Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Классный час на тему: "16 декабря - День Независимости"
Медведева С.М.
СОШ им. П. Корниенко
п. Топар
Карагандинская область

Классный час на тему: «16 декабря – День Независимости».
Цели: 1) познакомить учащихся с «декабрьскими событиями» 1986 года и стратегией развития Казахстана; 2) воспитывать гражданский патриотизм, чувство сопричастности своей республике, уважения к истории своего народа; 3) способствовать к приобщению к нравственным ценностям общества.
Ход урока:
I. Учитель сообщает о теме урока, целях и задачах классного часа. Читается стихотворение.
Мой Казахстан! Родина моя!
Она живёт постоянно в сердце,
И её светлый образ погаснет
только вместе со мной.
Благословляю тебя, моя Родина,
Труд и разум человеческий!
Будь счастлива!
Будешь ты счастлива –
И я буду счастлив!

«Наше знамя – независимость.
Наша цель – мир и благоденствие.
В этом мире у нас есть лишь одна Родина.
Это – Казахстан» -
эти слова нашего президента Н.А.Назарбаева послужат эпиграфом к нашему уроку.
Ученик №1:
Исхлёстан ветром, словно плетью,
Влюблён в бродячее житьё.
О степь моя! Сквозь все столетья
Я вижу прошлое своё!
Ученик№2:
Здесь наши предки гнули спины,
Вставали грудью на врага!
А состязания акынов!
А сумасшедшая байга!
А продолжительные тои!
А слёзы женщин и сирот!
Дорогой, самой не простою,
Моё прозрение бредет!

Ученик №3 читает собственное стихотворение:
Страны ты патриотом будь,
Легендой выстлан был наш путь.
Историю ты не забудь,
Победы страны большие.
И для себя сумей понять,
С кого пример для жизни брать.

