Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Взаимодействие школы и семьи в процессе личностного развития школьника «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте- родители и педагоги.» А.С. Макаренко «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей.» В. А. Сухомлинский Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника является важным звеном в реализации планов по развитию школы, образовательного и воспитательного процесса. Вопрос о личностно – ориентированном образовании – это требование современного общества, где назрела необходимость формирования в человеке не столько типичного, сколько яркого, индивидуального. И одним из факторов, влияющих на образовательный процесс, является глобализация. В современном обществе человек должен уметь воспринимать мир во всём его сложном многообразии. Современная школа должна воспитывать у обучающихся готовность к инновационному поведению. Необходимо уметь видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни. Сущность личностно – ориентированного образования включает , кроме ЗУН, составляющие, которые дают личности возможность самосовершенствоваться, поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой, решать жизненные проблемы. Современное образование призвано формировать личность, способную вести свою деятельность в непрерывно изменяющихся условиях, быстрыми темпами осваивать и эффективно применять инновационные технологии. Несомненно. родители должны участвовать в процессе воспитания ребёнка как личностно – ориентированного человека. Современной школе необходимо сотворчество: учителя – ученики – родители. В данном сотрудничестве личностный подход в воспитании предполагает признание личности как ценности перед коллективом. Личностный подход-это отношение к любому воспитаннику как к самоценной личности , независимо от присущих ему особенностей . Несомненно и то, что осуществлять личностный подход тот педагог, который осознаёт себя Личностью. Исходя из сказанного, в вопросе взаимодействия школы и семьи должны решаться следующие задачи: - психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания; - вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеклассных мероприятий, улучшения взаимодействия семьи и школы; - корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: оказание психолого-педагогической помощи в воспитании талантливых учащихся , оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания, индивидуальная работа с неблагополучными семьями; - взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, школьными советами. Для правильной организации сотрудничества с родителями необходимо взаимодействие всех школьных специалистов: - педагога- психолога, который помогает в исследовании социального фона семьи, даёт рекомендации в составлении плана работы с семьёй; - социального педагога, который берёт на себя контроль и осуществление коррекционной работы с неблагополучными семьями, взаимодействие со школьным инспектором; - классного руководителя, который регулярно проводит родительские собрания и применяет другие формы работы с родителями. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. В течение всей практической деятельности они пытаются сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива . Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит и дети школе тоже доверяют. А это очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха. Ни для кого не секрет, что деятельность школы превышает интенсивность деятельности семьи, т. к. именно педагоги являются специалистами в области образования, и именно педагоги должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого- педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, т. к. от их компетентности будет во многом зависеть и качество воспитательного, образовательного процесса. В таком взаимодействии присутствует двусторонняя обратная связь. Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя и в итоге реализовать свои способности. И конечно же, самым первым шагом в направлении сотрудничества, взаимодействия семьи и школы является изучение классным руководителем воспитательного потенциала семьи, т. е. семейной атмосферы, окружающей ученика. Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. При этом классный руководитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры и др. Изучение семьи ученика позволит педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Что, безусловно, поможет организации взаимодействия школы и семьи в процессе личностного развития школьника. Литература: 1.Бондаревская Е.В. «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания» Педагогика 1995 №4; 2. Сериков В.В. «Личностно-ориентированное образование» Педагогика 1994 №5. | |
Просмотров: 1139 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|