ГУ «Комплекс « Детский сад-школа-гимназия № 46» Классный час «Голоса народных муз» Разработала и провела учитель биологии Мурзабекова А.М. Астана 2009 Цель: рассказать ребятам об особенностях традиционной музыкальной культуре казахского народа, ознакомить учащихся с казахскими национальными инструментами, на которых исполняют кюи, с творчеством кюйши и их произведениями, воспитывать уважение к традиционной казахской национальной культуре Оборудование: 1) записями -«Балбырауын» - оркестр, «Айрауықтын күйі» - қобыз, «Сары Арқа» -домбра, «Ақсақ құлан» - домбра; 2) рефераты учащихся «Курмангазы», «Коркыт», «Таттимбет», «Латив Хамиди»; 3) выставка книг о кюйши; 4) портреты Курмангазы, Коркыта; 4) плакат народные инструменты на котрых исполняются кюи - сыбызгы, кобыз, домбра, пейзаж казахской степи и гор; 5) надписи - «Курмангазы - классик традиционной культуры». «Домбра - душа казахского народа», «Домбра - двухструнный щипковый инструмент», «Кобыз - древний тип двухструнного смычкового инструмента», «Сыбызгы - духовой инструмент», 6) орнамент для оформления доски; 7) костюмы казахской национальности для мальчиков и девочек На классный час приглашены по 2 ученика из параллельных 7-х классов, мальчик-домбрист из Музыкальной академии Классный час открывается произведением Курмангазы в оркестровом исполнении «Балбырауын». Вступительное слово учителя. 1 ведущий: Музыкальная культура казахского народа - результат длительного исторического пути, особенности которого были связаны с его образом жизни. В процессе общественно-исторической практики произошел отбор именно таких видов и родов художественного творчества, которые были наиболее приемлемы для мира кочевников. У казахов ими стали поэзия и музыка. Мы хотим рассказать об особенностях эволюции, социальных формах бытования главных музыкально-стилистических закономерностях сыбызговых, кобызовых и домбровых. 2 ведущий: Кюй - традиционное инструментальное произведение. Кюйши - традиционный музыкант, композитор и исполнитель на народных инструментах. В кюе различают: 1. Бас буын - начальный раздел кюя, включающий вступление и основную форму кюя 2. Орта буын - серединный раздел кюя 3. Сага - кульминационный раздел кюя Кюй «Көніл толқын» исполняет на домбре ученик. 1 ведущий: Каждая инструментальная традиция включает в себя народные кюи и авторские произведения кюйши. Сохранившиеся до нашего времени народные образцы - это ранний фольклорный пласт музыкальной культуры, т.к. происхождение кюев было связано с ритуалами, во многих из них сохранились реликты древней мифологии и верований. 1 чтец: Кобызовая традиция всегда занимает особое место в казахской инструментальной культуре. В течение долгих тысячелетий разные этнические племена относились к кобызу и исполняемой на нем музыке с чувством глубокого почитания и преклонения. История кобызовой традиции была всегда связана с религиозно-магическими ритуалами шаманов-баксы. Кобыз помогал организовать им обрядовое действо, т.к. служил средством общения баксы со своими духами - помощниками-аруахами. Баксы относились к кобызу как к одухотворенному существу, в их руках он перевоплощался в чудесного скакуна - коня, кулана, который мчал своего хозяина в полные тайн мифические миры. 2 чтец: История кобыза это не только его ритуальное использование, существовала еще одна традиционная ветвь, связанная с эпическим творчеством жырау. Жырау находились при ставке ханов, были военными и политическими советниками, наставниками народа, воспевали в исторических песнях и героических сказаниях подвиги ханов, батыров. Жырау обладали еще одним даром - даром прорицания, поэтому они брали священный инструмент, чтобы прославляя батыров, вдохновлять народ на новые подвиги перед битвой звуками кобыза созвать духов предков и погибших героев и тем самым получить их покровительство, предугадать будущее, предсказать исход военных походов. 3 чтец: Известные в настоящее время кобызовые кюи преемственно связаны с традиционной культурой. Характерной чертой ряда кюев является звукоизобразительность - подражания вою волков, крику лебедей, выстрелам ружья, бегу коней. Значительную группу представляют кюи, сюжеты которых, связаны с эпической традицией. Эти кюи строятся из нескольких музыкальных фрагментов, которые по-видимому, иллюстрировали рассказ. Слушание записи кюя Ыкыласа «Айрауықтын күйі». 4 чтец: Сыбызгы - самый распространенный инструмент на территории всего Казахстана в 18-19 веках. Многие путешественники и этнографы, посетившие Степной край в то время, отмечали как просто устроен инструмент, сделанный из тростника с тремя отверстиями на конце трубки, как искусно играли на нем музыканты, какой популярностью и любовью пользовалась сыбызгы у народа. 2 чтец: Сыбызғы была инструментов пастухов. Но легкий и нежный голос казахской свирели можно было услышать не только на далеких пастбищах. Сыбызговые кюи прочно вошли в широкую сферу развлекательного употребления: кюйши сыбызгисты были желанными гостями в каждом ауле, им отводили почетное место на всех празднествах и тоях. Ценителей сыбызговой музыки можно было встретить и в среде султанов. 3 чтец: Расцветом традиционного домбрового искусства стал 18 век, который представлен авторским творчеством кюйши-профессионалов устной традиции. Искусство каждого кюйши отличается яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, высоким уровнем исполнительского мастерства. В искусстве кюйши сложились 2 инструментальные традиции -западноказахстанская токпе и восточноказахстанская шертпе. Кюй шертпе и токпе различаются по тематике и способам раскрытия воплощаемых явлений. 7чтец: Западноказахстанские кюи отражают яркие драматические события, раскрывают мощь стихий природы, характеризуют волевые, сильные характеры. Тематика кюев обусловила особенности музыкальной стилистики кюев. Отличительной чертой всех западных кюев является динамическая форма-схема. Которая организует импровизированное развитие кюев, канонизируя их по регистровым зонам - бас буын, орта буын, сага. Второй чертой, делящей стиль, являются штрихи, которые извлекаются на домбре кистевыми взмахами и отличаются огромным разнообразием. Стих «Домбыра туралы баллада» 8 чтец: Күй ойнайды қазағымның қанында Күй ойнайды қазағымның жанында Жүрегімнің дүрсілі Күмбірлеген домбырамның барында Бабамыздың мұнысын сен домбыра Анамыздың сырысың сен домбыра Қазағымның жүрегінен жаралған Даламыздың үнісің сен домбыра 9 чтец: Домбыра бұл үнсіз қалып көрмеген Құанышта қайгы-мұнде кернеген Үзіледі әуендер Ғашықтардың көз жасындай пернеден Домбырадай шежіре жыр болмаган Даламыздың тағдырларың талғаған Армандарын халқымның Аманат қып ұрпағына жолдаған 10 чтец: Домбыра - это своеобразная история кочевого народа. Через века и тысячелетия она пронесла память о первых страницах истории кочевников, когда и сам инструмент и музыка были включены в древние культовые ритуалы и обряды, домбра была свидетелем многих историческим событий, которые сыграли решающую роль в судьбе наших предков, домбра стала музыкальной летописью жизни народа. 11 чтец: Домбра - душа казахского народа. Она способна раскрывать самые тонкие чувства, передавать глубокие переживания, утешить в тяжелые минуты горя. Домбра - мудрость народа. От поколения к поколению передавались кюи, которые обобщали опыт жизни народа, несли знания о природе, мироздании, в них воплощены философские взгляды человека, его религиозные представления и верования, закрепленные категории и нравственные убеждения. Домбровые кюи были важным фактором межпоколенной преемственности и служили межвременным средством общения. Прослушивание кюя «Сары-Арқа» 2 ведущий: Творчество кюйши относится к более высокой исторической стадии развития музыкальной культуры - к устно-профессиональному традиционализму. Вершиной развития инструментальной традиции стал 19 век, выдвинувший целый ряд блестящих композиторов-кюйши, творчество которых отличалось яркой индивидуализацией стиля, высоким исполнительским мастерством и своеобразной манеры игры. 1 ведущий: Одним из великих композиторов-кюйши является Курмангазы. 12 чтец: Курмангазы Сагырбайулы с ранних лет восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. Первым наставником, приобщившим его к искусству кюя, был кюйши Узак Курмангазы совершенствовал мастерство, разучивал произведения знаменитых кюйши. Вся жизнь известного кюйши прошла в борьбе с социальной несправедливостью и угнетением, против произвола и деспотизма власть имущих. Бесконечные травли, чинимые царским самодержавием и феодально-байской верхушкой не сломали мятежный дух композитора. Гнету власти Курмангазы противопоставил свою музыку, вдохновленную свободолюбивыми идеями. Одно из первых сочинений Курмангазы - кюй «Кішкентай» («Малый»). В последующих кюях «Ақбай», «Адай» и других он воспевает заветную мечту народа о свободе. В своих кюях Курмангазы создает сильные, волевые образы. Поэтому большинство его кюев отличает динамичный характер, быстрый темп, развернутые масштабные формы, охватывающие диапазон всей домбры. Искусство кюйши представляет вершину развития западноказахстанской домбровой школы, поскольку Курмангазы блестяще выполнил в своем творчестве героическую тематику, занимавшую доминирующее положение в культуре данного региона. Творчество кюйши народ бережно сохранил, сейчас известно свыше 60 кюев. Как дань памяти великому гению его имя носят оркестр народных инструментов, Государственная консерватория, детские музыкальные школы, конкурсы молодых исполнителей. А в прошлом году в Казахстане отмечали 190-летие со дня рождения Курмангазы Сагырбайулы. 2 ведущий: Сейчас мы послушаем в исполнении нашего гостя кюй Курмангазы «Балбырауын». 1 ведущий: многие из кюев в результате естественного отбора временем стали классическими произведениями народного искусства - кюи «Сары-Арқа» Курмангазы, «Асем-Коңыр» Дины Нурпеисовой и др. Традиционная инструментальная музыка казахов носит программный материал. Раньше перед исполнителем кюя музыканты в устном сообщении излагали его содержание. В настоящее время в связи с изменением форм бытования народной музыки, эта традиция не всегда сохраняется, многие легенды и рассказы о происхождении кюев забылись, а то и вовсе исчезли. 1 ведущий: И сейчас следуя древней традиции перед слушанием произведения «Ақсақ құлан» я расскажу вам легенду (рассказывает легенду). Слушание записи «Ақсак. құлан» в домбровом исполнении. 2 ведущий: В заключение классного часа послушаем кюй «Ерке сылқым» и песню в исполнении нашего гостя на домбре.
|