Жизнь со строки начни писать:
«Отчизна моя – мой Казахстан!»
Учитель: В истории каждого народа есть знаменательные даты, отмечающие крутые повороты его бытия, победные сражения, крупные политические события. Таким днём для Казахстана стало 16 декабря – День Независимости! Почему же этот праздник отмечается именно 16 декабря? Давайте обратимся к истории!
Ученик№4: Как известно, в 1985 году в тогдашнем СССР началась перестройка. Её «творец» Михаил Горбачёв одним из основных моментов считал «окончательное решение национального вопроса». В качестве полигона реализации своих замыслов Центр выбирает Казахстан. Это был оптимальный вариант: сельскохозяйственный регион, «лаборатория дружбы народов», «планета ста языков», во главе управления старые и испытанные коммунисты. Но события показали, что руководство республики слабо реагирует на изменения в политике. И поэтому ЦК КПСС принимает решение сменить Первого секретаря ЦК КП Д.А Кунаева на энергичного и опытного в делах усмирения народного недовольства Г.В.Колбина.
Ученик №5: 16 декабря 1986 года состоялся Y Пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня один вопрос – организационный. Пленум длился всего 18 минут. За столь короткий срок был решён один из важнейших вопросов – смена политического деятеля, который возглавлял республику почти четверть века.
Ученик №6: 17 декабря с протестом против решения ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодёжи г.Алматы. Демонстрация была мирной и носила политический характер, но не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка. Они требовали лишь разъяснений по поводу решения Пленума и выражали своё несогласие с ним. Ко второму дню, когда число демонстрантов достигло уже несколько тысяч (а это были, в основном, студенты) , по указке Москвы было принято решение о проведении операции «Метель -1986», которая предусматривала разгон митингующих с помощью армейских подразделений, милиции, КГБ. Люди в шинелях, используя сапёрные лопатки, служебных собак, пожарные машины, бронетранспортёры, рассеяли толпу, вызвав при этом много жертв.
Ученик №7: Скрыть от мировой общественности первый в истории перестройки открытый социальный конфликт не удалось. Уже на следующий день известные средства массовой информации Запада – Рейтер, ЮПИ, «Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс» - дали обзор и анализ декабрьских событий в Алматы, где осуждались действия властей, откровенно попиравшие элементарные гражданские права населения, вопреки курсу на демократию и гласность. Но советским партийным аппаратом декабрьское выступление было выставлено как националистическое, якобы организованное «коррумпированными кланами» и «поддержанное несознательной молодёжью».
Ученик №8: Выступление казахской молодёжи в декабре 1986 года не было националистическим, не было направлено против других народов, в том числе против русского. На площади среди восставших немало было русских, украинцев, уйгуров, немцев и представителей других национальностей. Список задержанных милицией подтверждает это.
Избрание Г.Колбина первым секретарём ЦК Компартии Казахстана было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Нужно сказать, что из 20 первых секретарей Компартии Казахстана только трое были казахами. Молодёжь была возмущена только по одному – почему первым человеком республики стал человек привозной; пусть будет не казах, но свой, знающий наши проблемы.
Учитель: Нынешний Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев, а тогдашний Председатель Совета Министров, пишет: «Считаю, что основной причиной, побудившей представителей Москвы полностью отстранить нас от контроля за происходящими на площади событиями, стало подозрение, что мы, пользуясь настроением масс, попытаемся использовать его в своих интересах. Особую обеспокоенность у них вызвал поток записок от демонстрантов, предлагавших в качестве кандидатур на пост первого секретаря ЦК Компартии Аульбекова, Демиденко, Мирошхина, Морозова, Мукашева, Назарбаева и других. Даже фамилии однозначно свидетельствуют, что молодёжь отнюдь не выступала против того, чтобы к руководству республикой пришёл человек русской национальности».
Декабрьское восстание в Алматы – это первое столкновение двух сил: молодой неокрепшей демократии и административной системы. Не сумев мирными средствами решить это противостояние, правительственной верхушкой было сделано следующее: 1) молодёжь на площади была объявлена враждебной силой народу, экстремистскими и хулиганским элементами. А если были хулиганы, то против них нужно использовать силу. В ход пошёл конвейер уголовных дел, как в 1937 году; 2) организаторами событий был объявлены подпольные националистические организации, выдвинулась версия о наркоманах и алкоголиках. На основании актов медэкспертизы среди задержанных не оказалось ни одного наркомана или алкоголика.
Ученик №9: Чем же были вызваны декабрьские события и можно ли было их избежать? Десятилетия административная система занималась приукрашиванием действительности. Замалчивались страшные преступления сталинизма, как выселение целых народов из родных мест, гибель тысяч людей. Под политикой расцвета культур осуществлялось уничтожение малых народов. Все важные решения принимались правительственной верхушкой. Власть часто ошибалась, но никогда не признавала своих ошибок. Суверенность республики провозглашалась лишь на словах. Центр неоднократно занимался перекройкой границ Казахстана. Казахстан обладал огромными природными богатствами, но был превращён в сырьевой придаток более развитых в промышленном отношении регионов. В сельской местности была безработица, неудовлетворённость низким уровнем жизни.
Ученик №10: Молодёжь из аулов устремлялась в город. А там та же бытовая неустроенность, дороговизна. В 1985 году только три четверти студентов обеспечивались общежитием, а в Алматы всего 57 процентов. Как раз накануне декабрьских событий развернулась борьба с «нетрудовыми доходами», в результате около трёх тысяч студентов оказалось без крыши над головой. Стимулируя миграцию в Казахстан, никто не интересовался мнением коренного населения. Таким образом, в течение 30 лет казахов на их исконной территории оказалось намного меньше, чем представителей других наций.
Ученик №11: В 1950 – 1980 годы происходило сокращение сферы применения казахского языка. Он перестал быть полноправным языком на территории республики. Возникла реальная угроза его деградации и постепенного исчезновения. В силу падения престижа, незнание истории народа распространялось пренебрежение к родному языку среди подрастающего поколения. За последние 20 лет в республике закрылось более 800 казахских школ. Это вызывало негодование у населения.
Читается стихотворение Магжана Жумабаева «Казахский язык»
Ученик №12: С 1949 по 1963 годы на ядерных полигонах Семипалатинска регулярно проводились испытания. Население оказывалось в радиоактивной зоне. В этих районах наблюдалась высокая смертность, вспышки онкологических заболеваний, психические отклонения. Приведённые факты говорят о том, что горючий материал был накоплен. Поэтому декабрь не мог не состояться. Для взрыва нужен был повод. И решение Y Пленума стало поводом для выступления социально неустроенной молодёжи.
Учитель: Декабрьские события глубоко ранили душу казахского народа. Общее количество задержанных составило 8500 человек разных национальностей. Из них судами Алматы подвергнуты административному наказанию 326 человек, в уголовном порядке осуждены 99, 66 из них были реабилитированы. Из одного КарГу в связи с декабрьскими событиями в Караганде 25 студентов были исключены из комсомола, 11 – из университета. Двое молодых людей были приговорены к расстрелу. Несмотря на широкую поддержку мировой общественности, Кайрата Рыскулбекова спасти не удалось. Он погиб при таинственных обстоятельствах в Семипалатинской тюрьме. Это событие показало, что на казахской земле появилось новое настойчивое поколение, для которого наациональное самосознание определяется честью его народа.
Ученик №13: Декабрьские события не прошли даром. В июне 1989 года Н.А.Назарбаева выдвинули на должность Первого секретаря республиканской парторганизации, а затем и на должность Президента в декабре 1991 года. В начале декабря 1991 года три политика (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) в Беловежской пуще без участия других союзных республик приняли решение о роспуске СССР. Договор, подписанный
8 декабря о создании СНГ и протокол к нему от 21 декабря были по существу главными документами об уничтожении союза. Внезапный развал могучей империи поверг народы в страх и уныние. Правильно оценив ситуацию в политическом развитии, Республика Казахстан
25 октября 1990 года приняла Декларацию о своей независимости.
16 декабря был принят новый Конституционный Закон о независимости РК. Это стало воплощением в жизнь тысячелетней мечты целой вереницы поколений. Возникла возможность для возрождения казахской и других наций, для их разностороннего развития.
Учитель: Предстояло осмыслить первые шаги независимости, пройденный путь, проанализировать настоящее и наметить путь на будущее. С 1991 по 1999год пять раз менялось правительство. Ушёл в отставку Кабинет министров во главе с С.Терещенко. Его заменила новая команда во главе с Кажегельдиным. На декабрь 1995 года были назначены парламентские выборы. Выборы в Сенат состоялись 5 декабря 1995 года, а в Мажилис – 9 декабря.
Ученик №14: Независимость республики сохранить намного труднее, чем объявить о ней. Так оно оказалось на самом деле. Общественно-политическая борьба развернулась вокруг важных ценностей молодого государства: независимости, границ, государственного языка, национальной валюты, армии и т.д. Конституция РК даёт равные права казахскому и русскому языкам. Это создаёт благоприятные условия для развития языков. Из 8000 школ в республике в 4500 преподавание ведётся на русском языке. Казахи составляют 60 процентов от населения страны.
В каждой области функционирует русский драматический театр. 60 процентов массовой информации вещают на русском языке. Ни в одной республике бывшего Союза не созданы столь благоприятные условия.
Ученик 15: В результате миролюбивой политики независимый Казахстан признали ООН и более 100 государств. Казахстан – единственная страна, пережившая 526 испытаний ядерного оружия. Общая сила этих взрывов достаточна для того, чтобы несколько раз стереть с лица Земли всю человеческую цивилизацию. После обретения независимости перед Казахстаном возникла дилемма – сохранить или избавиться от опасного оружия. Молодое государство решило сдать ядерные боеголовки, но поставило ряд условий: крупные державы должны признать независимость Казахстана и обеспечить ему поддержку.
