Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Уважаемые коллеги! Перед вами первая часть сборника под названием «Тропинки классного руководства», в котором вы найдете рекомендации при помощи которых молодой педагог сможет облегчить и в то же время активизировать процесс профессиональной адаптации в школе, научится работе с детьми и их семьями, научится грамотно осуществлять отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания, а так же процесс социализации ребенка в коллективе. Цель создания этого сборника - оказать помочь классным руководителям в организации мероприятий в своем классе с целью знакомства с коллективом в первые дни работы, знакомства с каждым учеником как с отдельной личностью, изучение характера и причин поведения в различных ситуациях. Ведь кто как не «классные мамы» и «классные папы» должны знать своих детей, помогать своим ученикам в сложных жизненных ситуациях и давать понять, что всегда есть к кому можно обратиться. Содержание Введение. Классный руководитель! Что это значит? Советы педагога-психолога классным руководителям. Рекомендации для адаптации молодых педагогов Как работать с детьми и их семьями Советы по работе с детьми «группы риска» Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Классный руководитель! Что это значит? Классный - это значит быть хорошим руководителем, быть другом ребят, понимать и поддерживать их в радости и в печали, смотреть на мир глазами ребенка. Быть классным очень трудно, надо уметь радоваться победам и противиться поражениям, надо подружиться с ребятами, надо научить их быть лучше. Надо сделать, так чтобы школьники почувствовали себя самым классным классом. Руководитель тоже трудная роль. Она подразумевает, что ты должен все знать лучше, всему иметь разумное объяснение, подать нужную мысль при подготовке к конкурсу, да еще сделать так, что бы ребята думали, что придумали и сделали все сами. Руководить необходимо тактично, что бы ни нанести психологическую травму и не обидеть подростка, руководить необходимо незаметно, что бы научить ребят самостоятельности, руководить необходимо с юмором, с заинтересованностью, с любовью к детям. Классный руководитель очень важное лицо в школе, он связующее звено между коллективом класса и учителями предметниками, между классом и администрацией, между классами в школьном коллективе. Классному руководителю доверяют дети, нельзя обмануть их доверие; на него надеется администрация, нужно выполнять свои профессиональные обязанности; у него просят помощи родители, им бывает трудно найти общий язык с детьми, необходимо правильно и грамотно посоветовать им линию поведения. Вот сколько у классного руководителя забот и проблем, как все успеть и сделать все правильно? Ответ один – нужно любить детей, быть им второй мамой, нужно любить работу, жить ею, нужно любить людей и просто быть хорошим и добрым человеком! СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ Как облегчить и в то же время активизировать процесс професси-ональной адаптации молодого педагога в школе? Прежде всего, надо помнить, что хорошим руководителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой, т.е. у кого хорошо развиты воля и самоконтроль. Развивая эти качества, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. Предлагаем несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции. Упражнение «Фокусировка» Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала урока. Удобно расположитесь. в, кресле или на стуле. Отдавая самому . себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде «Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!» - на правой руке, «Кисть!» - на кисти правой руки, «Палец!» - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» - на кончике указательного пальца правой руки. Команды подавайте самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм). Упражнение «Дыхание» Упражнение желательно выполнять перед началом урока. У стройтесь на кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не е старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать - его естественный ритм. Упражнение выполняйте в течение 5-10 минут. Упражнение «Психоэнергетический зонтик» Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока. Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный «зонтик» плотно накрывающий всех учеников. Цель' самого учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока. Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе. Упражнение «Распределение внимания» Важно также научиться распределять свое внимание в классе. Предлагаемое упражнение, развивает способность к распределению внимания. Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило- уже через, 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание. КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ И ИХ СЕМЬЯМИ Классный руководитель — очень значимая фигура в образо-вательном процессе. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятель-ности. Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если классный руководитель - лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей? Чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно необходимо: - учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка; - учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды; - учитывать индивидуальные личностные особенности ученика. Необходимо грамотно осуществлять отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания, а так же процесс социализации ребенка в коллективе. Учиться успешнее ребенку поможет: - психолого - педагогическая поддержка каждого ребенка; -ориентация на успех; -выбор личностно-ориентированных образовательных технологий; -наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей; - сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования. Рекомендации 1. Любому родителю неприятно слушать плохое об их детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте увидеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» ребенке хорошие стороны. 2. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. 3. Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: «Такой-то неисправим, он закончит в тюрьме». Знайте, если это предсказание сбудется, вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением. 4. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. 5. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»). 6. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. 7. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике. 8. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д. 9. Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы. 10. Классные руководители, уделяйте своим детям хотя бы 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, навестите их и поприветствуйте. СОВЕТЫ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими. 1. При опросе слабоус-певающим школьникам дается примерный план ответа, разре-шается пользоваться планом, составленным дома, больше време-ни готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, использовать наглядными посо-биями и пр. 2. Ученикам задаются наво-дящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. 3. При опросе создаются специальные ситуации успеха. 4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. 5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности. 6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала. 7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок допускаемых ими ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. 8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: 9. проводится инструктаж о порядке выполнения домашних задания, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки- консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников. Рекомендации по работе с агрессивными детьми. 1. Агрессивные дети часто бывают вооружены. 2. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны. 3. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно. 4. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции. 5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов. 6. Обсуждайте поведение только после успокоения. 7. Мстительны, иногда годами ждут отомстить, поэтому лучше не отвергать их. 8. Выясняйте, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. « Имя.., ты расстроился., потому что … Ты можешь переживать, не имевши право обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?». Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному. 9. Пусть за что-то отвечает в школе. 10. Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него. 11. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой- момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны. 12. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. 13. Свое плохое настроение не разряжать на нем. 14. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом. Рекомендации по работе с застенчивыми детьми. Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте- ипохондрия- за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелый стресс, который долго переживают. Склонны к суициду (самоуничтожение), Внушаемы: 1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности. 2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров. 3. Включать в общественные посильные дела. 4. Хвалить самостоятельность. 5. Стимулировать личную ответственность. 6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами, успокоившись. 7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный. 8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из (помещения) класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. 9. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное - ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом варианты решения проблемы. Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми. Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать и мечтать. Развита речь, но часто формальна. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, но безразличен к внешнему миру. Способны на странные мнения, безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6-го этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлиться). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеют друзей - одиночки. В дружбе подчиняемы, а не лидеры. Не смотрят в глаза. В работе следует попробовать опираться на его сильные стороны. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним. 1. Не призывать к совести, не читать морали. 2. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т.д. страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену. 3. Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности. 4. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги. 5. Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий). 6. Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике. 7. Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков. 8. Отношения к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу. Список использованной литературы 1. http://festival.1september.ru/articles/581563/ 2. Конончук Светлана Анатольевна, директор Столинского районного СПЦ с ДСП «Радуга» 3. http://www.prodlenka.org/opyt-i-problemy-publikatcii/kak-naiti-kliuchik-k-trudnomu-rebenku.html 4. http://nsportal.ru/ 5. Школа № 32, г.Брест, материалы психолога Осипук Н.И 6. Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников. 7. http://school2.lykarino.net/child.htm 8. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления.Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001. 9. Питер Томсон. Самоучитель общения. Санкт-Петербург, «Питер». 2000. 10. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – 80 с 11. http://www.psyoffice.ru 12. http://www.vashpsixolog.ru 13. Слободяник Н. П. «Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся» 14. Хухлаева «Тропинка к своему Я» Составитель: педагог – психолог Центра занятости и детского творчества Дерюга М. Н. Нужно любить детей, быть им второй мамой, нужно любить работу, жить ею, нужно любить людей и просто быть хорошим и добрым человеком! | |
Просмотров: 2610 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|