Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

«Культурное разнообразие: умеем ли мы быть вместе?»
Клара Игликова
Учитель истории и обществознания
С/ш № 29 г. Актобе

Тема: Культурное разнообразие: умеем ли мы быть вместе?
Цель:
познакомить учащихся с понятиями «стереотип», «предрассудок», «предубеждение» и помочь разобраться в окружающем их мире, определить свое место в нем;
совершенствовать навыки общения в мультикультурной среде и формировать толерантное отношение к людям других национальностей;
научить четко и аргументировано строить свою позицию и совершенствовать навыки публичного выступления.
Методы:
мини-лекция, анкета «Цыгане», «С кем бы я хотел жить в новом доме?», игра «Займи позицию», игра «Какая моя национальность», ассоциативный тест, деловая игра, работа в малых группах «Определитель этноцентризма», упражнение «Лучшие качества разных национальностей».
Оборудование:
Плакат-шутка, контур карты Казахстана, клейкие листочки, два слогана «Национализм – разрушительная сила», «Национализм – созидательная сила», анкета «С кем бы я хотел жить в одном доме?», «Определитель этноцентризма», листы для игры «Какая моя национальность?”, карточки с терминами, с надписями «русский», «казах», «американец», раздаточный теоретический материал.
План
1. Фокус.
Шутка «Как мы видим происходящее вокруг нас?»
Одна международная неправительственная организация построила больницу в отдаленном районе Афганистана, где, согласно исследованиям, была большая потребность в медицинских услугах. Как только здание было построено и оборудование установлено, организация покинула территорию района. Проверив функционирование больницы через определенное время, представители увидели, что никто туда не ходит и оборудование не используется. Объяснив это безграмотностью населения, представители решили снять вывеску «Больница» и повесить рисунок, который состоял из трех фрагментов. Проверив функционирование больницы еще через какое-то время, организация обнаружила, что в больнице находится три человека, оборудование стоит как новое, персонал счастлив. Члены правления организации отнюдь не были счастливы: они наняли дорогостоящего специалиста с тем, чтобы он выявил причины такой
непопулярности больницы. Через полгода исследование было закончено, и маленький конверт лег на стол членов правления. Те были ошеломлены, когда вместо обстоятельного отчета они нашли в конверте лист бумаги, на котором было напечатано: «В этой стране люди читают справа налево».
Учитель: Какой урок мы можем извлечь из этой шутки?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
Цели и результаты урока:
К концу классного часа вы сможете:
1) объяснить, что такое «стереотипы», «предрассудки», «предубеждения»;
2) научитесь лучше понимать людей других национальностей и быть терпимее по отношению к ним;
3) усвоите новые формы работы и сможете лучше формулировать свои мысли по проблеме;
4) узнаете много нового друг о друге и о культурном разнообразии в мире.
2. Мини-лекция «Культурное разнообразие»
3 культурных типа: «замкнувшиеся в капсуле»
«затаившиеся»
«космополиты»
3. Знакомство.
Назовите свою национальность и придумайте позитивное прилагательное, характеризующее Вашу национальность которое начинается с той же буквы, с какой начинается Ваша национальность.
4. Анкета «Цыгане».
Заполните анкету , обсудите результаты в группах и представьте их классу.
Кому легко было выполнить данное задание?
Кому сложно было его выполнить?
Появлялись ли у вас затруднения при заполнении этой анкеты? Почему?
Можно ли считать результаты анкеты объективными?
Работа с понятиями «стереотип», «предубеждение», «предрассудок», «дискриминация».

5. Игра «Какая моя национальность?
Ведущий вызывает несколько волонтеров (3 человека). Каждому волонтеру прикрепляется на спину лист с названием национальности ( «казах», «русский», «американец»). Волонтеры не знают «своей национальности» и «национальности» своих партнеров по игре. Остальные участники знают «национальности» этих волонтеров. Каждый волонтер может задать поочередно 5 вопросов о характерных чертах « своей национальности» и определить ее. Ведущий, анализируя вопросы волонтеров и ответы аудитории, выявляет проблему сложившихся стереотипов в обществе по восприятию разных национальностей.
6. Работа в группах с анкетами «Определитель этноцентризма».
1) Дайте оценку Казахстану по шкале от 1 до 5 баллов в сравнении с другими странами мира, основываясь на вышеизложенных характеристиках.
2) Проанализируйте результаты исследования этноцентризма в Украине и сравните их с собственными исследованиями.
7. Упражнение «С кем бы я хотел жить в одном доме?»
8. Игра «Займи позицию».

Проблема: «Национализм – разрушительная сила?» или «Национализм – созидательная сила?».
Выскажите свое отношение (согласие или несогласие) к этим вопросам. Приведите конкретные примеры, соответствующие данным вопросам.
Вопросы задаются участникам в ходе обсуждения.
Когда вы осознали себя представителем своей национальности?
Когда вы испытывали гордость за принадлежность к своей национальности?
Когда вам было стыдно за представителей своей национальности?
Знаете ли вы анекдоты о представителях какой-либо национальности?
Оскорбляют ли анекдоты ту или иную национальность?
Отражают ли анекдоты реальную ситуацию?
Возникало ли у вас когда-либо негативное отношение к представителям другой национальности? Почему?
Как вы относитесь к тому, чтобы создать семью с представителем другой национальности?
Возникало ли у вас желание заменить свою национальность?
У кого из вас родители разных национальностей?
Как бы вы отнеслись к тому, чтобы из паспорта убрали графу «национальность»?
Есть ли у вас друзья другой национальности? Что вам больше всего в них нравится?
9. Упражнение «Лучшие качества разных национальностей».
Определите реальные позитивные качества национальностей, живущих в нашей стране. Напишите их на клейких листочках, прочитайте и приклейте на карту Казахстана.
10. Рефлексия.
Ваше отношение к теме урока?
Насколько использованные на уроке формы и методы были эффективными? Были ли они интересными и познавательными?
Что нового вы узнали сегодня? Чему научились?
Довольны ли вы собой? Учителем?

Категория: Классному руководителю | Добавил: klara (2010-03-14) | Автор: Игликова Клара Сарсенбаевна E
Просмотров: 2232 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru