Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
План урока самопознания Школа №29 Дата 20.05.2016 Тема: ЖИЗНЬ ВО ИМЯ ЛЮБВИ ¬¬¬¬¬ Ценность: Любовь. Педагог: Игликова Марианна Николаевна Класс: 7 Цель урока: углубление представлений о любви и создание условий для осмысления учащимися ее значения как одной из высших общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Задачи: • Раскрыть смысл и многозначность понятия «бескорыстная любовь» как истинную форму любви; • Развить чувство любви к окружающему миру, помогая тем самым учащимся найти смысл жизни; • Воспитывать стремление к совершенствованию духовно-нравственных качеств учащихся. Ход урока: 1. Орг.момент. Позитивный настрой. Ресурсы:(материалы, источники) Указать учебник http://korzinka-schastiya.com/shhedroe-derevo-shel-silverstajn.html Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалды для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000 http://go.mail.ru/search_videoвсеначинается любви 2. Проверка домашнего задания. Текст «Огонь, горящий в твоем сердце» Стр. 241 Вопросы к тексту: 1) О каком огне в сердце человека повествует нам автор рассказа? 2) Что побудило героиню рассказа бороться со своим недугом? 3) Можно ли назвать Лену сильным человеком? 4) На ваш взгляд, Лена заслуживает всеобщее уважение? 5) Какой вывод из этого рассказа вы сделали для себя? Анализ хода урока Данное домашнее задание позволяет развивать критическое мышление и выражать свои идеи, совершенствовать навыки чтения. 3. Позитивное высказывание (цитата). Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем. Лев Николаевич Толстой Как вы понимаете это высказывание? Есть люди, которые любят только самих себя и свою семью. Насколько широка Ваша любовь? Ограничена ли она узким кругом Ваших ближайших знакомых или превосходит границы национальности, религии и расы? Скольких людей Вы по-настоящему любите, и многие ли любят Вас? Из всех видов любви истинной любовью является та, которая дарит себя без надежды получить что-нибудь взамен. Такая любовь называется бескорыстной. Бескорыстная любовь не высчитывает, насколько много было отдано и не пора ли уже остановиться. Этой любви не ведомы такого рода расчеты. Одно из наиболее глубоких стремлений человека - это поиск бескорыстной любви. Сознание того, что нам удалось сделать кого-то счастливым, приносит нам самим ни с чем несравнимую радость. Это повышает нашу самооценку и позволяет нам почувствовать свою ценность. Любовь "с условиями" или же эгоистичная любовь, может привести к пагубным последствиям, оставив в нас горькое чувство от того, что нас любят не за нашу личность, а только за то, что с нами выгодно и комфортно. В этом случае любовь оказывается просто орудием контроля и препятствует проявлению нашего истинного "я". Бескорыстная любовь дает нам глубокое чувство гармонии, безопасности и мира в душе, если мы создадим пространство любви вокруг себя. Начните с себя. Когда мы бескорыстно любим людей, животных, природу вокруг нас, то все больше и больше влюбляемся в нашу жизнь. Цитата Л.Н.Толстого стимулирует учащихся задуматься над смыслом и значением понятия «любовь» . Она создает достаточно широкое поле для обсуждения, настраивает на позитивное изучение проблемы и помогает раскрыть смысл и многозначность понятия «бескорыстная любовь» как истинную форму любви, что является одной из задач урока. Как правило, многие люди толкуют любовь узко, однобоко и понимают ее как любовь «к одному лицу». Предлагаемые вопросы помогают учащимся понять смысл высказывания, углубляя представление о том, что такое любовь в широком, гуманном смысле слова. Цитата Раскрыть смысл и многозначность понятия «бескорыстная любовь» как истинную форму любви 4. Рассказывание истории (беседа). История Шел Силверстайн Жило-было дерево... и оно любило маленького мальчика. Каждый день мальчик приходил к дереву, собирал его листья, делал из них корону и играл в лесного царя. Он забирался на дерево, раскачивался на ветвях и ел яблоки. И они играли в прятки. А когда он уставал, то спал в тени дерева. Мальчик любил дерево... очень сильно. И дерево было счастливо. Но время шло, мальчик стал старше, и дерево часто оставалось одно. Как-то однажды мальчик пришел к дереву, и дерево сказало: "Иди, Мальчик, вскарабкайся по моему стволу, покачайся на моих ветвях, поешь яблок, поиграй в моей тени и будь счастлив". Мальчик залез на дерево, собрал яблоки и унес их с собой. И дерево было счастливо. Но мальчик больше не приходил очень долго... и дереву стало грустно. И вот однажды мальчик вернулся. Дерево задрожало от радости и сказало: "Иди, Мальчик, вскарабкайся по моему стволу, покачайся на моих ветвях и будь счастлив. - Я слишком занят, чтобы лазить по деревьям, - сказал мальчик. - Мне нужен дом, чтобы согреться, - сказал он. - Я хочу иметь жену и детей, поэтому мне нужен дом. Ты можешь дать мне дом? - У меня нет дома, - сказало дерево. - Лес - мой дом, но ты можешь срубить мои ветви и построить дом. Тогда ты будешь счастлив. И мальчик срубил ветви и унес их, чтобы построить дом. И дерево было счастливо. Но мальчик не возвращался очень долго. А когда он вернулся, дерево было так счастливо, что почти не могло говорить. - Иди, Мальчик, - прошептало оно, - иди и играй. - Я слишком стар и печален, чтобы играть, - сказал мальчик. - Мне нужна лодка, чтобы уплыть отсюда. Ты можешь дать мне лодку? - Сруби мой ствол и сделай лодку, тогда ты сможешь уплыть и быть счастливым. И мальчик срубил ствол, сделал лодку и уплыл. И дерево было счастливо... но не совсем. После долгого времени мальчик вернулся. - Прости, Мальчик, - сказало дерево, - но я больше ничего не могу дать тебе. Моих яблок больше нет. - Мои зубы не годятся для яблок, - сказал мальчик. - Моих ветвей нет, - сказало дерево, - ты не можешь качаться на них - Я слишком стар, чтобы качаться на ветвях, - сказал мальчик. - Моего ствола больше нет, - сказало дерево, - ты не можешь карабкаться". - Я слишком устал, чтобы карабкаться, - сказал мальчик. - Прости, - вздохнуло дерево, - я хотело бы дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я просто старый пень. Прости... - Теперь мне многого не надо, - сказал мальчик, - просто тихое место, чтобы сесть и отдохнуть. Я очень устал. - Хорошо, - сказало дерево, вытягиваясь, насколько это было возможно, - хорошо, старый пень годится для того, чтобы на нем сидели и отдыхали. Иди, Мальчик, садись. Садись и отдохни. И мальчик так и сделал. И дерево было счастливо. Вопросы для беседы: 1) О чем эта притча? 2) Как вы думаете, мальчик любил это дерево? 3) Как вы охарактеризуете отношение мальчика к дереву? 4) Какая любовь была у мальчика к дереву: эгоистичная, взаимная или бескорыстная? Была ли любовь вообще? 5) Какая любовь была у дерева к мальчику? 6) Найдите аналогию описанной ситуации в притче в нашей с вами жизни. Приведите примеры. 7) В чем, на ваш взгляд, мораль этой притчи? 8) Чему нас учит притча? Работа с текстом предполагает знакомство с произведением известного писателя Ш.Сильверстайна. История выбрана с учетом возраста учащихся, содержит широкое поле для мыслительной деятельности и обсуждения, позволяет глубже раскрыть понятие «любовь». Предлагаемые учителем вопросы позволяют сделать это и стимулируют учащихся мыслить критически. История также содержит большой воспитательный потенциал. Хорошо подобранные и продуманные вопросы позволяют учащимся связать мораль обсуждаемой истории с жизнью и увидеть и осознать свои неблаговидные поступки и эгоистическое отношение к родителям, друзьям, другим людям. 5. Творческая деятельность, групповая работа. • Просмотр видеоролика «Все начинается с любви…» Учитель предлагает послушать стихотворение Р. Рождественского «Все начинается с любви…» в исполнении Максима Аверина. Все начинается с любви… Твердят: «Вначале было слово..» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви!.. Все начинается с любви: И озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка- Все начинается с любви. Все начинается с любви! С любви! Все, даже ненависть- родная и вечная сестра любви: Все начинается с любви: Мечты и страх, Вино и порох, Трагедия, тоска и подвиг- Все начинается с любви. Весна шепнет тебе: «Живи…» И ты от шепота качнешься, И выпрямишься, И начнешься… Все начинается с любви! • Работа в группах Учитель заранее просит учащихся принести на урок различные ярко иллюстрированные журналы. Задание № 1: Каждая группа выбирает наиболее понравившуюся строчку из стихотворения Р.Рождественского и работает над созданием коллажа из иллюстраций по выбранной строчке. • Презентация творческих работ Задание № 2 Инсценировка пословиц Учитель: всем известно, что пословицы и поговорки – это кладезь мудрости народа. В них очень точно и емко отражаются представления людей о жизни, любви, счастье, добре. Задание: из предложенных пословиц выбрать одну и инсценировать ее: • Любовь все побеждает. • Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается. • Три вещи вызывают любовь: вера, скромность и щедрость. • Любовь приносит красоту, злоба – безобразие. • Любовь да совет, так и горя нет. • Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры. Класс наблюдает и отгадывает пословицу. Для творческой деятельности на уроке выбран видеоролик, который полностью соответствует теме урока и возрасту учащихся. Он не занимает много времени на уроке, но позволяет решить комплексно задачи и обучения, и воспитания. Эта часть урока также способствует углублению представлений о любви и созданию условий для осмысления учащимися ее значения как одной из высших общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Стихотворение «Все начинается с любви» принадлежит широко известному поэту Р.Рождественскому и стало классикой советской литераторы. А мастерское прочтение его актером М.Авериным помогает лучше понять его смысл. Во время работы над коллажем и инсценировки пословиц происходит актуализация полученных знаний. Задания, предложенные учителем для работы в группах, нацелены на развитие творческого мышления, креативности, а также дальнейшее проникновение в смысл понятия «любовь». Эти формы работы также способствуют решению задач урока, а также совершенствуют навыки работы в команде, развивают культуру общения. 6. Групповое пение. Вера Брежнева «Любовь спасет мир» Мир, в котором я живу, не делится на части Пока в нём есть любовь . Знать, не в снах, а наяву каким бывает счастье, Делить его с тобой. Жила-была девочка, золотистые косы Мирила огонь и лед, небо, солнце и грозы. Я знаю пароль, я вижу ориентир, Я верю только в это, любовь спасет мир. Я знаю пароль, я вижу ориентир, Рекою разноцветной, любовь спасет мир. В час, когда прервется звук, когда утихнут страсти И станет слышен Бог. Мир, в котором я живу, не делится на части Пока в нём есть любовь . Жила-была девочка, золотистые косы Мирила огонь и лед, небо, солнце и грозы. Я знаю пароль, я вижу ориентир, Я верю только в это, любовь спасет мир. Я знаю пароль, я вижу ориентир, Рекою разноцветной, любовь спасет мир. (2 раза) Я знаю пароль,я вижу ориентир Вера Брежнева «Любовь спасет мир». В песне поется о любви в широком смысле слова, что соотносится с содержанием урока, его целями и задачами. Песня подобрана с учетом возраста, вкусов и интересов учащихся. Легко запоминающийся текст и музыка. 7. Домашнее задание: прочитать притчу «Семь Тайн Жизни» и нарисовать или подобрать иллюстрации к притче 8. Заключительная минута тишины. 9. Стиль учителя (авторитарный, либеральный, гуманный) 10. Дисциплина на уроке 11. Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока Материалы, подобранные учителем к уроку, формы и методы работы с ними позволяют успешно раскрыть нравственно-духовную глубину темы урока. Основу учебного материала составляют известные и популярные произведения, проверенные временем, содержащие огромный воспитательный потенциал, позволяя осуществлять связь с современной жизнью и не утратившие своей актуальности. Они соответствуют возрасту и уровню учащихся и способствуют решению поставленных целей и задач урока. Формы работы на уроке, методические приемы стимулируют мыслительную деятельность учащихся, побуждая их заглянуть в себя, соотнести обсуждаемое на уроке с тем, что происходит в их жизни. Они позволяют вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, а вопросы учителя направляют обсуждение в нужное русло, способствуя корректировке представлений в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. 12. Творческий подход учителя Творческий подход учителя проявляется в подборе учебного материала, методических приемах, которые в конечном итоге и приводят к решению поставленных целей и задач, к раскрытию темы урока. Учитель использует интерактивные методы и приемы, которые предполагают активную работу на уроке самих учащихся. 13. Ведение рабочих тетрадей | |
Просмотров: 2887 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|