Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

казахское народное жилище "Юрта"
Оглавление

I . Введение
II . Конструкция юрты. Пословицы и поговорки связанные с шаныраком.
III . Предметы быта
IV . Виды юрт.
V. Заключение
VI. Приложение

Цель работы: Знакомство учащихся обычаями и традициями казахского народа. Ознакомление детей с жилищем казахского народа.
Задачи:
А) Роль юрты в жизни казахского народа.
Б) Ознакомить учащихся с конструкцией юрты. Шанырак- главная часть жилища и связанные с ней крылатые выражения, пословицы и поговорки.
В) Ознакомление учащихся с предметами быта кочевников.
Г) Виды юрт.
I. Юрта переносное жилище кочевников. Юрта очень удобное и практичное жилье, быстро собирается и так же быстро разбирается. Зимой в ней тепло, летом- прохладно.
Основную конструкцию юрты называют суйектеры (остов). Он состоит из кереге (решетчатые стены), уык (специальные кривые палочки, на которых держится верхний круг юрты), шанырак (верхняя часть юрты) и сыкырлаук (двери). Обычно остов юрты готовят высушенной ивы, тонкой березы или из тополя.
II. Изготовление юрты требует особой внимательности, поэтому это дело доверяют только истинным мастерам.
Собирать юрту – дело не из простых. В начале устанавливают кереге. Высота кереге составляет около 2 метров. Отдельные части кереге называют канаттары (крылья юрты). Их количество может возрастать в зависимости увеличения объема юрты. Бывают четырех-, шести-, восьми-, двенадцатикрылые юрты. Количество крыльев ханской юрты (ставки) достигало тридцати. После установки кереге поднимают шанырак. Шанырак является семейной реликвией признаком продолжения рода. Он передавался из поколения в поколения от отца к младшему сыну кенже и представлял собой силу и покровительства духов предков. Отсюда поговорка: «шанырак биик болсын» (пусть шанырак будет высоким)
Казахи без завести а с гордостью и радостью говорили что у кого-то семья выросла на несколько шаныраков каждому шаныраку молились желая добра: «Шанырак шайкалмасын» (пусть не пошатнется шанырак)
В жизни казаха шанырак играл особую роль. С ним связывались достаток ,счастье, дружба,, спокойствие, щедрость в доме. К тому же слово «шанырак» употребляют в значении «домашний очаг», «дом», «семья». При износе деталей юрты их заменяют, за исключением шанырака. Обычно шанырак поднимает глава семьи, мужчина.И есть глубокий с в том, что именно старый зять поднимает шанырак молодой отау. Он уважаемый человек, и чем старше возрастом, тем авторитетней. После поднятия шанырака первыми в отау входят почитаемые женщины, в огонь вливают масло. Это называется отка май тамызу и означает : «Пусть в очаге не гаснет огонь», так как огонь священ. Порог и косяки двери тоже обмазывают маслом. Накрывается первый дастархан с богатым угощением. Входящие в отау выражают свои благопожелания. Родные и близкие приносят коримдик( подарки) за отау, дарят скот , ценные подарки. Шанырак больших юрт поднимают верхом на коне с помощью бакана (специального шеста).
После этого нанизывают уыки. Тот конец уыка, который крепиться к кереге, должен быть пошире, в нем нужно просверлить дырочку и пропустить туда уык бау (шнурок). С помощью шнурка уык привязывают к кереге. Место нанизания уык оборачивают сверху широкой шерстяной лентой.
После шанырака предметом особого почитания у казахов является босага (порог юрты). Палки с обеих сторон двери называются таяныш (опоры). К ним при помощи петли крепят сыкырлауык (двустворчатые двери юрты). Крепежная петля имеет свойство скрипеть, когда двери открываются или закрываются, поэтому двери прозвали «сыкырлауык»- скрипучий.
После установки всей конструкции юрту сверху накрывают киизом (войлоком). Существует 4 вида войлока для юрты: туырлык, узик, тундик и кииз есик. Сначала накрывают кереге (стены юрты) кошмой (туырлык). При помощи длинных шнуров туырлык крепят к уык. Затем с помощью бакан набрасывают узик и тундик. Узик охватывает площадь от верхней части кереге до шанырака. Узик соответствует своему названию (узик-кусочки войлока). Шанырак накрывают тундик, а двери юрты - кииз есик.
По необходимости тундик можно откинуть или, наоборот, накрыть им шанырак при помощи специального шнура. Во время холодов внешнюю часть сыкырлауык (двери) покрывают кииз есик (дверь из кошмы), которую по необходимости можно завернуть.

