Клара Игликова Учитель истории и обществознания С/ш № 29 г. Актобе Тема: Культурное разнообразие: умеем ли мы быть вместе? Цель: познакомить учащихся с понятиями «стереотип», «предрассудок», «предубеждение» и помочь разобраться в окружающем их мире, определить свое место в нем; совершенствовать навыки общения в мультикультурной среде и формировать толерантное отношение к людям других национальностей; научить четко и аргументировано строить свою позицию и совершенствовать навыки публичного выступления. Методы: мини-лекция, анкета «Цыгане», «С кем бы я хотел жить в новом доме?», игра «Займи позицию», игра «Какая моя национальность», ассоциативный тест, деловая игра, работа в малых группах «Определитель этноцентризма», упражнение «Лучшие качества разных национальностей». Оборудование: Плакат-шутка, контур карты Казахстана, клейкие листочки, два слогана «Национализм – разрушительная сила», «Национализм – созидательная сила», анкета «С кем бы я хотел жить в одном доме?», «Определитель этноцентризма», листы для игры «Какая моя национальность?”, карточки с терминами, с надписями «русский», «казах», «американец», раздаточный теоретический материал. План 1. Фокус. Шутка «Как мы видим происходящее вокруг нас?» Одна международная неправительственная организация построила больницу в отдаленном районе Афганистана, где, согласно исследованиям, была большая потребность в медицинских услугах. Как только здание было построено и оборудование установлено, организация покинула территорию района. Проверив функционирование больницы через определенное время, представители увидели, что никто туда не ходит и оборудование не используется. Объяснив это безграмотностью населения, представители решили снять вывеску «Больница» и повесить рисунок, который состоял из трех фрагментов. Проверив функционирование больницы еще через какое-то время, организация обнаружила, что в больнице находится три человека, оборудование стоит как новое, персонал счастлив. Члены правления организации отнюдь не были счастливы: они наняли дорогостоящего специалиста с тем, чтобы он выявил причины такой непопулярности больницы. Через полгода исследование было закончено, и маленький конверт лег на стол членов правления. Те были ошеломлены, когда вместо обстоятельного отчета они нашли в конверте лист бумаги, на котором было напечатано: «В этой стране люди читают справа налево». Учитель: Какой урок мы можем извлечь из этой шутки? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? Цели и результаты урока: К концу классного часа вы сможете: 1) объяснить, что такое «стереотипы», «предрассудки», «предубеждения»; 2) научитесь лучше понимать людей других национальностей и быть терпимее по отношению к ним; 3) усвоите новые формы работы и сможете лучше формулировать свои мысли по проблеме; 4) узнаете много нового друг о друге и о культурном разнообразии в мире. 2. Мини-лекция «Культурное разнообразие» 3 культурных типа: «замкнувшиеся в капсуле» «затаившиеся» «космополиты» 3. Знакомство. Назовите свою национальность и придумайте позитивное прилагательное, характеризующее Вашу национальность которое начинается с той же буквы, с какой начинается Ваша национальность. 4. Анкета «Цыгане». Заполните анкету , обсудите результаты в группах и представьте их классу. Кому легко было выполнить данное задание? Кому сложно было его выполнить? Появлялись ли у вас затруднения при заполнении этой анкеты? Почему? Можно ли считать результаты анкеты объективными? Работа с понятиями «стереотип», «предубеждение», «предрассудок», «дискриминация». 5. Игра «Какая моя национальность? Ведущий вызывает несколько волонтеров (3 человека). Каждому волонтеру прикрепляется на спину лист с названием национальности ( «казах», «русский», «американец»). Волонтеры не знают «своей национальности» и «национальности» своих партнеров по игре. Остальные участники знают «национальности» этих волонтеров. Каждый волонтер может задать поочередно 5 вопросов о характерных чертах « своей национальности» и определить ее. Ведущий, анализируя вопросы волонтеров и ответы аудитории, выявляет проблему сложившихся стереотипов в обществе по восприятию разных национальностей. 6. Работа в группах с анкетами «Определитель этноцентризма». 1) Дайте оценку Казахстану по шкале от 1 до 5 баллов в сравнении с другими странами мира, основываясь на вышеизложенных характеристиках. 2) Проанализируйте результаты исследования этноцентризма в Украине и сравните их с собственными исследованиями. 7. Упражнение «С кем бы я хотел жить в одном доме?» 8. Игра «Займи позицию». Проблема: «Национализм – разрушительная сила?» или «Национализм – созидательная сила?». Выскажите свое отношение (согласие или несогласие) к этим вопросам. Приведите конкретные примеры, соответствующие данным вопросам. Вопросы задаются участникам в ходе обсуждения. Когда вы осознали себя представителем своей национальности? Когда вы испытывали гордость за принадлежность к своей национальности? Когда вам было стыдно за представителей своей национальности? Знаете ли вы анекдоты о представителях какой-либо национальности? Оскорбляют ли анекдоты ту или иную национальность? Отражают ли анекдоты реальную ситуацию? Возникало ли у вас когда-либо негативное отношение к представителям другой национальности? Почему? Как вы относитесь к тому, чтобы создать семью с представителем другой национальности? Возникало ли у вас желание заменить свою национальность? У кого из вас родители разных национальностей? Как бы вы отнеслись к тому, чтобы из паспорта убрали графу «национальность»? Есть ли у вас друзья другой национальности? Что вам больше всего в них нравится? 9. Упражнение «Лучшие качества разных национальностей». Определите реальные позитивные качества национальностей, живущих в нашей стране. Напишите их на клейких листочках, прочитайте и приклейте на карту Казахстана. 10. Рефлексия. Ваше отношение к теме урока? Насколько использованные на уроке формы и методы были эффективными? Были ли они интересными и познавательными? Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? Довольны ли вы собой? Учителем?
|