Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Взаимодействие школы и семьи в процессе личностного развития школьника
Взаимодействие школы и семьи в процессе личностного развития школьника

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте- родители и педагоги.» А.С. Макаренко
«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей.» В. А. Сухомлинский
Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника является важным звеном в реализации планов по развитию школы, образовательного и воспитательного процесса. Вопрос о личностно – ориентированном образовании – это требование современного общества, где назрела необходимость формирования в человеке не столько типичного, сколько яркого, индивидуального. И одним из факторов, влияющих на образовательный процесс, является глобализация. В современном обществе человек должен уметь воспринимать мир во всём его сложном многообразии.
Современная школа должна воспитывать у обучающихся готовность к инновационному поведению. Необходимо уметь видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни. Сущность личностно – ориентированного образования включает , кроме ЗУН, составляющие, которые дают личности возможность самосовершенствоваться, поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой, решать жизненные проблемы. Современное образование призвано формировать личность, способную вести свою деятельность в непрерывно изменяющихся условиях, быстрыми темпами осваивать и эффективно применять инновационные технологии. Несомненно. родители должны участвовать в процессе воспитания ребёнка как личностно – ориентированного человека. Современной школе необходимо сотворчество: учителя – ученики – родители. В данном сотрудничестве личностный подход в воспитании предполагает признание личности как ценности перед коллективом. Личностный подход-это отношение к любому воспитаннику как к самоценной личности , независимо от присущих ему особенностей . Несомненно и то, что осуществлять личностный подход тот педагог, который осознаёт себя Личностью.
Исходя из сказанного, в вопросе взаимодействия школы и семьи должны решаться следующие задачи:
- психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеклассных мероприятий, улучшения взаимодействия семьи и школы;
- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: оказание психолого-педагогической помощи в воспитании талантливых учащихся , оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания, индивидуальная работа с неблагополучными семьями;
- взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, школьными советами.
Для правильной организации сотрудничества с родителями необходимо взаимодействие всех школьных специалистов:
- педагога- психолога, который помогает в исследовании социального фона семьи, даёт рекомендации в составлении плана работы с семьёй;
- социального педагога, который берёт на себя контроль и осуществление коррекционной работы с неблагополучными семьями, взаимодействие со школьным инспектором;
- классного руководителя, который регулярно проводит родительские собрания и применяет другие формы работы с родителями.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. В течение всей практической деятельности они пытаются сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива . Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит и дети школе тоже доверяют. А это очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы превышает интенсивность деятельности семьи, т. к. именно педагоги являются специалистами в области образования, и именно педагоги должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого- педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, т. к. от их компетентности будет во многом зависеть и качество воспитательного, образовательного процесса. В таком взаимодействии присутствует двусторонняя обратная связь. Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя и в итоге реализовать свои способности.
И конечно же, самым первым шагом в направлении сотрудничества, взаимодействия семьи и школы является изучение классным руководителем воспитательного потенциала семьи, т. е. семейной атмосферы, окружающей ученика.
Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. При этом классный руководитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры и др.
Изучение семьи ученика позволит педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Что, безусловно, поможет организации взаимодействия школы и семьи в процессе личностного развития школьника.

Литература:
1.Бондаревская Е.В. «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания» Педагогика 1995 №4;
2. Сериков В.В. «Личностно-ориентированное образование» Педагогика 1994 №5.
Категория: Классному руководителю | Добавил: Галынская_Ольга_Алексеевн (2015-02-05)
Просмотров: 1139 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru