Урок 6 « Я-гражданин» Цель: Воспитание Казахстанского патриотизма у учащихся: любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины, готовности и способности служить интересам Родины, защиты Отечества, приумножение достижений Родины в сфере внутренней жизни и на международной арене, изучение казахского языка, как государственного, уважение прав народов Казахстана, знание родного языка, знание, уважение, соблюдение национальных традиций и обычаев народов Казахстана, сохранение межнационального единства и согласия народов Казахстана, воспитание толерантности. Задачи: 1. Обобщение знаний об основных исторических предпосылках создания Основного Закона страны. 2.Помощь учащимся в уяснении значения государственных символов Республики Казахстан, являющихся символами независимости, источником вдохновения и гордости. 3.Закрепление сформированных знаний о правах и обязанностях граждан Республики Казахстан. 4.Формирование представления о структуре Основного Закона Республики Казахстан. 5.Формирование умения использования знаний о правах и обязанностях граждан Республики Казахстан в ходе бесед и игр. 6.Воспитание по Комплексной программе воспитания учащихся: 6.1.Интеллектуальное: -развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуальных творческих способностей каждой личности; 6.2.Нравственное: -формирование требовательности к себе, проявление к другим чуткости, отзывчивости и уважения к чужому мнению, установление добрых отношений , сотрудничества и взаимопомощи; -воспитание учащихся в духе солидарности, национального согласия, уважения и почитания культуры всех народов, проживающих в Казахстане; -формирование навыков установления взаимоотношений с окружающими людьми на основе принципов гуманизма, соблюдая нравственные принципы ( честь, совесть, ответственность). 6.3.Патриотическое: -воспитание любви к Родине; -воспитание законопослушности и уважения к Основному Закону. Ожидаемый результат урока: По окончанию урока учащиеся смогут: - рассказать об основных исторических предпосылках создания Основного Закона страны; - назвать государственные символы Республики Казахстан, являющиеся символами независимости, источником вдохновения и гордости; - перечислить основные права и обязанности граждан Республики Казахстан. - назвать разделы Основного Закона Республики Казахстан; - проанализировать различные ситуации, связанные с правами и обязанностями граждан Республики Казахстан; Оборудование: Конституция Республики Казахстан, 1995г., плакат с государственными символами республики Казахстан, физическая карта Казахстана, шары, торжественная музыка, Для игры «Ассоциации: »3-4 альбомных листа, ручки. Для игры «Память»: карточки с названиями основных разделов Конституции, Конституция- 3 шт. Грамоты «Знатоку», призы. Тип урока: комбинированный Ход урока. 1.Организационный момент Звучит музыка, празднично украшена аудитория, учащиеся и гости рассаживаются по местам. 2.Вступительное слово учителя Среди множества законов есть один, значение которого трудно переоценить. Часто его так и называют - ОСНОВНОЙ ЗАКОН, это – КОНСТИТУЦИЯ. Казахстаном пройден непростой путь к нынешнему конституциональному согласию, достигнутому и засвидетельствованному на республиканском референдуме (всеобщем голосовании) 30 августа 1995 года. Обретенная Независимость со всей остротой поставила во главу угла вопросы государственного строительства. Объявив о своем суверенитете 25 октября 1990 года, Казахстан продолжал оставаться Советской республикой до 13 января 1992 года, пока не был принят Закон «О приостановлении действия отдельных норм Конституции (Основного Закона) Казахской ССР в переходный период». Но лишь в январе 1993 года с принятием Конституции был положен конец советской государственности Казахстана. Переход к президентской форме правления потребовал создание нового Закона, так как Конституция Республики Казахстан 1993 года не решила эту проблему, обойдя многие принципиальные вопросы взаимоотношений Президента и парламента, парламента и правительства. И лишь с принятием Конституции Республики Казахстан 1995 года президентская форма правления была введена в полном объеме. В Послании народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев остановился на тех наиболее значимых результатах, которые казахстанцы действительно достигли благодаря Конституции 1995 года. Если попытаться наиболее ёмко обобщить их, то можно сказать, что Конституция дала стабильность, устойчивость и уверенность. 3.игра «Ассоциации» Учитель: Давайте обобщим ваши представления ,связанные со словом «Конституция». (учащиеся разделены на 3-4 группы, им раздали альбомные листы и ручки. В жюри выбираются гости -3 чел.) Учащимся предлагается в течение 3 минут написать ассоциации со словом «Конституция» и затем спикер каждой группы защищает работу. Жюри по итогам защиты вручает грамоты. 4.игра « Расположи верно » Учитель: Настоящий гражданин должен отличаться правовой грамотностью. Сейчас мы познакомимся с основными разделами Конституции и узнаем, сколько статей в нашем Основном Законе. Учащиеся работают в группах (по рядам). Им раздаются карточки с названиями основных разделов Основного Закона (на одной карточке - название одного раздела).Каждая группа должна иметь на парте Конституцию. Задание: Надо расположить карточки в правильном порядке, ориентируясь по названиям разделов в Конституции. Побеждает команда, выполнившая работу правильно и быстрее остальных. По итогам жюри вручает грамоты, призы. Разделы Основного Закона Республики Казахстан 1.Общие положения 2.Человек и гражданин 3.Президент 4.Парламент 5.Правительсво 6.Конституционный Совет 7.Суды и правосудие 8.Местное государственное управление и самоуправление 9.Заключи- тельные и переходные положение 10.Всего 98 статей 5. «Государственные символы» Республика Казахстан имеет государственные символы – Флаг, Герб, и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционным законом Какие вы знаете государственные символы? 6.«Права человека и гражданина» Учитель: Конституция Республики Казахстан 1995 года явила собой новый шаг в развитии страны как демократического правового государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Одно из центральных мест в Конституции Республики Казахстан занимают основные права и свободы человека и гражданина. 7.«Мозговой штурм» Как вы думаете, понятия «человек» и «гражданин» различаются? (учащиеся высказываются) Делаем вывод, что человек - биологическое понятие, а гражданин-сын своей страны, ведь еще Н.А.Некрасов писал: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын… Ни одна конституция в мире не закрепляет так широко и полно права и свободы человека и гражданина, как в нашей стране. Важно и то, что в Конституции РК в полном объеме зафиксированы положения из Всеобщей декларации прав человека и других международных правовых документов. В этом проявляется не только уважение нашего государства к общепризнанным нормам международного права, но и повышенная ответственность за их неукоснительное выполнение. 8.«Мозговой штурм» Прошу высказаться, что такое «права», как вы определяете понятие «права человека»? (учащиеся высказываются) Обратимся к словарю. Права - это система правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. В Конституции Республики Казахстан записаны следующие права и обязанности человека и гражданина: (учитель может зачитать все ниже перечисленные права или выбрать некоторые, в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса и возрастных особенностей детей) -на жизнь; -на равенство; -на защиту; -на личную свободу; - на неприкосновенность достоинства; - на неприкосновенность частной жизни -на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; -на свободу передвижения; -на свободу совести: -на свободу слова и творчества; -на свободу объединений; -на свободу труда; -на неприкосновенность жилища; -на охрану здоровья; -на владение частной собственностью; -на заботу и воспитание о детях (это одновременно и право и обязанность родителей) -на минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,; -на бесплатное среднее образование; -на мирные собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; -на участие в управлении делами государства; -избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме; -равное право на доступ к государственной службе; 9.Игра «Верно ли, что…» Учитель зачитывает утверждения, а учащиеся выражают свое согласие или несогласие разными способами: поднимают руки, встают с места, переходят из угла «Верно» в угол «Неверно», хлопают в ладоши 1 раз и т.п. Учитель просит высказаться 1-2 учащихся по каждому утверждению. ВЕРНО ЛИ, ЧТО: 1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения? 2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде? 3.Права должны соблюдать только взрослые? 4.Права - это сама жизнь 5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет. 6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав. (неверные ответы –№№ 3, 5) 10..«Обязанности человека и гражданина» У каждого человека и гражданина есть определенные обязанности, которые можно условно разделить на моральные и правовые. Есть много моральных обязанностей, которым вас учат с детства, например: здороваться, уступать место старшим, не перебивать … Продолжите. За невыполнение этих обязанностей Вас накажут морально - поговорят по душам, лишат каких-то удовольствий и т.д. Но те обязанности, за неисполнение которых государство может привлечь человека к ответственности - это правовые обязанности, они записаны в Конституции Казахстана и подзаконных актах. В статьях №№34-38 нашего Основного Закона записаны основные обязанности граждан Республики Казахстан. Каждый обязан: -соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан; -уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц; -уважать государственные символы Республики; (мы об этом говорили ранее) -защищать Республику Казахстан (воинская служба); -заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; -сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. - на заботу и воспитание о детях (это одновременно и право и обязанность родителей); - совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. 11.игра «Ситуация» 1 вариант. Давайте вспомним знакомые с детства сказки и попробуем разобрать ситуации с точки зрения соблюдения прав главных героев. Можно дать задание по группам, а можно обсудить всем классом. Предлагаю разобрать сказку «Колобок» и ответить на вопросы: 1.Главный герой-пострадавший от нарушения прав или правонарушитель? 2.Какие права были нарушены? (дети забывают, что бабка и дед сами покушались на жизнь колобка) 12.Сказка «Емеля» Здесь дети забывают, что Емеля сам подавил много народа и является как пострадавшим, так и правонарушителем. 13.Сказка «О царе Салтане» Надо подсказать детям, что вначале сказки царь подслушивал, что является вмешательством в личную жизнь и т.д. (Можно взять любые сказки на усмотрение учителя) 2 вариант 1.Одноклассник ежедневно посылает тебя в буфет купить ему пирожок. Нарушаются ли при этом чьи – либо права? Разбери ситуацию. 2.Письмо, адресованное тебе, было прочитано твоим другом (мамой, папой, учителем) без твоего разрешения. Является ли это нарушением права на тайну личной жизни? 3.В автобусе ты не купил билет. Является ли это правонарушением или это моральный проступок? (ответ - является, т.к. есть штраф за бесплатный проезд) 4.Твоя подруга высказалась нелестно о твоих умственных способностях в присутствии одноклассников (любых лиц). Нарушены ли при этом твои права? (ответ - да. Возможно возмещение в виде извинения в присутствии тех же лиц. Либо надо обращаться в суд по защите чести и достоинства.) 14.Заключение- составить синквейн «ГРАЖДАНИН» Урок 7 Праздник Наурыз Цель: Воспитание Казахстанского патриотизма у учащихся: любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины, готовности и способности служить интересам Родины, защиты Отечества, приумножение достижений Родины в сфере внутренней жизни и на международной арене, изучение казахского языка, как государственного, уважение прав народов Казахстана, знание родного языка, знание, уважение, соблюдение национальных традиций и обычаев народов Казахстана, сохранение межнационального единства и согласия народов Казахстана, воспитание толерантности. Задачи: 1. Обобщение знаний об основных исторических предпосылках праздника Наурыз. 6.Нравственное воспитание учащихся в духе солидарности, национального согласия, уважения и почитания культуры всех народов, проживающих в Казахстане;формирование навыков установления взаимоотношений с окружающими людьми на основе принципов гуманизма, соблюдая нравственные принципы ( честь, совесть, ответственность). 6.