Ш. Казахская юрта… В современной жизни народа ей отдается дань большого внимания. И не только потому, что в памяти людей сохраняется любовь к традициям, к своей истории. Значение юрты в современной жизни не однозначно.
Юрта… С затаенным волнением смотрим мы на эту обитель наших предков, бережно хранимую и передаваемую из поколения в поколение. Следуя традициям вежливости, останавливаемся на расстоянии минутной ходьбы до юрты. Вокруг тихо, и можно долго стоять молча, разглядывая ее. В такие минуты кажется, что прикасаешься к вечности.
Самым уникальным памятником строительной культуры сакского периода является юрта – непревзойденный образец мобильной архитектуры номадов, дошедший до наших дней. Это легкое переносное жилище зимой оберегает от холодов и ветров, летом хранит прохладу. Компактное легкое, уютное жилище легко ставиться, и разбирается, перевозиться на лошадях и повозках.
Вещи занимали определенное место в юрте. Ничего лишнего - каждый предмет выполнял свою функцию.
Внутренняя часть юрты делится на две половины. Это гостиная (которую в свою очередь подразделяют на левую и правую части) и прихожая. Издавна наш народ старался как можно наряднее украсить внутренность юрты. Желбау – узорчатая лента с рассыпчатой бахромой, которую привязывают к шаныраку в трех местах и подвешивают к кереге. Желбау придает юрте своеобразный калорит, но основное назначение желбау - удержать шанырак во время сильных бурь.
Каждая семья украшала юрту по своему вкусу и усмотрению. Во многом красота и нарядность юрты зависела от самих хозяев и от их фантазии.
В правую часть юрты ставили деревянную кровать. Прикроватную стену украшают тускииз (ковром). Место где установлена кровать, отделяют шымылдык (ширмой). На почетное место ставят жукаяк (подставка для складывания домашних вещей), на него ставят абдыра (сундук), туда складывают одеяла и подушки.
В левой части обычно располагали кебеже – деревянный сундук, куда складывали всевозможную посуду- саба, торсык, ожау, кесе, тостак и др. Угол, где располагали кебеже, отделяли дерновым чием. Это считалось «ас-су бурышы» - кладовка.
В центре юрты устанавливали таган (очаг) или железную печь для приготовления пищи.
Вещи занимали определенное место в юрте. Ничего лишнего- каждый предмет выполнял свою функцию. В центре юрты – место очага (ошак), почитаемое место казахами как святое место своего жилища.
За очагом, напротив входа, - почетное место (тор), площадь которого застилается наилучшими войлочными и ткаными коврами. Позади его, вдоль кереге, на деревянных подставках (жук аяк) хранятся сундуки (сандык) с одеждой, поверх которых в виде «горки» раскладываются ковры, одеяла и подушки. Подставки и сундуки из дерева украшаются резьбой, красочным орнаментом, а поверх сундуков нередко надеваются войлочные или матерчатые чехлы (сандык кап), орнаментированные аппликацией, мозаикой, вышивкой или же узорами ворсового и безворсового качества. Сундуки также могут быть сделаны из кожи с тисненым орнаментом (жаглан).
Пространство около двери босага имело два различных назначения: справа от входа хранились продукты (мясо и кебеже, кумыс в кожаном сосуде и т.д.), посуда в подвесных сумках, шкафчиках и т.д.
И различная кухонная утварь: слева от входа висели конская сбруя и другие орудия труда.
Справа от входа в юрту, между босага и тор,- место хозяев. Здесь помещалась деревянная кровать, лицевая часть которой украшалась расписным, резным орнаментом, инкрустировалась серебром и костью. Она вместе с постельным убранством отделялась пологом (шымылдык), на кереге вдоль кровати навешивали какой-либо войлочный ковер (сырмак, тускииз), вышивной тускииз или же тканный ковер.
Слева от входа в юрту между босага и тор – места для сна младших членов семьи. Площадь этой ячейки юрты застилается войлочными и тканными коврами.

IV. По форме назначению и конструкции юрты разделяются на несколько типов - народные, гостевые, походные, для хранения продуктов и предметов бытового обихода.
Богатые скотовладельцы имели несколько юрт. Большая (улкен уй), как правило, принадлежала родоначальнику или главе кочевой общины, справа от нее стояли юрты сыновей, слева –гостевая. Недалеко от них находилась юрта для приготовления пищи (асхана уй).
Считался среди родственников большим домом (улкен уй); домом черного закоптелого шанырака (кара шанырак), действительно становившемся таким от векового дыма. Дети одного отца, выделившиеся в самостоятельные хозяйства, приносили в большой дом хозяина юрты часть из своего приданного, несмотря на то, что владельцем юрты был младший брат мужа.
Особое внимание уделяли свадебной юрте (отау). По словам Ш.Уалиханова, «такие чиcтые юрты обыкновенно изготовляютя в приданое дочери, их не выставляют зимой, чтобы не задымить, а можно видеть только летом, и то (ставят их только) для дорогих гостей. Средняя цена юрты такого достоинства от 200 до 400 баранов».
Интересен обычай отау котеру (создание нового очага, новой семьи).
По обычаю родители как для сына, так и для дочери готовят дом. В приданое девушки (жасау) входить отау (юрта).
По поверью отау должна принести счастье молодой семье, и поэтому ее украшали, старались, чтобы в ней было уютно. В этом принимали участие родные и близкие, родственники со стороны матери (нагашы), соседи.
Аульчане принимают активное участие в интересном, захватывающем, обязательном обряде отау котеру для новой молодой семьи.
Шанырак (купол юрты) поднимают, обвязав шест (бакан) белой тканью.
Поручают поднимать шанырак уважаемому человеку, мужчине, нередко это право предоставляется старому зятю.
Писатель-этнограф Ахмет Жунысов писал об этой традиции так: «… у казахов шанырак молодой семьи поднимает только старый, многодетный зять. Для большой юрты (отау) шанырак поднимает на шесте сидящий на лошади зять. За поднятие шанырака он получает лошадь или верблюда. Подарок дает сторона, поднимающая «шанырак».

V. Первый казахский ученный – просветитель Чокан Валиханов писал: «После утомительного жаркого дня, полного труда, как особенно приятно в прохладный вечер лежать в юрте и , и подняв вокруг юрты войлок для свободного течения воздуха, отдыхать.» Знаменитый китайский поэт Бо Цзюй-и (VI-VII вв.) восторженно воспевал достоинства тюркской юрты.
Юрта - это малый космос, своей конструкцией она повторяет
конструкцией Вселенной. Юрта - уникальный памятник материальной и духовной культуры народа. Интерьер юрты демонстрирует также и произведения прикладного искусства.

Список используемой литературы

1. М. С. Муканов. Казахская юрта. Алма-Ата «Кайнар» 1981 г.
2. Казахское народное жилище. В В Востров, И В Захарова
Алма-Ата «Наука» Казахской ССР 1989 г.
3. Юрта. Сен білесің бе? Издательство «Аруна»
4. Казахстан. Автор текста Клара Серикбаева.
5. Эхо. У.Джанибеков Алма-Ата «Өнер» 1990 г.
6. Е. Джелбулдин.Традиции и обычаи. Петропавловск. «Масс-Медиа» 2001 г.

Категория: Классному руководителю | Добавил: Новинка (2010-04-07) | Автор: Мурзанова Бибигуль Каиржановна
Просмотров: 11549 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru