Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Вяткина Екатерина Сергеевна СКО, Кызылжарский район Вагулинская средняя школа Формирование коммуникативной компетенции как средство воспитания духовно-развитой личности Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного казахстанского общества и человека не случайно. На новом этапе развития социума изменился и менталитет самого общества и непосредственно личности. Произошли изменения ценностных ориентаций, как у взрослых, так и у детей, а особенно у подростков. Общество, в стремлении улучшить материальное состояние, перестало уделять должное внимание духовному обогащению себя и подрастающего поколения. По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки, они помогают создать внутренний мир человека. Моральный облик школьника, чувство гордости за свою страну, патриотизм, жизненные ценности и принципы – это не просто качества, которыми должен обладать истинный гражданин своей страны, это основа системы образования, где ярко прослеживаются тенденции ведения диалога культур на принципах формирования чувства толерантности обучающихся. Я в своем классе провожу классные часы, опираясь на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Например, проводя классный час «Государственное устройство РК» провожу игру «Ассоциации». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан»? Учащиеся называют свои ассоциации, связанные с этими словами. Блиц-опрос «Будущее Казахстана зависит от…». Учащимся необходимо высказать свое мнение и выслушать мнение одноклассников. Провожу рефлексию классных часов, используя «Незаконченные предложения»: 1. Мой Казахстан самый… 2. Быть патриотом значит… 3. Как гражданин Казахстана я… 4. Думаю, что быть Президентом это… Несмотря на широкий научный интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности нет ее однозначного определения. Коммуникативная компетентность «умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения». Воспитательные возможности заключаются в том, что она способствует: • формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и снижению уровня тревожности; • утверждению самоценности учащегося и развитию его инициативы; • созданию оптимальных условий для самоактуализации, творчества, личностного развития; • воспитанию потребности и способности общаться; • формированию культуры общения; • развитию рефлексивного и критического мышления. Провожу с учащимися дискуссии по различным проблемным ситуациям. Например, что мы должны учитывать при выборе профессии? Или какие черты характера характеризуют деловые стороны человека? Продолжите, пожалуйста, фразу: «Девять десятых нашего счастья зависит от …(здоровья)». Шопенгауэр. Шопенгауэр считал, что от здоровья. Разделяете ли вы эту точку зрения? Что значит быть счастливым? Какую можно вывести формулу относительно взаимосвязи понятий «счастье» и «здоровье»? Особую значимость в учебной дискуссии, как средстве воспитания, обретает умение не только говорить, но и слушать оппонентов, вставать на их точку зрения, вникать в сущность из взглядов и стремиться их понять. Проявлять доброжелательность, в корректной форме высказывать критические замечания по содержанию выступлений других участников, обращать особое внимание на мнение меньшинства определяется в психолого - педагогических исследованиях как коммуникативная компетенция. Таким образом, коммуникативная компетенция является одной из форм педагогического общения, в связи с этим обладает эффективным потенциалом в развитии личностных качеств учащихся. Формирование коммуникативных компетенций осуществляется не только на уроке, но и во внеурочное время. В качестве основных неоспоримых достоинств методически грамотно организованной внеурочной деятельности выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Таким образом, в результате внеклассной и внеурочной деятельности происходит развитие коммуникативных компетенций. Формирование коммуникативной компетентности ученика, выражается не только в «готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку…, но и в готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания». Коммуникативная компетентность в учебно-воспитательном процессе имеет определенное влияние на целостное развитие личности. Поэтому можно выделить следующие задачи, которые она выполняет в ходе различных образовательных ситуаций. Коммуникативная компетентность: · имеет непосредственное влияние на учебные успехи ребенка; · формирует основу для благополучного профессионального обучения в высших учебных заведениях; · помогает адаптироваться ребенку в школе, тем самым обеспечивая эмоциональное благополучие в учебном коллективе. Эффективность общения достигается в условиях компетентности всех сторон, участвующих в коммуникативном контакте, поэтому для успешной адаптации человека в социуме необходимо развитие коммуникативных умений с раннего возраста. Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. В каждом ребенке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков, позволяющих раскрыть многогранность его личности. Развитие духовной личности невозможно без общения, без диалога с миром, с людьми, без приобщения к другим культурам, без приобщения к духовному опыту, без развития коммуникативных компетенций. Вяткина Е.С. классный руководитель 8 класса | |
Просмотров: 845 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|