстных преступлений были совершены в следующих случаях? Дайте их юридическое определение: - схватил шапку с головы прохожего и скрылся; - залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку; - угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения; - залез в карман пассажира в автобусе; - вовлекли в азартную уличную игру и "обыграли Вопрос: 15-ти летний Алексей К., учащийся колледжа, будучи в пьяном виде, затеял драку в общежитии училища, вместе со своим приятелем он избил одного из учащихся, оборвал шторы на окнах, оскорбил нецензурной бранью преподавателя. На следующий день Алексей объяснил свое поведение тем, что был пьян. Может ли, в соответствии с законом, состояние алкогольного опьянения освободить виновного от наказания за преступление? Смягчить ответственность? Ответ: Лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Действия Алексея К. попадают под статью злостное хулиганство - умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок. Ответственность наступает с 14 лет. Вопрос: Учащийся 8 класса Борис В. отбирал у учащихся деньги у тех, кто не отдавал деньги добровольно, он избивал. Таким образом, за один день он отобрал 1000тенге. Преступны ли действия Бориса В., понесет ли он за это ответственность? Ответ: Действия Бориса попадают под (грабеж - открытое хищение чужого имущества). Наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет. Уголовная ответственность за это преступление наступает с 14-ти лет. Любое преступление не остается безнаказанным. Следовательно, чтобы не оказаться на скамье подсудимых, надо, хотя бы в общих чертах, знать законы. «Мозговой штурм» выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям) -пренебрежительное отношение к учебе, знаниям; - стремление к примитивному времяпровождению; -преобладание материальных потребностей; -зависть; -жадность; - резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; -неуверенность в завтрашнем дне; - стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления , эмоции; -низкий уровень правовой культуры граждан; -алкоголизм и наркомания; -ответственное отношение к учебе, знаниям; -доброта; -уважение к закону; -обладание внутренним миром; - общение с искусством и природой Делается вывод: К правонарушениям приводит: пренебрежительное отношение к учебе, знаниям, стремление к примитивному времяпровождению, преобладание материальных потребностей, а не духовных. Как не совершить плохого поступка или преступления, если вас кто-то позвал? 1. Уклониться от участия 2. Попытаться переубедить товарищей. 3. Уметь видеть последствия. Правильный выбор товарищей и друзей Преступниками не рождаются, а становятся. Плохие поступки может совершить каждый. Но ответственный человек стыдится своих поступков, старается их больше не повторять, другой ищет себе оправдание. Притча «О бабочке». К какой мысли приводит притча? В древности жил – был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план. Как это сделать: « Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони. Раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая. Я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что нас великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил у мудреца. Какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках» К какой мысли приводит притча? (Что каждый человек хозяин своей судьбы») Список использованной литературы 1. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении. Изд.: Корифей, 2007 г. 2. Дыгун М.А., Бендега Т.Н., Дегтярев В.А. Психология в притчах с комментариями. М.: Содействие, 2006 г 3. Справочная книга социального педагога. Овчарова Р.П. Изд.: Сфера, 2005 г. 4. Уголовный Кодекс РК 5. Журнал «Социальный педагог в школе» № 5 2009г. Интернет – источники 1. «Работа социального педагога в школе и микрорайоне». Рубрика: работа социального педагога с детьми « группы риска». (сайт http://www.ppoisk.com/) | |
Просмотров: 837 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|