Патриотическое воспитание учащихся:- воспитание любви к Родине. Ожидаемый результат урока: По окончанию урока учащиеся смогут: - рассказать об основных исторических предпосылках создания праздника Наурыз. Оборудование: Рисунки и картины с изображениями природы Казахстана в весеннее время, плакат с государственными символами республики Казахстан, физическая карта Казахстана, плакат с надписью «Наурыз», шары, торжественная музыка, призы, стол для армрестлинга, канат для перетягивания, уголок празднично украшенной юрты., казахские национальные блюда. Ход праздника. 1.Организационный момент Звучит музыка, празднично украшена аудитория, учащиеся и гости рассаживаются по местам. Учитель: Наурыз - древнейший природный праздник, который в современном мире отмечают многие народы. Этот праздник возник в те далекие времена, когда еще не было современных религий и национально-стой. Великий поэт и ученый Омар Хайям (полное его имя - Гияс ад-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям) в 11" веке в правление султана Джалал ад Дина Малик шаха ибн Али-Арслана Сельджука создал новый календарь, названный именем султана - ''Летоисчисление Малики", который был основан на природном начале года - на день, когда солнце вступает в созвездие Овен и начинается первый день после весеннего равноденствия. Это - день, когда небесные светила: созвездия и звезды после годичного круговорота приходят на точки своего первоначального пребывания и начинают новый путь - круг. 1 Ученик: Наурыз называется у казахов также "Улыстын улы купи' (Великий день народа). Но по используемому нами григорианскому солнечному календарю этот день соответствует 22 марта. Месяц Наурыз продолжается с 22 марта по 21 апреля. Само слово "наурыз" восходит к древнеиранскому сочетанию двух слов: ноу "новый" + роуз "день". 1 Ученик: Слово предоставляется гостям праздника-аксакалам. 1 Ученик: Слово «Наурыз» в казахском языке имеет несколько значений: 1)название первого дня Нового года, 2)название первого месяца каждого года животного цикла, 3)название праздника Нового года, 4) название угощений, приносимых в этот праздник, 5)название жанра стихов и песен. 1 Ученик: Объявляется конкурс стихов и песен о Наурызе 2 Ученик: По древним представлениям казахов и их предков - тюрков каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы. Границей этого деления являлся первый день Нового года «Наурыз» день весеннего равноденствия. Ср. казахские выражения "алты аи жаз боны" (шесть месяцев лета), "алты аи кыс боиы" (шесть месяцев зимы) /'а/ш .жаздай" (все лето), "ала кыст.ай" (всю зиму) и т.д. Летние месяцы олицетворяли положительный образ, а зимние - отрицательный, соответственно, они обозначали добро и зло.Символически Наурыз выступает как первый день наступления добра, его победы над злом. 1 Ученик: Сейчас мы проведем конкурс пословиц на казахском языке о добре, помощи близкому, любви к Родине. 1 Ученик: Наурыз - день обновления природы и соответственно у людей это - праздник обновления и очищения от грязи тела, одежды, дома, очищения от зла, ненависти, грехов Он призывает людей к очищению их души, очищению от ненависти, к прощению людям их грехов и зла. В этот день открывают и вычищают источники, родники, водоемы, колодцы. 1 Ученик: По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходить счастье, поэтому эта ночь называется «Кызыр тулии» (Ночь счастья), это также "день прихода добра на землю", "день прилета грачей", "начало года", "день, когда зеленое счастье (т.е. трава) открывает глаза", "день спуска на Землю Года", "День, когда каменные груди Матери-Земли смягчаются, и они дают молоко", "День, когда растает синий камень Самарканда", «День, когда на земле устанавливается добро» и т.д. 1 Ученик: Проведем казахскую народную игру ( на выбор учителя) 1 Ученик: Древние тюрки - предки казахов к началу этого праздника также одевались в новые одежды, белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Существует казахское выражение "Одежда, словно белый снег Наурыза". Когда Новый год в ночь Счастья перешагивает в дом через порог, казахи на почетном месте зажигали две свечи, приговаривая: "Одна лучина не станет светом". "Если Новый год войдет в чистейший дом, этот дом будет свободен от болезней и зла". Поэтому накануне праздника люди наводили идеальную чистоту и порядок в доме. Заполняли все пустые посуды продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года. 1 Ученик: Объявляется конкурс моды «Казахский народный костюм» 1 Ученик: Существуют также немало ритуалов праздника, направленные на единение и чистоту. Например, в этот день молодые девушки готовят для парней специальное угощение "Уикыашар" (Развеюшее сон), а парни в свою очередь дарят девушкам зеркало, гребенки, ароматные жидкости, символизирующие чистоту, молодость, красоту. 1 Ученик:Сейчас мы подарим родарки нашим гостям и друг другу( подарки готовятся заранее) 1 Ученик: Наурыз - Праздник Единения. В этот день готовят главное угощение праздника «Наурыз кожe» - специальную праздничную пищу из семи продуктов. Смешивают в нем свежую голову барана с вяленым мясом с прошлого года, добавив свеженадоенное молоко. Это представляет собой символ начала нового года и прощание со старым годом. Огромный котел для наурыз коже - также символ единства. С единением народа связаны пословицы и поговорки, которые часто употребляются в этот праздник: «Если родственники не встречаются хоть раз в месяц, они становятся чужими», «(дословно) Давайте из одного воротника выведем наши головы, а из единого рукава - наши руки», «Если мы вчетвером едины, к нам придет даже то, что в небесах, если нас шестеро, но мы разъединены, уйдет даже то, что у нас уже во рту». В этот день соединяются единокровные, единоверцы, одноаульцы и т.д. Учитель: Давайте отведаем блюдо «наурыз-коже» ( все садятся за столы) 1 Ученик: Этот праздник символизирует равенство всех, свободу и демократию: в этот день даже снохе и зятю позволено шутить с тестем, что обычно запрещается. В этот день молодые стараются больше общаться с многоопытными в жизненных делах старшими. Шесть дней тренируются мужчины для разнообразных состязаний, кто первым стрелой сбивает золотую бляху на шесте, становится царем в этот день и т.д. 1 Ученик: Объявляем конкурсы армрестлинг, перетягивание каната, мы узнаем , кто же самый сильный у нас? 1 Ученик: В этот праздничный день нет ни царя, ни рабов, в этот день хан сажал на свой трон раба Это - день равенства всех: мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных. Это - праздник уважения к старшему, любви к младшему. 1 Ученик: Наурыз - Праздник прощения - Добро прощает зло. Это - праздник милосердия, он призывает людей к любви и прощению грехов и обид. Помощь сильного слабому, богатого бедному особенно престижно в этот праздник. На Наурыз прекращались войны между враждующими. Много пословиц и поговорок, связанных с прощением, на устах людей в этот праздник, например: «Если кто побьет тебя камнем, угости его пищей» и т,д. В этот день проводится много благотворительных деяний имущими. По существующей традиции в этот день мудрые старейшины аксакалы дарят обществу Слово-благословение. Они специально готовятся, чтобы их слова западали в душу людей и надолго они запомнили их. Это доброе пожелание заканчивается древними словами: ''Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!". Учитель: Давайте встанем и поклонимся старшим ,обнимемся друг с другом. Учитель:Наурыз - вечный праздник единства природы и человека, он установлен не людьми, не политическими или религиозными деятелями, партиями или властями, а изначально дан человеку и определен самой Природой и отражает взаимоотношение и суть Матери-Природы и человека как ее дитя. Он в представлении казахов - Праздник праздников. Он не подвержен изменениям политики, идеологии, расовых, религиозных и других представлений, разъединяющих человечество. Вполне возможно, что когда жители нашего общего дома - планеты Земля поймут изначальную истину о том, что все люди - прежде всего дети единой Матери-Природы, этот праздник станет всеобщим. Изучение правил дорожного движения Изучение правил дорожного движения является актуальным для всех возрастных категорий школьников, но для пятиклассников это очень важно. Именно в этом возрасте закладываются прочные навыки безопасного поведения на дорогах города. В пособии собраны методические разработки занятий по правилам дорожного движения. При разработке занятий учитывались возрастные особенности пятиклассников и условия проживания в городской местности. Также отражены современные педагогические технологии, много игровых моментов. Все это позволяет выработать прочные навыки безопасного поведения у учащихся пятых классов. Занятие 1 Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Дорожная разметка. Цель: углубить знания учащихся об обстановке движения на дорогах. Учебно-наглядные пособия: таблицы «Элементы улиц и дорог», «Перекрестки и их виды». Ход беседы. Дорога представляет собой наземное сооружение, предназначенное для движения нерельсового транспорта. Дороги прокладывают между населенными пунктами, они могут проходить через населенный пункт и в объезд его. Дороги с интенсивным движением, как правило, делают в объезд населенных пунктов, с тем чтобы было минимальное количество помех движению транспорта. Дороги устраивают на специально отведенной для этой цели полосе земли (полоса отвода). Дорожная полоса отвода состоит из дорожного полотна и обрезов. Дорожное полотно состоит из земляного полотна, включающего в себя проезжую часть и две обочины. Проезжей частью называют ту часть земляного полотна, по которой движется нерельсовый транспорт. Для удобства и возможности проезда в любое время года, а также для обеспечения длительной службы проезжая часть дороги может иметь покрытие из бетона, асфальта, брусчатки, булыжника, щебенки и т. п. Обочинами называются полосы с обеих сторон проезжей части. Это резерв для расширения проезжей части дороги. Они служат для кратковременной остановки транспорта, для движения пешеходов и велосипедистов. На обочинах устанавливают столбы, дорожные знаки. В настоящее время для движения пешеходов и велосипедистов вдоль дорог покрывают пешеходные и велосипедные дорожки. Кюветы делают для отвода дождевой воды. При пересечении дорог из них может быть главной, а вторая – второстепенной. Преимущественное право движения имеют водители транспорта, находящиеся на главной дороге. У л и ц ы. Улицы – это часть территории, расположенная между жилыми домами, культурно-бытовыми, промышленными и парковыми кварталами. Улицы имеют проезжую часть, тротуары, полотно трамвайных путей (если он есть), после зеленых насаждений. По проезжей части движется нерельсовый транспорт. Тротуар предназначен для движения пешеходов. Тротуары размещают, как правило, вдоль линий застроек. Чтобы тротуары выделялись, их обычно сооружают выше, чем остальную часть улицы. Полотно трамвайных путей (расстояние между трамвайными рельсами) может размещаться посередине проезжей части или сбоку. В последнем случае пути называются обособленными. Движение транспорта по улицам и дорогам установлено по правой стороне в один - три и более рядов в зависимости от ширины улицы. Иногда широкая улица разделяется на две части зелеными насаждениями (разделительной полосой). Движение по улицам бывает одностороннее (в одном направлении) и двустороннее (с двумя встречными потоками). Учитель по таблице или по схеме покказываетлинии разметки, которые наносят на проезжую часть улиц и дорог белой, желтой и черной красками. Эти линии помогают водителям и пешеходам ориентироваться в движении, способствуют тем самым повышению их безопасности. Продольная разметка – линии разделения транспортных потоков противоположных направлений. Эти линии могут быть выполнены в нескольких вариантах: прерывистая линия, сплошная линия. Прерывистую линию, разделяющую встречные потоки, разрешается транспорту пересекать с обеих сторон. Пересекать сплошную линию, разделяющую встречные транспортные поток, или заезжать на них транспорту запрещается. Поперечная разметка – это широкие линии, параллельные оси дороги, которые наносят для выделения на проезжей част поперечных полос для движения пешеходов. («зебра»). На широких улицах пешеходный переход «зебра» может быть дополнен стрелками . линию, состоящую из двух прерывистых линий с утолщенными штрихами квадратной формы, наносят для обозначения мест, где велосипедная дорожка пересекает дорогу. Другие виды разметки – это линии границ участков проезжей части, въезд на которых запрещен. Сюда относятся линии обозначения «островков безопасности» обозначают параллельными линиями. Он служит местом для остановки пешеходов при переходе улицы. Если во время перехода пешехода меняется сигнал светофора или жест регулировщика и начинается движение транспорта, то пешеход останавливается на «островке безопасности» и ожидает перемены сиганла светофора или регулировщика; если движение не регулируется, то пешеход ожидает перерыва в движении транспорта. Для усиления обозрения «островка безопасности» на нем могут быть нанесены наклонные линии, а на небольших «островках» допускается окраска всей поверхности. Посадочные площадки обозначают сплошной линией. Они отводятся для посадки и высадки пассажиров из общественного транспорта. Эти площадки могут быть заштрихованы параллельными линиями под углом к проезжей части. Место пересечения улиц называется перекрестками. Участок улицы между двумя перекрестками называется кварталом. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают: четырехсторонние (крестообразные) – образуются от пересечения двух улиц под прямым углом; четырехсторонние (Х – образные) – образуется от пересечения двух улиц под острым углом; трехсторонние (Т – образные) – образуется от примыкания одной улицы к другой под прямым углом; трехсторонние (У - образные) – образуется от примыкания одной улицы к другой под острым углом; многосторонние – от которых отходят более четырех улиц. Площадью называется перекресток, который занимает значительную территорию. Форма площади зависит от линии застроек и может иметь самую разнообразную конфигурацию (многоугольная, овальная, круглая и др.) Граница перекрестка или площади – это воображаемая линия, соединяющая углы противоположных зданий, выходящих за перекресток. Улицы, так же как и дороги, могут пересекаться на уровне или на разных уровнях. По значению улицы разделяются на главные и второстепенные. На четырехстороннем перекрестке главной считается улица с покрытием (асфальт, бетон и т.п.) по отношению к улице без покрытия (грунт) либо улица (дорога), обозначенная дорожными знаками «Пересечение со второстепенной дорогой» или «Главная дорога », по отношению к улице (дороге), обозначенной знаками «Пересечение с главной дорогой» или «Проезд без остановки запрещен». Контрольные вопросы и задания. 1. Что называется дорогой? 2. Покажите на схеме основные элементы дороги и расскажите об их назначении. 3. Что называется улицей? 4. Что называется перекрестком? 5. Какие бывают перекрестки? 6. Что называется площадью? 7. Для чего служит проезжая часть улицы? 8. Расскажите об улицах с односторонним движением. Занятие 2 Правила пользования общественным транспортом. Цель: Повторить правила движения пешеходов по улицам и дорогам и пользования общественным транспортом. Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается, не соблю¬дая правил. Знаете, что сказал ребятам смелый человек, трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб: «Смелость, упорство, мужество воспитываются в простых, подчас будничных делах, в спорте, а не лиха¬чеством на дорогах. Нарушение же правил дорожного движения — это просто недисциплинированность. А не¬дисциплинированные люди никогда не бывают смелыми. Надо воспитывать в себе волю, подавляя неразумное желание проехать на подножке, спрыгнуть с трамвая. Воля — это необходимое качество смелого человека». Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережёт жизнь, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоян¬ное соблюдение правил позволяет переходить улицу смело. Тот, для кого выполнение правил дорожного движе¬ния стало привычкой, не убегает от машин, а спокойно проходит мимо них. А машины стоят и ждут. Надо знать правила перехода улиц и дорог: Ходите только по тротуару. Не ходите по мостовой. На загородной дороге идите по обочине навстречу движению транспорта. Не переходите улицу перед близко идущим транс¬портом. Не играйте на улице. Не катайтесь по улице на санках, коньках, самокатах. Запомни! Подойдя к дороге, остановись. Прежде чем переходить дорогу, посмотри налево, потом направо. Переходить дорогу можешь только в том случае, если ты уверен, что машины нет. Ответь на вопросы. 1. Как нужно поступить, если тебя кто-то окликнул в то время, когда ты переходишь дорогу? 2. Ты переходишь дорогу. Вдруг видишь, что на остановке стоит нужный тебе автобус. Как ты поступишь? 3. Ты вышел из автобуса. Тебе нужно перейти на противоположную сторону улицы. Как ты это сделаешь?
|