Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Классный час «КАК ЗАВИСТЬ ДУШУ РАЗЪЕДАЕТ» «Не завидуй, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» Христианская заповедь Цель: формирование основ нравственного самосознания лич¬ности — способности школьника фор¬мулировать собственные нравственные обязательства, осу¬ществлять нравственный самоконтроль; Задачи: 1. обсудить с учащимися, что такое человеческие пороки и как они влияют на жизнь человека; 2. помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания; 3. воспитывать у учащихся положительные качества характера. Форма проведения: нравственная беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума. Подготовительная работа к классному часу: 1. Анкетирование учащихся и родителей по теме классного часа; 2. Подбор необходимой литературы, презентация слайдов. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словарь С.И. Ожегова. Ход классного часа: - Добрый день всем! Я рада видеть вас и приветствую всех на «Часе общения», который посвящен человеческим отношениям. Час общения имеет свои правила: 1. Каждый имеет право быть выслушанным: один говорит – все слушают, 2. Каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. 3. Плохих мнений не существует. 4. Каждый говорит только за себя. 5. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. 1. Вступительное слово классного руководителя. Ребята, сегодня мы с вами опять прикоснемся к этике человеческих отношений, постараемся войти в мир тонкий и сложный. В мир отношений людей близких и знакомых, посторонних и совсем незнакомых. Мы с вами всегда с первой своей минуты жизни находимся среди людей .С каждым годом мы взрослеем и круг общения расширяется. И порой бывает так сложно разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое, зависит очень многое, зависит и то, какой будет наша жизнь. Обсуждение ситуации: (сценка) Сережа, веселый и радостный, пошел погулять с друзьями. Настроение прекрасное. Светит солнце, да и отец обещал взять с собой на рыбалку… Вернулся с прогулки злой, раздраженный, хлопнул дверью. Когда мама спросила о том, что произошло, что-то невнятное буркнул в ответ. Мама повторила свой вопрос, и тогда со слезами на глазах Сережа пробормотал: «Вовке компьютер купили!». Мама усадила сына и попыталась ему объяснить, что нет в семье возможности купить компьютер, это вещь дорогая, да и отец только-только на работу устроился: «Ты же занимаешься в школе в компьютерном классе. Давай будем понемногу откладывать деньги и попытаемся решить вопрос». Но Сережа отвернулся от мамы и не стал разговаривать. Что произошло с мальчиком? Он позавидовал другу. Значит, это зависть. Итак, вы правильно определили основную проблему классного часа – «Зависть». Классный руководитель: Сегодня мы с вами поговорим о таком понятии как зависть. Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова) Видио ролик где Арти Стар читает стихотворение «Сколько зависти и злости» Классный руководитель: Диапазон зависти - от легких уколов до взрыва гремучего котла ядовитой желчи. Но в любом своем проявлении это чувство разрушает душу. Из всех пороков человеку труднее всего признаться в зависти. Он может хвастать разными своими страстями - чревоугодием, похотью, ленью или гордыней, но только не тем, что кому-то завидует. И это неудивительно: тот, кто испытывает злость, что кому-то хорошо, и радуется, когда кто-то страдает, симпатии не вызывает. Зависть свойственна и мужчинам, и женщинам. Если ревнуют к представителю противоположного пола, то завидуют, как правило, персоне своего пола. Женщина чаще обостренно воспринимает красоту других дам, мужчина - богатство сильной половины человечества. Как правило, предметом зависти становятся: роскошь, красота, власть, талант, знания, удачливость, молодость. 2.Основная часть классного часа Ученик1: Есть известная притча, сюжет которой в следующем: человеку было обещано исполнение любого желания, но с условием, что его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал… чтобы ему выбили один глаз и оторвали одну руку. Какое чувство двигало этим человеком? Можете ли вы объяснить его поступок? Учащиеся отвечают. Вывод: Этот человек одержим завистью. Желание зла тому, кому завидуешь - главная черта настоящей зависти. Объяснить поступок героя из притчи можно следующим образом. Глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же успехов, потом раздражается. А когда он понимает, что желаемого ему не получить, он начинает мечтать о невзгодах для того, кому завидует. Вопрос учащимся: Чему завидуют? (Ребята приводят примеры из жизни) 1) Успехам одноклассников; 2) Чужим деньгам; 3) Соседям, переселившимся в новую квартиру; 4) Человеку, купившему машину; 5) Подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах; 6) Отличным оценкам одноклассника; 7) Ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д. Выберите символы к слову «зависть» из предложенных картинок. Ребята могут выбрать: ●засохшее дерево; ●червивое яблоко; ●ядовитую змею; ●раненое сердце Классный руководитель: Дайте своё определение зависти? (учащиеся пытаются сформулировать своё определение «Зависти») А теперь послушаем мнение известного музыканта барда А. Розембаума (врача по профессии) (Видеоролик. Песня «Зависть») Классный руководитель: - Как А. Розембаум называет зависть? Учащиеся: Раковая опухоль. ученик 2: Заглянем в Библию. Даная религия определяет 10 заповедей: 1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, 2. Не делай себе идолов и не служи им, 3. Не говори имя Господа Бога если не нужно, 4. Шесть дней работай, а седьмой день отдавай Господу Богу, 5. Почитай отца и мать твоих, 6. Не убивай 7. Не прелюбодействуй, 8. Не кради 9. Не говори неправду про других, 10. Не желай ничего чужого; не завидуй. Посмотрим толкование последней заповеди (Видеоролик «Христианские заповеди и их толкование».) Ученик№ 3: Зависть. Об этом человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы. Но исходим мы слезами- Никнут крылья от тоски. Это зависть. Это зависть. Рвется сердце на куски… Вспомните, кого из героев известной сказки зависть привела к «разбитому корыту»? Древний народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок, чтобы показать последствия и влияние этого порока на нашу жизнь. Давайте соединим две части одной пословицы. Кто чужое желает – тот свое потеряет. Злой плачет от зависти, а добрый от жалости. Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь А вот так характеризовали зависть великие люди: 1)»Зависть – сестра, соревнования, следственно из хорошего рода». (А.С. Пушкин) 2) «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин) 3) «Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Христианская заповедь) 4) «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом». (А. Попов) 5) «Зависть, есть скорбь о благополучии ближнего». (Плутарх) 6) «Если кому-то везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже». (Древне – греческий философ Эзоп) - Ребята прокомментируйте высказывания известных поэтов, учёных, философов? Что они хотели нам сказать? Ученик № 4:Себастьян Брант, немецкий ученый, гуманист, поэт. Родился в 1457 в Страсбурге, сочинял латинские стихи и составлял своды законов, но наибольшую известность снискало ему стихотворное сочинение на немецком языке Корабль дураков Изощренная изобретательность, подкрепляемая иллюстрациями — в книге было 75 гравюр, бульшей частью превосходных, в духе ранних работ А.Дюрера, — сделала это произведение своего рода светской Библией. И сейчас я прочту одну из так называемых глав этого произведения: О ЗАВИСТИ И ЗЛОБЕ Царят на свете три особы, Зовут их: Зависть, Ревность, Злоба. Нет им погибели и гроба! Глупцов рождают нам всегда С избытком Зависть и Вражда. Желая вас предостеречь, О них веду сегодня речь. В словах «твой», «мой» находим завязь Того плода, чье имя Зависть. Хуля мое, ты им прельщен, Чем я, конечно, возмущен. Чуть Зависть нас однажды ранит, Смертельной эта рана станет. Природа Зависти одна: Наметит цель себе она — И чтоб достичь ее верней, И день и ночь стремится к ней. Ни сна, ни отдыха ей нет, А сердцу — боль, а сердцу — вред. Как жалкий пес, завистник бедный Страдает, отощавший, бледный, И, задыхаясь в лютой злобе, На всех он смотрит исподлобья. Смеется Зависть нам на горе, Когда корабль потопит в море. Не станет пищи ей — сожрет Сама себя, но не умрет. У Зависти есть страшный яд — Им отравляет брата брат: Припомним Каина, Исава[1], Себя покрывших черной славой; Сынам Иакова[2], Фиесту[3] И многим тут нашлось бы место. Так Зависть обуяла их, Что в них и голос крови стих! Ведь нет вражды неукротимей, Чем ненависть между своими! Духовнику он также пара, Не сведущему, что за кара Вас на суде господнем ждет За этот грех или за тот. Беда, коль неуч неумело Не за свое берется дело И только мзду обманщик любит: Доверишься ему — погубит! Классный руководитель: Ребята, а какого цвета бывает Зависть? Давайте разберемся сколько видов зависти нам известны и как уберечься от этого коварного врага. Итак. Ученик № 5: Белая зависть Считается, что можно завидовать «по-хорошему». И что это чувство близко к состоянию восхищения. Или даже является двигателем прогресса: я хочу того же, что у соседа, значит, добьюсь этого. Юля всегда завидовала своей подруге. Катя была волевая, сильная, собранная. Если она ставила перед собой цель, то обязательно добивалась ее. У Юли так не получалось. Девушка все время сравнивала себя с подругой и негодовала на себя: «Но почему же я-то так не могу?» Однако делать усилия над собой не хотелось. Они продолжали дружить, и Юля считала, что ее «белая зависть» никак не отражается ни на их отношениях, ни на ней самой. На самом деле в основе зависти лежит сравнение: я и другие. Восхищение - это способность остановиться, прежде чем сказать себе: «А вот я...» Мы восторгаемся искусством артистов балета, великими мастерами живописи, но при этом не говорим: «А вот я ни танцевать, ни писать картины, как они, не умею». Сравнивать себя с кем-то - это всегда плохо. Как писал Мандельштам: «Не сравнивай: живущий несравним». Ведь если кого-то вы считаете лучше себя, то по логике получается, что вы - хуже. Это рано или поздно приведет к чувству неполноценности, к затаенной обиде, злости. Зависть отличается и от желания иметь что-то. А именно - своей конкретностью. Если вы просто хотите, чтобы у вас был домик у моря, - это ваше желание. Если же вам нужен точно такой, как у Петровых, - скорее всего, вы завидуете этим людям. Ученик № 6: Как избавиться от белой зависти? Если вы чувствуете уколы «белой» зависти, начинайте действовать в том направлении, где ваш соперник преуспел. И сосредоточьтесь на этой активности. Вы завидуете красоте вашей подруги? Займитесь своей внешностью - подберите диету, физические упражнения, найдите хорошего косметолога и визажиста. Может, вы не станете такой же красавицей, как она, но сумеете полюбить свою внешность, найти в ней изюминку. А значит, повысите самооценку. И завистливые чувства к подруге будут постепенно таять Ученик № 7: Серая зависть Довольно трудно распознать в себе неосознанную зависть. Вы уверены, что никогда никому не завидовали. Однако при встрече с тем или иным человеком у вас портится настроение, возникает недовольство жизнью, раздражительность, появляется уныние. Вам скучно слушать, как он рассказывает о своих успехах, раздражает его хвастовство, несдержанность. Вам становится почему-то грустно и жалко себя. Ученик № 6: Как избавиться от серой зависти? Прежде всего - осознать, что вы в чем-то завидуете этому человеку. Не вините себя за это - все люди время от времени испытывают чувство зависти, хотя не все признаются себе в том. Да, человек, которому вы завидуете, в чем-то оказался лучше. Но именно «в чем-то». Попробуйте задать себе вопрос: а хочу ли я полностью поменяться с ним судьбой? Взять не только его успехи в карьере, но и его язву желудка, сына-подростка, что связался с плохой компанией? А взамен отдать все хорошее, что есть у меня - спокойную семью, родителей, которые живы и здоровы; дачу, на которой прошло детство... И постарайтесь почувствовать: уютно ли вам после такого обмена? Ученик № 8: Черная зависть Как ни странно, самую острую зависть люди испытывают не к Анджелине Джоли или Биллу Гейтсу, а к тому, чье положение лишь немногим лучше, чем их собственное. Если человеку вашего уровня знаний, способностей и опыта предложили работу с окладом в три раза больше, это часто вызывает мысль: «Почему он? Почему не я?» А дальше все зависит от того, как вы совладаете со своим чувством. Может быть, скажете: «Ничего, мне повезет в другом». Может, обидитесь на судьбу. А может, сделаете все, чтобы эта работа не досталась вашему знакомому. В двух последних случаях это и будет черная зависть. Крайнее ее проявление - злорадство. Обычно этим грешат люди с низкой самооценкой. Чужие неприятности вдохновляют такого человека: «Не один я - неудачник». Это серьезный шаг вниз. Ученик № 6:Как избавиться от черной зависти? Если вас захлестнуло острое чувство зависти, обращаться в такую минуту к здравому смыслу бесполезно. Главное сейчас - успокоиться. Найдите тихое место, сядьте, расслабьтесь, закройте глаза. И представьте себя там, где вам было хорошо: на солнечной поляне в лесу этим летом, у бабушки на веранде в детстве, на улицах незнакомого старинного города. Сосредоточьтесь на этих приятных ощущениях и удерживайте их, пока не почувствуете, что и у вас было много прекрасных минут. Жизнь всегда отвечает нам тем, что мы о ней думаем. Завидуя другому, мы обижаемся на судьбу и копим дурное настроение. В результате начинаем делать ошибки и еще больше осложняем свою жизнь. Чтобы вырваться из этого круга, надо не наблюдать, как «везет некоторым», а развивать в себе чувство благодарности за то, что у нас есть: здоровье, свобода (вы же не в тюрьме), работа, близкие люди. Ученик № 9:Зеленая зависть Впрочем, она может быть любого цвета, только отнюдь не светлых тонов. Это - когда завидуют вам. Некоторые не очень умные люди гордятся, что вызывают такие чувства. «Если тебе никто не завидует, значит, в жизни ты ничего не достиг, - считает некоторые. - Я испытываю радость, видя, как «зеленеют» мои одноклассники, когда я прихожу в школу с новым дорогим планшетом или сажусь в крутую тачку своего отца. Иногда я специально дразню их: «У меня даже носки высоких брендов». Ни в какие «сглазы» и прочие бабкины сказки я не верю!» То, что демонстрирует они своим поведением , называется гордыней. Презирать людей, не достигших того, что есть у вас, свойственно персонам, также не уверенным в себе («Мне завидуют? Значит, я не так уж плох, как думаю о себе») и в завтрашнем дне. Когда вы получаете радость от отрицательных эмоций других, по какому-то неписаному закону жизни вам перестает везти. У судьбы всегда есть множество способов показать: ты - всего-навсего человек. Ученик № 6:Как избавиться от зеленой зависти? Если вам завидуют, умерьте демонстрацию того, что вызывает эти чувства. Вам в чем-то повезло? Посвящайте в подробности только самых близких людей, тех, кто знает про вас все - падения, трагедии, неудачи. Сами же поблагодарите жизнь, что она дает вам здоровье, силу и энергию для того, чтобы оставаться на высоте, и перестаньте смотреть снисходительно на тех, кто этим обделен . Ученик № 10:Желтая зависть Чаще всего люди, которые завидуют вам, не выражают это открыто. Но после общения с ними портится настроение, возникает чувство тревоги, обиды. У скрытой зависти есть свои признаки. Человек, который испытывает к вам эти чувства, неусыпно следит за вами: все, что вы говорите, делаете, носите, подробным образом обсуждается. Вроде бы он восхищается вами, но вы чувствуете, что его восторг ненастоящий. Может быть и противоположная тактика: человек, который вам завидует, ругает и критикует вас везде и всегда. Ученик № 6:Как избавиться от желтой зависти? Старайтесь дистанцироваться от него. Не рассказывайте о своих успехах. Но и не игнорируйте его совсем, иначе вызовете на себя новую волну негативных чувств. Попробуйте войти в доверие к этому человеку и как бы случайно расскажите, что, несмотря на видимые успехи, у вас тоже немало серьезных проблем. 3. Заключение. Итоги классного часа. Классный руководитель: - Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки, такие как 1) Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая») 2) Подлость. Свою вину переложить на чужие плечи. 3) Воровство (у меня нет, но я украду и будет!) 4) Убийство (самое страшное, что может произойти) - А имеем ли мы на это право? Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее. Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать: - неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков? Тогда старый мастер сказал: ……….. - Что ответил мастер ученикам? - Как вы думаете? - Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот подарок? - Конечно тому, кто его дарит! - Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью. Если мы их не принимаем, они остаются у дающего. Стихи Омара Хайяма. Не завидуй тому, кто силён и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе на прокат. В заключение сегодняшнего разговора о жизни я хочу вам рассказать притчу. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Так какого же волка вы будете кормить? Видио ролик где Алиса Френдлих поет песню «О зависти подруге Люське» До свидания. До новых встреч…. Источник: http://интернет ресурсы | |
Просмотров: 5020 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|