Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
(1 слайд) [Ваш ребенок пятиклассник.] Переход из начального в среднее звено школы являет¬ся переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рам-ками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в се¬мье. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. (2 слайд) [Переход из начального звена в среднее важный этап в жизни ребенка.] (3 слайд) [Для пятиклассника, пришедшего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.] Необходимо, чтобы школьники правильно понимали упо¬требляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользовать¬ся. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала. (4 слайд) [Успешность адаптации: интеллектуальная готовность; умение общаться со сверстниками и учителями; соблюдение школьных правил; умение ориентироваться в новых ситуациях; эмоциональная гибкость.] В период адаптации дети могут стать более тревожны¬ми, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные откло¬нения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. (5 слайд) [Трудности адаптационного периода: возросший темп работы: дети не успевают быстро писать; возросший объем работы на уроках и дома; новые учителя и требования к оформлению работ.] С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. В этот период важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. (6 слайд) [Некоторые проблемы пятиклассников: испытывает страх перед уроками, учителями, различными проверками знаний; нежелание выполнять домашнее задание; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.] Необходимо учесть, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику - очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. (7 слайд) Качество знаний учащихся по казахскому языку: класс На начало учебного года На конец I четверти 5а 54 51 5б 37 37 5в 47 26 5г 35 30 5д 82 73 5е 53 41 (8 слайд) Качество знаний учащихся по русскому языку: класс На начало учебного года На конец I четверти 5а 56 56 5б 75 70 5в 46 46 5г 40 38 5д 73 73 5е 94 43 (9 слайд) Качество знаний учащихся по математике: класс На начало учебного года На конец I четверти 5а 52 48 5б 75 75 5в 47 47 5г 45 40 5д 78 60 5е 70 64 (10 слайд) Качество знаний учащихся по русской литературе: класс На начало учебного года На конец I четверти 5а 68 72 5б 91 75 5в 53 53 5г 30 28 5д 86 100 5е 41 50 (11 слайд) [Переход от младшего школьного возраста к младшему подростковому.] В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды: 1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. 2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). 3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. 4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка. 5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тре¬вожность, переживания по поводу проблем в школе. (12 слайд) [Особенности возраста: предподростковый возраст; постепенное обретение чувства взросления; проявление негативизма; возможные конфликты со взрослыми; эмоциональная нестабильность.] (13 слайд) [Как помочь ребенку? • безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он может столкнуться; • создание условий для развития самостоятельности (дом. обязанности); • помочь спланировать свободное время ребенка;] (14 слайд) • [ненавязчивый контроль со стороны родителей; • создание ситуации успеха; • возможность обсудить свои школьные дела, отношения со сверстниками в семье; • возможность общения с одноклассниками вне школы;] (15 слайд) • [Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок; • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению; • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. ] Необходимо обратить внимание на то, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику - очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию. Для того чтобы понять, какая помощь требуется ре¬бенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес. Ребенку необходимо предоставлять самостоятельность в учебной работе и организации обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрять ребенка, и не только за учебные успехи. Следить за развитием самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. (16 слайд) [Наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее успешное обучение.] (17 слайд) Желаем Удачи! Источник: http://dfiles.ru/files/kmtydwllx | |
Просмотров: 710 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|