Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Кадочникова Ольга Юрьевна учитель начальных классов КГУ «Общеобразовательная средняя школа – интернат №1» города Петропавловска СКО Классный час О культуре разрешения конфликтов Цель: учащиеся должны усвоить правила разрешения конфликта, научиться анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты. 1) Организация 2) Вводная беседа Конфликт («мозговая атака» – Что это?) Это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников. Для возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов: наличие проблемы (противоречия) конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента, скрытого или явного противоборства сторон. Конфликты бывают различными: семейные, деловые, производственные, политические. Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлимого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизации их отношений. Правила разрешения конфликта: Правило 1. Признать наличие конфликта. Как ни странно, это бывает труднее всего. В человеческой натуры есть такая особенность: не признавать очевидного. Вместо прятать голову в песок, следует заявить о конфликте публично. Это поможет очистить атмосферу от пересудов и откроет путь переговорам. Правило 2. Договоритесь о процедуре. Если конфликт признано, договоритесь, где, как и когда вы начнете совместную работу по его преодолению. Правило 3. Опишем конфликт. Важно определить конфликт в терминах проблемы, подлежащая урегулированию. Каждая сторона должна выразить, в чем он видит суть конфликта, какие чувства он у нее вызывает, как она оценивает свою роль в конфликтной ситуации. При этом важно сосредоточиться на конкретных действиях, а не на лицах. Правило 4. Исследование возможные варианты решения. Широко известная техника «мозговой атаки», когда все члены высказывают любые, даже самые нелепые предложения. Все идеи регистрируются, и выбирается лучшая. Эта процедура нацеливает на сотрудничество и совместное принятие решения. Правило 5. Контролируйте выполнение совместно принятого решения. Правило 6. Критикуйте оппонента доброжелательно. Для того, чтобы грамотно пользоваться этим правилом, нужно знать, какие существуют формы критики. К наиболее распространенным относятся: критика с желанием помочь делу - в этом случае человек пытается своими аргументами и оценками помочь решению проблемы; критика с желанием показать себя, продемонстрировать свои знания, эрудицию, подчеркнуть свою значимость в глазах других; критика с целью сведения личных счетов - направлена на то, чтобы обидеть, задеть человека, подчеркнуть его слабые стороны, напомнить о просчетах. Ответом на такую критику должны быть не эмоции, а продуманные аргументы; критика с целью сохранения или повышения своего статуса или престижа. Целью такой критики является возвысить себя, но тот, кто критикует, может скрывать свои намерения за громкими призывами к порядку и даже самокритики. Избежать потенциального конфликта можно, если спокойно оценить ситуацию, отсеять пафос и корыстные мотивы от деловых размышлений; критика с целью перестрахования. Правило 7. Следует придерживаться этических норм общения в конфликтной ситуации. Специалисты-конфликтологи выделяют такие виды этики общения: этика аудиенции - состоит во взаимном желании слушать и без искажений интерпретировать информацию друг о друге. Следует отбросить собственные негативные установки на человека, беспристрастно проанализировав высказанные мнения и предложения собеседника; этика доказательства - включает не только логическую обоснованность собственных доказательств, но и внимательное отношение к доказательств другой стороны; этика выражения собственной позиции - предусматривает высказывание своих мыслей в корректной форме; этика критики - заключается в том, что критику должно быть направлено не на человека, а на его поступки; этика реагирования на критику. Стоит обращать внимание, в первую очередь, на содержание критики, а не на форму ее выражения. При этом следует вести себя корректно, без резких соответствующих выпадов; этика согласия. Завершающая стадия делового общения предполагает выяснение решенных и нерешенных вопросов. Стороны должны определить, не осталось неприятного психологического осадка у участников конфликта. В случае необходимости они должны извиниться друг перед другом . Правило 8. Владеет своими эмоциями. Это одно из основных правил разрешения конфликтных ситуаций. 3) Работа в группах. (Создаются микро группы по 3-5 человек, в течение 5 минут анализируют ситуацию, предлагают путь решения конфликта) 4) Выступление групп; 5) Итоги: Зло в человеке определяется тем, насколько он поглощен лишь своими интересами, а добро – его способность думать о других людях. Когда человек обладает достаточной силой воли, чтобы преодолеть свои эгоистические желания и не стремиться удовлетворить свои интересы за счёт других людей – такой человек никогда не пойдёт на конфликт, не устроит мелких разбирательств, - его мировоззрение просто не позволяет быть эгоистом. Можно защитить себя, но не затевать ссору. Можно отстаивать свои права, но не вести войну. И уж если ты не смог избежать конфликта, найди в себе силы уладить его. | |
Просмотров: 1110 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|