Ученик №16: Казахстанцы сделали выбор в пользу строительства демократического общества. Но без социальных потрясений не обошлось. Нельзя не отметить 2 крупных мероприятия в сфере экономики: 1) введение в ноябре 1993 года национальной валюты – тенге; 2) программа приватизации. Медленно страна двигалась к «рынку». При рынке открывается свобода действий каждому, и достигаются определённые результаты. Это – главный закон рыночной экономики. Казахстан не даёт повода для войн, столкновений и потрясений, как на Кавказе, в Молдове, в Таджикистане и др.регионах. Многонациональный народ Казахстана полностью одобряет политику своего Президента, направленную на стабильность и мир.
Ученик №17: 30 августа 1995 года казахстанцы приняли новый Основной Закон – Конституцию. Знаменательные события произошли и в культурной жизни страны. Самое запоминающееся из них - празднование 150-летнего юбилея Абая Кунанбаева, 100-летие Мухтара Ауэзова. Все они решением ЮНЕСКО были возведены в ранг международных мероприятий и отмечены в большинстве стран мира. По оценкам политологов, сегодняшний Казахстан является на постсоветском пространстве самым стабильным государством. В годы суверенного развития Республика Казахстан продвигается вперёд как в экономических, так и в политических и международных отношениях.
Учитель: 2 октября 1991 года к высотам вселенной устремился сын казахского народа Тохтар Аубакиров. Своим полётом он возвысил на всю планету обретённую нами свободу и независимость.
Ещё в 1995 году во время принятия Конституции Президент определил для страны 7 долгосрочных приоритетов:
1. Национальная безопасность.
2. Внутриполитическая стабильность.
3. Экономический рост, базирующийся на рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.
5. Энергетические ресурсы.
6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь.
7. Профессиональное государство.
Этот документ получил название «Казахстан - 2030».
Более 20 лет назад многие аналитики и политики высказывали мысль о том, что нашей стране не удастся стать независимым государством, но Казахстан всё преодолел, расцветает и набирает силы для дальнейшего пути по лестнице экономических преобразований и достижения высокого уровня жизни для своих граждан. В своем Послании к народу «Қазақстан -2050» стратегиясы: бір халық – бір ел- бір тағдыр» Президент Н.А. Назарбаев поставил перед нами новые задачи:
1. Дальнейшее развитие и укрепление государственности.
2. Переход на новые принципы экономической политики.
3. Всесторонняя поддержка предпринимательства.
4. Формирование новой социальной модели.
5.Сздание современных и эффективных систем образования и здравоохраненя.
6. Выстраивание адекватной новым вызовам международной и оборонной политики.
Ученица 11 класса Батракова Мария читает своё эссе на тему: «СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН-2050»
Стратегия "Казахстан-2050"- это новый политический курс состоявшегося государства. Президент нашей Республики Нурсултан Абишевич Назарбаев в Послании народу Казахстана объективно оценивает разностороннюю деятельность государства, подводит итоги проведенных реформ и планирует дальнейшее развитие сильного и суверенного государства. В Стратегии "Кзахстан-2050" затронуты все жизненно важные направления, подробно разъяснены не только цели, но и средства, с помощью которых можно их достичь. Каждый гражданин нашей страны в Послании президента найдет для себя ответы на волнующие вопросы и способы их решения.
Особенностью Послания "Казахстан-2050" является стратегическая целеустремленность, направленная на молодое поколение, потому что именно мы, молодое поколение, с новой силой сможем воплотить в жизнь стратегические цели нашего президента.
Одно из важных стратегических направлений в Послании Президента - «Здоровье нации – основа нашего успешного будущего» , которое включает в себя развитие медицинского обслуживания и развитие спорта. «Физическая культура и спорт должны стать особой заботой государства. Именно здоровый образ жизни является ключом к здоровью нации», – говорит Президент страны.
Я, как частичка нашего молодого поколения, полностью солидарна Н.А.Назарбаевым. Так, как в нашей Республике недостаточно спортивных объектов, доступного для всех граждан. А это немало важный вопрос, при решении которого в нашей стране могут появиться достойные спортсмены и призеры олимпийских наград.
Глава нашей страны охватил все основные направления, и не менее важным приоритетом является дальнейшее развитие образования, куда входит внедрение новых технологий обучения, и самое важное - подготовка будущих, более сильных, всесторонне развитых специалистов международного уровня.
Благодаря нашему целеустремленному Лидеру Нации, наша республика поддерживает международное сотрудничество с другими странами , а внутри страны хорошо развит процесс сплоченности всех проживающих на территории страны народов.
Новый Политический курс - Стратегия "Казахстан-2050" свидетельствует о том, что во главе нашего независимого государства стоит достойный Лидер , который прилагает все усилия для великого будущего нашей страны.
Ученики №18 – 20 читают стихи:

***
Казахстан как орёл бесстрашный
Под сияющим солнца кругом.
Пред врагами смел и отважен,
Щедр и ласков ты с добрым другом.
Где ещё так шумливы реки,
Где у яблонь так нежен цвет.
Где есть в каждом человеке
Благородства ясный свет?
Так расти и цвети,
Так краше ты нам небом всесильным дан,
Дорогая Отчизна наша –
Независимый Казахстан!

Стихотворение Мухтара Шаханова

Посмотри: озарён, осиян,
Встал одетый в лучи Казахстан!
От Тянь-Шаня его простор
До Уральских лиловых гор.
У казахов своя страна,
Свои земли на все времена.
У казахов цветёт свой флаг,
У казахов сияет свой герб.
У казахов, как сбывшийся сон,
Свой счастливый и мудрый закон.

Смотри на небо голубое:
Там высоко парит орёл.
Восходит солнце золотое,
Над птицей, будто ореол.
До боли мне знакомо это
Видение сквозь пики гор.
Осталось лишь добавить сбоку
Национальный наш узор.
Герб и флаг наш гордый
Народом государству дан.
Пусть же всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!
Ученик№21 Якушевский Анатолий читает собственное стихотворение о Казахстане.
Мой Казахстан.

Моя страна, мой Казахстан!
Көрегіне бала кезден нұр құйып,
Ты величав средь многих стран! Ойларға да көп шоматын тұңғиық!
Здесь мой народ, моя земля, Қазақстан - Назарбаев Нұрсұлтан –
Здесь степь привольна, хороша! Ел арманның тік көтерген бір биік!
Я здесь родился, здесь живу,
Я здесь учусь, дышу, пою!
Хвала тебе, о Казахстан,
Я этот гимн тебе пишу!
Здесь и Арал, и Каспий моря,
Здесь Алматы, Караганда, Астана!
Урал, широкая Сарыарка,
Это всё - моя родная земля!
Зеркальная гладь твоих чистых озёр,
Седые вершины заснеженных гор,
Ковыльные степи, пшеницы моря –
Любуюсь тобою, Отчизна моя!
Мой Казахстан – горжусь я тобой,
Мой несравненный, край мой родной!
Но самое главное – вольный народ,
Как гордый орёл летит он вперёд!
Жангир, Касым, Абылай,
Кенесары, Шокан, Абай,
Мухтар, Нуркен, Курмангазы-
Земли казахской верные сыны.
Қазақстан - тіл жетпейтің болашақ!
Ер болуды міндеттейтің болашақ!
Қазақстан - ақылды қыз, сенімді ұл,
Дос дегенде бітпейтұғын көңіл бұл.

Ученик №22 Карсембаев Айбек читает собственное стихотворение, посвящённое родному городу – Караганде:
Караганда.

Караганда – прекрасный город,
Он, как и мы, красив и молод!
Мы все тебя душою любим
И никогда не позабудем!
Наш край огромный, словно и океан,
Его не обойти и не объехать,
Хоть даже двести лет идти, -
Всю территорию его не обойти.
К нам иностранцы приезжают,
Тебя увидеть все мечтают!
Ты как Нью-Йорк или Стокгольм,
Ты как большой красивый дом!
Тут есть театры, рестораны,
Кинотеатры и вокзалы.
Красивый город, и не хватает слов,
Здесь только царствует любовь!
Есть тут огромный стадион,
Где наш играет чемпион!
«Шахтёр» - команда лучше всех,
Тебя, как прежде, ждёт успех!
Здесь люди очень все добры,
Все справедливы и правы.
Караганде все благодарны,
Караганде всегда все рады!
И мы поднимем все бокалы
И выпьем за тебя, за славу!!!

Учитель: Наш урок мы закончим стихотворением В.Каримова «Мой Казахстан»:
Мой Казахстан! Ты – Родина моя!
Твоих степей бескрайние просторы
Душой и сердцем я люблю.
Люблю твои серебряные горы.

Я верю, что наступит новый век,
Пройдут года серьёзных испытаний.
Придёт на смену новый человек,
И принесёт он много новых знаний.

Мой Казахстан, живи и процветай.
Ты – колыбель великого народа,
Всю красоту и мудрость передай
И сохрани для будущего рода.
II. Викторина по вопросам:
1. В каком году началась «перестройка»?
2. О ком это сказано: «Был первым секретарём Ульяновского обкома партии, когда его известили о том, что он должен возглавить партийную организацию Казахстана, долго не раздумывал, однако его назначение встретило противодействие в республике»?
3. Как звали первого лётчика Казахстана? Когда он совершил свой знаменитый полёт?
4. Кто это: «В 1962 году он председатель Совета Министров республики,человек неравнодушный, выступал с трибуны партийных съездов, защищая интересы республики, однако его отстранили от партийного руководства»?
5. О ком это сказано: «Его считают символом Декабрьских событий в Алматы. За свои взгляды посажен в тюрьму. Убит в тюрьме города Семипалатинска»?
6. Чем были вызваны декабрьские события 1986 года?
7. Каковы последствия декабрьских событий 1986 года?
8. Какое событие произошло в начале декабря 1991 года?
9. Когда Казахстан принял Декларацию о своей независимости?
10. Когда был принят новый Конституционный закон о независимости РК?
11. Чего добился Казахстан за годы суверенного развития?
12. Какие знаменательные события в культурной жизни страны произошли за последнее десятилетие?
13. Стихотворения каких поэтов прозвучали сегодня на уроке?
III. Итоги урока. Выводы.
Категория: Классному руководителю | Добавил: Вероника19829 (2014-06-06)
Просмотров: 6030 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru