Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Сборник "Классные часы" ( из опыта работы классного руководителя Макаровой Н.Г. ) ч.1
Специализированная средняя школа №2 гор. Актобе
Рекомендовано к изданию методическим объединением классных руководителей ССШ №2
автор - классный руководитель Макарова Н.Г.

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
классного коллектива 8б кл.ССШ №2 на 2009-2010 уч.г.
В современных условиях жизни общества воспитание подрастающих поколений должно стать главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией школы- превращение ее в школу воспитывающую.
Для правильного осмысления сложившейся ситуации нужен «ключ». Таковым, на мой взгляд, является воспитательная работа в классе, в основе которой лежит процесс самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее проявлениях.
Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной человека, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить ее производить этот выбор и находить способы его реализации. Целью на этот год в 8, классе является успешное окончание пятого класса и успешное формирование ученического коллектива. Реализация воспитательного влияния происходит как в кратковременном эпизоде воздействия на детей, так на протяженном этапе организуемой совместной деятельности, и основывается на принципах:
1. Школа – для ребенка. Высшим показателем оценки работы школы считать самочувствие в ней человека, каждого ребенка и взрослого.
2. Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя- личность школьника.
3. Высокая требовательность к школьнику должна органически сочетаться с уважением его человеческого достоинства.
4. Обучение и воспитание –это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействии педагога, воспитателя и воспитанника, это творческое сотрудничество единомышленников.
5. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчество учителя и воспитания - важнейший признак педагогической культуры.
6. Ни одно воспитательное средство не может не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.
7. Воспитательный процесс широк: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим.
8. Главным «инструментом» воспитателя является коллектив школы в содружестве с родителями, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью.
Основные направления воспитательной работы исчерпывают содержание цели и направлены на реализацию способности, быть субъектом своей жизни, находить достойные способы строить свое поведение, производить достойный школьный выбор жизненной позиции, ценя достоинства своего «Я».
Необходимо отметить, что программа основных направлений воспитательной работы в классе осуществляется одновременно по всем направлениям Комплексной программы воспитания с учетом особенностей (физических, интеллектуальных, психологических) учащихся.
Таким образом, для воспитательной работы класса должно быть характерно:
- Построение учебно-воспитательного процесса на культурно-исторических традициях классического образования.
- Гуманитарная направленность и гуманизация содержания образования за счет расширения языкового и общекультурного компонента учебно-воспитательного процесса.
- Постепенная индивидуализация воспитательного процесса за счет развития МО кл. руководителей, психологической службы, расширенной сети кружков и факультативов, тесной связи с учреждением культуры, искусства, спорта и т.д.
- Развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума, при абсолютной гарантированности его интеллектуального, психологического, физического и нравственно-эстетического здоровья.

Тема: День Знаний. День Конституции.. Актобе- 140 лет.
Цель:
Воспитание Казахстанского патриотизма у учащихся:
любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины, готовности и способности служить интересам Родины, защиты Отечества, приумножение достижений Родины в сфере внутренней жизни и на международной арене, изучение казахского языка, как государственного, уважение прав народов Казахстана, знание родного языка, знание, уважение, соблюдение национальных традиций и обычаев народов Казахстана, сохранение межнационального единства и согласия народов Казахстана, воспитание толерантности.
Ход урока.
1.Организационный момент
Звучит музыка, празднично украшена аудитория, учащиеся и гости рассаживаются по местам.
2.Вступительное слово учителя
-Дорогие учащиеся и гости нашего урока Знаний! Сегодня эпиграфом к уроку мне хочется зачитать слова великого Абая.
«Если каждый будет мнить себя бием на этой земле, то не будет на ней счастья. Но если народ объединится вокруг своего вождя, он не сгорит в огне!»
Когда великого древнегреческого законодателя Соломона спросили: «Какая самая лучшая конституция?», он ответил: «Скажите, прежде всего, для какого народа и какой эпохи?». Его слова звучат актуально и сегодня, когда Республика Казахстан вступила в мир демократичных и цивилизованных обществ.
Среди множества законов есть один, значение которого трудно переоценить. Часто его так и называют - ОСНОВНОЙ ЗАКОН, это – КОНСТИТУЦИЯ.
Слово произошло от латинского «конституцио» - устанавливаю.
Итак, Конституция-это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и другое.
Конституция имеет высшую юридическую силу. Это значит, что она выше любых других норм, законов. Поэтому в государстве не может быть принят закон, противоречащий Конституции.
О содержании Конституции граждане страны договариваются. Они обсуждают её содержание и потом каждый гражданин страны голосует «за» или «против». Таким образом, Конституция как бы закрепляет общественный договор граждан и как сумели граждане договориться на страницах Конституции - так они и будут жить. Это значит, что каждый гражданин должен быть заинтересован в том, чтобы Конституция была написана в его интересах.
Основная часть
3. Об основных исторических предпосылках создания Основного Закона страны.
1.Мини-лекция (в старших классах могут читать подготовленные учащиеся)
Учитель: Казахстаном пройден непростой путь к нынешнему конституциональному согласию, достигнутому и засвидетельствованному на республиканском референдуме (всеобщем голосовании) 30 августа 1995 года.
Обретенная Независимость со всей остротой поставила во главу угла вопросы государственного строительства. Объявив о своем суверенитете 25 октября 1990 года, Казахстан продолжал оставаться Советской республикой до 13 января 1992 года, пока не был принят Закон «О приостановлении действия отдельных норм Конституции (Основного Закона) Казахской ССР в переходный период». Но лишь в январе 1993 года с принятием Конституции был положен конец советской государственности Казахстана. Переход к президентской форме правления потребовал создание нового Закона, так как Конституция Республики Казахстан 1993 года не решила эту проблему, обойдя многие принципиальные вопросы взаимоотношений Президента и парламента, парламента и правительства. И лишь с принятием Конституции Республики Казахстан 1995 года президентская форма правления была введена в полном объеме.
В Послании народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев остановился на тех наиболее значимых результатах, которые казахстанцы действительно достигли благодаря Конституции 1995 года.
Если попытаться наиболее ёмко обобщить их, то можно сказать, что Конституция дала стабильность, устойчивость и уверенность.

3. «Государственные символы»
(Учитель рассказывает и по ходу записывает на доске дату- 24 января 1996 г.)
Учитель: Как каждое независимое государство, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. Прежде чем утвердить их, в эту работу были вовлечены тысячи людей. Это было нелегко и ответственно.
Новые государственные символы были представлены в театре оперы и балета им. Абая 6 июня 1992 года.21 артиллерийский залп отсалютовал это поистине историческое событие. Впервые государственный гимн с новым текстом прозвучал на торжественном собрании, посвященном годовщине Независимости Республики Казахстан 15 декабря 1992 года.
В статье 9 Основного Закона утверждены государственные символы.
(Учитель зачитывает статью 9)
Республика Казахстан имеет государственные символы – Флаг, Герб, и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционным законом.
Государственнык символы Республики Казахстан
Государственный флаг Республики Казахстан
Автор флага заслуженный деятель искусств республики, один из основоположников дизайнерского искусства Казахстана Шакен Ондасынович Ниязбеков.
Главный определяющий элемент флага, принятый в вексилологии, - это его цвет. Выбор небесно-голубого цвета в качестве главного символического знака не случаен. На языке вексилологов этот цвет является носителем таких понятий, как честность, безупречность и верность. Он отражает не только приверженность идее единения, но и напоминает о безоблачном небе, которое всегда и у всех народов было олицетворением мира, спокойствия и благополучия. Небесно-голубой цвет считается национальным цветом казахов. Менталитет нации, особое трепетное отношение к этому цвету подтверждают такую мысль.
Природа для кочевников всегда была не только средой обитания, но и неотъемлемой частью их жизни. Небо над головой, высокие горы вокруг, чистая речная волна, степная даль, смыкающаяся с горизонтом, - все это сине-голубого цвета. И зеленый цвет иногда воспринимается как голубой. Например, казахи до сих пор говорят "көк шөп" ("синяя трава"), а не "жасыл шөп" ("зеленая трава").
Слово көк (голубой) на казахском языке является корнем многих других, связанных с такими понятиями, как жизнь, обновление, счастье, смерть, время и высота. Например, көктеу - восход, көктем - весна, көceгeci көгеру - быть счастливым, көктей солу - раннее увядание, ранняя смерть, көк тipey - высокий, көкке шырқау - парить высоко и.т.д.

Это слово является одним из главных лингвистических понятий не только в казахском языке, но и во всей тюркской группе языков. Оно имеет очень древнее происхождение, и сохранило свое первобытное тотемное значение, связанное с культом неба как местом обитания Tәңipі (Бога). В казахском языке понятие "небо" передается словом көк - омонимом слова голубой, который также обожествляется как "тәңірлiк".
"Тәңірлlк түс" (божественный цвет) пользуется особым социально-политическим статусом. Как свидетельствует история, тюркские правители и аристократы в VI в. жили в голубых юртах, надевали одежду голубого цвета. Это было их привилегией. И народ великого каганата называл себя не просто тюрками, а голубыми тюрками, что и в их понимании подчеркивало якобы не земное, а "божественное происхождение предков. И их тотем не просто бөрі (волк), а көк бөрі (голубой волк).
В одноцветности флага проявляется идеи государственной целостности страны.
Слово көк (голубой) древнетюркском языке имеет значение "восток", "восточный". Так, цвет флага еще является и своего рода носителем географической информации. На языке геральдики он говорит всему о том, что Казахстан расположен на востоке земного шара, он представитель восточной культуры, корни которой уходят в великую самобытную цивилизацию.
Геральдисты считают, что образ солнца олицетворяет богатство и изобилие. Круг, которым графически изображается этот образ, является символом жизни.
На территории Казахстана найдены петроглифы с изображением солнца и его лучей, относящиеся к VII-IV вв. до н. э., к культуре Сакско-скифских времен.
Образ орла обычно воспринимается как символ власти, прозорливости и великодушия. Раньше при его изображении подчеркивались хищнические и черты и агрессивность позы как проявление силы и мощи. На флаге Казахстана этот образ нашел принципиально новое художественное решение. Во-первых, в глаза бросается спокойный, мирный характер рисунка. Во-вторых, он расположен под солнцем и как бы на своих крыльях несет огонь Прометея, огонь счастья. В-третьих, он в движении - летит к своей заветной цели. Тем самым выражается стремления народа к счастью и благоденствию, к высотам цивилизации.

На небесно-голубом фоне флага ярко-золотистые рисунки парящего орла и национального орнамента подкупают высокой эстетичностью гармонии выбранных цветов.
( По материалам книги Е. Шаймерденова "Государственные символы Республики Казахстан" )
Государственный герб Казахстана
Авторы герба Казахстана - заслуженный архитектор Узбекистана Жандарбек Малибекович Малибеков и заслуженный архитектор Казахстана, лауреат Государственной премии республики Шот-Аман Ыдырысулы Уалихан.

Все детали герба Казахстана размещены внутри круга и в сочетании с изображением главного элемента - шанырака с уыками в виде солнечных лучей - создают как бы космос мира. Именно с таким восприятием связана ассоциация мыслей о жизни (символическое значение круга) в общем, доме всех казахстанцев, с чувством общей Родины. Найденное художественное решение гармонично и уникально.

Появление шанырака - верхней сводчатой куполообразной части юрты - в культурном наследии кочевников тесно связано с их восприятием окружающей среды и рождением соответствующих понятий в образе мышления. Он не только по форме напоминает небесный купол, но и по отражению в сознании людей является одним из важных элементов жизнеустройства. Шанырак - символ отчего дома, а в более широком понимании и мира как вселенной.

Применяя слово "шаңырақ", можно выразить все основные понятия, связанные с жизнью человека, от рождения до смерти. Например, "шаңыраққа нәресте кeлдi" - родился ребенок, "шаңырақтың тірегіне айналу" - взросление, "өз алдына шаңырақ көтеру" - создать семью и так далее.
Слово "шаңырақ" имеет также важное социальное значение. Например, название "қара шаңырақ" обозначает такие понятия, как "отцовский дом", "самый почитаемый дом подрода, рода, племени". Право владения қара шаңырақ передается по наследству, обычно младшему сыну.

Образ шанырака в государственном гербе республики - это образ общего дома всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков (опор).

В гербе Казахстана присутствует еще одна важная геральдическая деталь - образ мифических коней. За этим знаком закрепились такие понятия, как храбрость, прозорливость и сильная воля. Конь - спутник номадов. Вся хозяйственная и духовная жизнь кочевника тесно связана с конем. Он для человека не только средство для передвижения. Если конина и кумыс, обладающие целебными свойствами, являются основой казахской кухни, то специально обработанная шкура коня - материал для изготовления разных видов одежды. Из конских волос делают струны музыкальных инструментов. С конем связано развитие военного искусства и традиционных видов спортивных игр.
В мироощущении кочевника он очень человекоподобен. Все остальные животные только служат человеку, перед конем же человек не считает унижением согнуться и быть ему слугой.

Он также является важным атрибутом национального образа мира у казахов. Издавна говорят: "қазақ жылқы мінезді" (букв. "казах по своему характеру похож на коня"). Этим еще раз подчеркивается наибольшая близость, схожесть их природы. Их объединяет общность стихий. Это в первую очередь свобода, движение, скорость, страсть. То, к чему больше лежит душа, и то, к чему зовет сердце, казах находит у коня.

На гербе изображен не просто конь, а конь с крыльями. Крылья символизируют мечту о построении сильного, процветающего государства. Они свидетельствуют также о чистых помыслах и стремлении к совершенствованию и достижению гармонии в обществе, с природой и мировой цивилизацией.

Движение вверх - от низшей ступени развития до высшей кредо мировой цивилизации. Использование символического значения крыльев в государственном гербе надо воспринимать как выражение естественного человеческого стремления к высоким помыслам, связанным с идеей государственности, тем более что язык символов, как и культуры в целом, позволил создать типологический образ крылатого фантастического коня.
Рога тоже имеют космическое значение. С применением слова "мүйіз" ("рога") на казахском языке выражаются такие понятия, как сила, мужество и храбрость. Например, "мүйізі қарағайдай" (букв. "человек с рогами, как сосна") - самый сильный, авторитетный; "мүйізін қағып алу" (букв. "отрубить рога у человека") - поставить на колени, осилить, опозорить противника;
мүйіздeciп қалу - (букв. "скрещивать рога") - помериться силой.

Изображения и предметы в виде рогов раньше использовались в культовых обрядах и как наконечники воинских стягов. Символы небесной благодати, плодородия и удачи в виде рогов всегда размешались на самом верху, так как они в представлении кочевников связывались с "мировой горой".

В государственном гербе республики изображены два мифических коня, и они как бы оберегают шанырак с двух сторон. Они также ярко выражают идею служения общему дому - Родине. Беречь Родину как зеницу ока и преданно служить ей один из важных лейтмотивов, заложенных в образах мифических коней.
Присутствует в гербе и изображение пятиконечной звезды. Как символ власти, света, ведущего по жизни, манящей цели, стремления к возвышенному и вечности звезда используется человечеством с давних времен. Изображения пятиконечной звезды можно встретить на наскальных рисунках древнетюркского времени, в частности, на памятнике легендарному полководцу Кюль-Тегину (731 г. н. эр.). Во многих метафорах на казахском языке, связанных с по нятиями "удача", "везение", "счастливый", присутствует слово "жұлдыз" (звезда). Например, "Айың тусын оңыңнан, жұлдызың тусын солыңнан" будь счастлив (букв, "пусть светит справа луна, слева звезда"); "Бағың ашылып, жұлдызың жарқырай 6epciн" - пусть повезет тебе в жизни (букв. "будь счастлив, пусть высоко сияет твоя звезда"); "жұлдызы жанған адам" - счастливый человек (букв. "человек, чья звезда взошла") и т. д.
По канонам символизма пятиконечная звезда - фигура микрокосмоса, формула человека. Изображение же звезды в государственном гербе страны выражает заветную мечту казахстанцев - как самобытное суверенное государство присоединиться к каравану современных, высокоцивилизованных обществ, быть открытыми ко всем государствам и народам всех пяти континентов.
Название страны тоже является лингвистическим и этнокультурным символическим знаком государства. Термин "Қазақстан" ("қазақ" - самоназвание этноса, "стан" (перс.) - страна) как название государства, связанное с казахским этносом, встречается во многих исторических источниках. Например, в объемном труде "Бидаи Ал-Вакаи" ("Удивительные события") Зайд-ад-Дин Уасифи, описывая события примерно 15!6 - 1517 гг., пишет, что щайбанидский хан, готовясь к походу на казахов, сосредоточил у подножия горы Казыгурт свои войска и двинулся с берега реки Сайрам в "сторону Казахстан". А географический термин "Казахия" употреблен византийским императором Константином Порфирородным. Государственное образование, название которого непосредственно связано с этническим самоназванием казахов, появилось, как считают ученые, 1466 году. Оно называлось "Казахское ханство" ("Қазақ ордасы"). Основателем его стали первые казахские ханы Керей и Жанибек.
Основной цвет, используемый в гербе, - цвет золота. Обычно, по геральдическим канонам, золото служит символом богатства, справедливости и великодушия. Присутствует также и цвет нашего Флага - небесно-голубой. Он удачно гармонирует с цветом золота.
( По материалам книги Е. Шаймерденова "Государственные символы Республики Казахстан")
Государственный Гимн Республики Казахстан (слова Жумекена Нажимеденова, Нурсултана Назарбаева)
Алтын күн аспаны,
Алтын дән даласы,
Ерліктің дастаны,
Еліме қарашы!
Ежелден ер деген,
Даңкымыз шықты ғой.
Намысын бермеген,
Қазағым мықты ғой!
Қайырмасы:
Менің елім, менің елім,
Гүлің болып егілемін,
Жырың болып төгілемін, елім!
Туған жерім менің – Қазақстаным!
Ұрпаққа жол ашқан,
Кең байтақ жерім бар.
Бірлігі жарасқан,
Тәуелсіз елім бар.
Қарсы алған уақытты,
Мәңгілік досындай.
Біздің ел бақытты,
Біздің ел осындай!
Қайырмасы:
Менің елім, менің елім,
Гүлің болып егілемін,
Жырың болып төгілемін, елім!
Туған жерім менің – Қазақстаным!
(Подстрочный перевод )
В небе золотое солнце,
В степи золотое зерно.
Сказание о мужестве - моя страна.
В седой древности
Родилась наша слава,
Горд и силен мой казахский народ.
Припев:
О мой народ! О моя страна!
Я твой цветок, взращенный тобой.
Я песня, звенящая на твоих устах.
Родина моя - мой Казахстан.

У меня простор неоглядный
И дорога, открытая в будущее.
У меня независимый,
Сплоченный, единый народ.
Как извечного друга
Встречает новое время
Наша счастливая страна, наш народ.
Припев:
О мой народ! О моя страна!
Я твой цветок, взращенный тобой.
Я песня, звенящая на твоих устах.
Родина моя - мой Казахстан.
Музыка Шамши Калдаякова
24 января 1996 года Закон «О Государственных символах Республики Казахстан» закрепил наши символы.
(учитель обращает внимание на плакат с государственными символами)
Учитель: Мне хочется зачитать отрывок из речи Нурсултана Назарбаева на торжественном заседании Всемирного курултая казахов, состоявшегося 1 октября 1992 года.
«Наше знамя- независимость. Наша цель-мир и благоденствие. Мы не пожалеем сил, чтобы прекратить насилие и раздоры. И я кровно заинтересован в том, чтобы народы Казахстана жили в дружбе и согласии, в единстве и взаимопонимании, как дети одной семьи».
Государственная символика олицетворяет молодое государство с одной стороны, и свидетельствует о преемственности исторических традиций – с другой. Поэтому искреннее уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны – долг граждан, закрепленный в статье 34 ч. 2.
Каждый обязан уважать государственные символы Республики.
Актобе-140 лет
Актю́бинск, Актобе́ (каз. Ақтөбе) — город в Казахстане на реке Илек, административный центр Актюбинской области, железнодорожная станция.

История
Ақтөбе с казахского языка означает Белый Холм[источник не указан 153 дня] (ақ — белый, төбе — холм). О происхождении названия урочища «Ак-Тобе» среди местного населения существует следующая легенда:

«Когда-то в древности жил в степи могучий и удалой батыр Карасай. Никому не удавалось победить его в честной схватке. Тогда враги хитростью заманили его в засаду и вероломно убили. Долго никому не разрешали предавать батыра земле. Тайком похоронили его простые люди, сложив над могилой огромный белый холм. Полчища многих захватчиков проходили через урочище Ак-Тобе, не раз слышался здесь звон стальных сабель и свист каленых стрел. И стоит могила батыра немым свидетелем былых сражений, свято храня события давно минувших дней для далеких потомков свободолюбивых степняков…»

Население города Актюбинска по данным последней переписи 2009 года составляет 452 тыс. человек. Расположен на левом берегу реки Илек — левого притока Урала в центральной части подуральского плато, представляющего собой равнину высотой 250—400 м

Город возник на месте крепости Актюбе (Белый Холм), основанной в 1869 году[2]. В течение первых трех десятилетий после основания хозяйственная жизнь Актюбинска была тесно связана с кочевым скотоводством казахов. Одновременно происходило оседание населения вокруг селения. Плодородная почва и прекрасное расположение впоследствии привлекут сюда много переселенцев из разных концов Российской империи. Первый генеральный план застройки укрепления был разработан в 1874 году. Поселение делилось на своеобразные микрорайоны: Курмыш, Татарская слобода, Оторвановка. Первые улицы назывались Гарнизонная, Крепостная, Оренбургская, Илецкая, Георгиевская. В 1891 году гарнизонное укрепление Актюбе преобразовали в уездный город Актюбинск Тургайской области. А в самом начале XX в. через Актюбинск прошла железная дорога Оренбург-Ташкент, которая дала новый толчок к развитию экономики города.

10 марта 1932 года Актюбинск стал центром Актюбинской области. С середины 60-х годов началось строительство жилых микрорайонов и массивов. В 1977 году Актюбинск стал центром Западно-Казахстанской железной дороги. 11 марта 1999 года по Указу Президента Республики Казахстан город Актюбинск стал называться Актобе[1][3].

Экономика

Крупный экономический центр западного Казахстана. Заводы ферросплавов, хромовых соединений, сельскохозяйственного машиностроения, рентгеноаппаратуры и др.
В Актюбинской области имеются крупные эксплуатируемые и неэксплуатируемые месторождения нефти и газа, в Жанажольском районе действует газотурбинная электростанция, вырабатывающая электричество.

Аэропорт Актюбинск имеет статус международного.

Культура

В городе действуют 5 ВУЗов, 2 музея общереспубликанского значения (Актюбинский областной историко-краеведческий музей), Дворец Спорта и Центральный Стадион, соответствующий стандартам УЕФА. На нём играет своя футбольная команда, чемпион страны последних лет.

Показывает спектакли драматический театр им. Т.Ахтанова основанный в 1935 году[2], действует областная филармония, детский кукольный театр «Алакай». Первым фильмом, снятым в городе, стал «Бауырым».

В Актюбинске ежегодно проводится фестиваль независимой музыки «Суховей», на который приезжает множество гостей из стран СНГ.

Осенью 2008 года в городе установлена культурная композиция, посвященная персонажам известной трилогии Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот».

В городе действуют две мечети, два православных храма, католический приход.

Районы города

Существует два основных географических деления Актюбинска: Город (под этим словом жители подразумевают старую часть, то есть район бывшей крепости, которая и была построена на светлом холме) и Новая часть города (этот термин в разговорной речи актюбинцы употребляют редко, предпочитая уточнять район).
Районы Старого города: Курмыш, Москва, Гормолзавод, Татарка, Оторвановка, Малышка
Районы Новой части города: Сингай, Шанхай, Космос, Сазда,5,8,11 и 12 микрорайоны.
Другие районы: Жилгородок, Авиагородок, Юго-Запад, Заречный, Жилянка.

В 2005 году в городе начался строительный подъем. Акимом были запланированы новые районы и дома. На месте старых кинотеатров «Жулдыз» и «Мир» в 2006 году были построены два новых крупных торговых центра. По новому проекту планируется расширение 11-го и 12-го микрорайонов, строительство новой набережной и ряда жилых комплексов. Также планируется создание 13-го микрорайона.

Актюбинские СМИ

Телекомпании: 31 Канал-Актобе, Рика-ТВ, Казахстан-Актобе

Радиостанции: First FM 103.1, Актобе-Радио, Тандем, Радио-Рифма

Периодика: Актобе, Актюбинский Вестник, Ваш Выбор, Диапазон, Наурыз, Регион, Эврика, Из рук в руки, Актобе Таймс

Известные уроженцы и жители

Актюбинск — родина 37 героев Советского Союза.
В Актюбинске перед Великой Отечественной войной училась герой Советского Союза Алия Молдагулова
Родился летчик-космонавт СССР Виктор Иванович Пацаев (1933—1971)
Жил и трудился знатный просовод Чаганак Берсиев (1887—1944)
Учился в местной школе летчик-космонавт Юрий Лончаков
Нежметдинов, Рашид Гибятович — международный мастер по шахматам, мастер спорта по шашкам.
Кузнецов, Николай Дмитриевич — академик, конструктор авиационных двигателей, дважды Герой Социалистического Труда.

Заключение.
Учитель: Сейчас нам, как никогда, ясно, что для нормального развития человеку необходимо овладеть духовной культурой общества, включающей в себя и правовую культуру, которая тесно связана с нравственной культурой. Происходит это постепенно. Сначала закладывается фундамент-совесть, честь, чувство собственного достоинства, доброта. Развиваясь, мы познаем, что такое «хорошо и что такое плохо». Мы узнаем, что есть Закон.
Каждый гражданин должен стремиться к сохранению дружбы, доверия, согласия и стабильности в нашем классном коллективе, в нашей школе и в ваших семьях Поздравляю Вас с праздником – Днем Знаний!

Урок 2

Выполнение государственной программы
«Нравственно-половое воспитание»
Тема: Я расту.
Цель: Воспитание поликультурной личности.
Задачи: Воспитание по Комплексной программе воспитания учащихся:
1.Интеллектуальное:
-развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуальных творческих способностей каждой личности;
2.Нравственное:
-формирование требовательности к себе, выполнения установленных в обществе
правил поведения.
Ход проведения.
1.Побуждение
- Что такое нравственность?
-назовите причины изучения этой программы в школе.
2.Осмысление
А)Человек-существо коллективное. Он живет и работает в обществе и для общества. И чтобы эта жизнь удалась, человек должен освоить науку общения, научиться взаимодействовать и жить с другими в мире и гармонии. Согласны ли вы с формулой духовности выдающегося этнопедагога академика Г.Н.Волкова : «…без памяти (исторической) – нет традиции, без традиции- нет культуры, без культуры- нет воспитания, без воспитания –нет духовности, без духовности- нет личности, без личности- нет народа (исторической личности).
Познакомимся с историческими фактами, подготовленными в Ассамблеей народов Казахстана:«…с середины 19 века современный Казахстан был населен преимущественно казахами, но в последней трети столетия и в начале 20 века сюда стали стекаться большие массы крестьян славянского происхождения из Центральных районов России. Помимо этого из Восточного Туркестана были переселены дунгане и уйгуры. В годы сталинских репрессий в Казахстан было депортировано около 800 тысяч немцев, 18,5 тысяч корейских семей, 102 тысячи поляков, 507 тысяч представителей Северного Кавказа. Не по своей воле здесь оказались также крымские татары, турки, греки, калмыки и другие народности. Во время Великой Отечественной войны в Казахстан были эвакуированы тысячи семей из России, Украины, Белоруссии. Многие из них обрели здесь свою вторую родину. Но самый мощный миграционный поток хлынул в Казахстан в середине 50-х годов, когда началось освоение целинных и залежных земель. На целину прибыло 1,5 млн. человек»
На сегодня в Казахстане созданы условия для формирования национального самосознания на основе уважения культуры и языка представителей всех этнических групп людей, проживающих на территории Казахстана и за её пределами. Сейчас функционируют 3474 общеобразовательные школы с казахским языком обучения, 2518- с русским, 2017- со смешанным, 78- с узбекским, есть школы с уйгурским и украинским языками обучения. Помимо этого работают воскресные школы, где дети изучают свой родной язык, в республике издаются газеты и журналы на 11 языках.
Но при этом все нации и народности суверенного Казахстана осознают себя создателями новой культурной общности – казахстанского народа, а казахстанская культура объективно становится тем ядром, вокруг которого выстраивается , но не растворяется культурная общность всего казахстанского народа. Казахский народ был всегда открыт к восприятию других культур. И одна из основных особенностей его менталитета- уважение к культуре , религии, традициям и обычаям другого народа. Народная мудрость гласит : «Узнаешь язык, обычаи народа – познаешь его душу».
Что такое Родина? Это символ непреходящей любви , которую трудно выразить словами. Родина - самая главная святыня у любого народа .Дух предков, родной край, родной язык – святыни. В этом заключена веками освященная , немеркнущая истина о том, что в человеческой жизни есть высокие ценности, нравственно надежные, а именно: отчий дом, память предков, история, язык.
Б) Практическое задание №1
Современный мир – это мир, где существует расовая и национальная неприязнь, на этой почве возникают межнациональные конфликты. Какие чувства вызывают у вас братоубийство в Закавказье, Узбекистане, Таджикистане, Югославии, события в городе Нальчике?
-Какие из предложенных ниже качеств людей могут привести к участию в межнациональных конфликтах:
-жадность, доброта, отзывчивость, хитрость, отзывчивость, жестокость, льстивость, эгоизм, терпение, честность, самовлюбленность, агрессивность, зависть, слабая воля, великодушие, вспыльчивость?
-Попытайтесь разобраться, почему некоторые из этих качеств могут привести к межнациональным конфликтам, как они приводят к поступкам, о которых потом приходится жалеть?
В)Практическое задание №2
-Давайте разберем ситуацию: У европейцев при совершении траурных церемоний принято обнажать голову, а у восточных народов, наоборот, непременно должен быть головной убор. Представьте, что мусульманин пришел проводить в последний путь христианина и, придерживаясь своих обычаев, не обнажил голову.
-Как в этой ситуации могут повести люди, отличающиеся:
А)отзывчивостью; Б)нетерпимостью; В)бескультурьем; Г)уважительностью;
Д)высокомерием; Е)рассудительностью; Ж)злостью; З)фанатизмом?
Конечно, невозможно знать обычаи, традиции ,языки всех народов. И в неловкую ситуацию может попасть каждый.
Г)ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ПРОСТЫ:
Будь уважительным, терпим, отзывчив, проявляй к людям такое отношение, какого ждешь от них, уважай национальную гордость других народов.
-Там, где льется кровь, там торжествует экстремизм.
Это слово означает, признание людьми насилия и других крайних мер самым лучшим способом разрешения конфликтов. Таких людей, как правило, немного. Но они умудряются подчинить своим экстремистским идеям большие массы людей. Этим людям крайне выгоден хаос, кровопролитие.
Здравый смысл должен победить. Люди поймут, что накопившиеся проблемы надо решать без эмоций и силы.
У нас есть традиции и обычаи, которые помогут преодолеть любые трудности.
ЭТО ТРАДИЦИИ ДРУЖБЫ. Но чтобы эти традиции сохранились, каждый человек должен понять- все люди равны независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального происхождения и других признаков. Так сказано во Всеобщей Декларации прав человека.
Выводы:
В силу исторической и политической ситуации Казахстан сейчас представляет собой уникальное на постсоветском пространстве сообщество, избежавшее межэтнических конфликтов, массовой миграции по кровопролитным мотивам, нарушений прав человека по национальному признаку.
Дружба и взаимопонимание между народами Казахстана -одна из самых важных задач, стоящих перед всеми гражданами Казахстана.

В)Составляем по группам плакат «Нравственность сегодня- это…»
и защищаем его коллективно
3.Рефлексия
Стратегия «Авторский стул»
-учащиеся по желанию садятся на стул и рассказывают, что они думают на тему занятия. Также они отвечают на вопросы одноклассников.
4.итоги урока
-что вы узнали нового?
-можно ли жить соблюдая моральные нормы, установленные в обществе.

Урок 3
«Ибрай Алтынсарин»
Цель: Воспитание поликультурной личности.
Задачи: Воспитание по Комплексной программе воспитания учащихся:
1.Интеллектуальное:
-развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуальных творческих способностей каждой личности;
2.Нравственное:
-формирование требовательности к себе, проявление к другим чуткости, отзывчивости и уважения к чужому мнению, установление добрых отношений, сотрудничества и взаимопомощи;
-воспитан

Категория: Классному руководителю | Добавил: ДЖИЛ (2010-03-25) | Автор: Макарова Наталья Геннадиевна E
Просмотров: 11029 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru