Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
РАБОТА НАД «ТРУДНЫМИ» СЛОВАМИ Орфографическая грамотность – основная часть языковой культуры человека. Это и точность выражения мысли, и взаимопонимание. Чтобы разнообразить процесс запоминания «трудных» слов, можно изменить форму подачи словарных слов, снабдить заданиями, подталкивающими к размышлению учащихся, образной и произвольной памяти. Занимательных игр и упражнений великое множество. С помощью таких упражнений можно преодолевать пробелы в знаниях. На своих уроках я использую такие упражнения и, с которыми могу поделиться. Такая работа даёт положительный результат по запоминанию «трудных» слов. Из учебника Родное слово 1 класс я выписала все, так называемые «трудные» слова, разбила их на темы, т.е. сгруппировала. (группировка слов) *народ, ребята, девочка, товарищ, солдат, молодец; * картина, рассказ, планета, палатка, шалаш, кораблик, лопата, топор; *посуда, стакан, тарелка пирог молоко котлета *тетрадь алфавит карандаш пенал класс, страница *солнце пальто сапоги погода мороз иней *город страна радио телевизор газета барабан *лягушка комар стрекоза камыш *скворец соловей ворона сорока воробей *медведь заяц барсук собака щенок корова верблюд жеребёнок олень косуля *ягода смородина малина *опушка осина берёза тополь дерево *пшеница овощи морковь капуста огурец помидор салат Связь слов в предложении 1. Вот какой у нас народ и девочки, и ребята, и солдаты – все товарищи и молодцы. 2. Представьте себе картину. Вот вам мой рассказ о ней. На планете строили палатки, шалаши, кораблики с помощью лопаты и топора. 3. Всё разместим по своим местам: в посуду – котлеты, в тарелку – пирог, а в стакан – молоко. 4.Пришли мы в класс. Достали пенал, карандаш и тетрадь. Открыли первую страницу и записали алфавит. 5. Иней, мороз и солнце! День чудесный. Нам погода ни по чём! Одежда есть, надели платок, пальто, сапоги и пошли играть. 6.В газете, по радио, телевизору сообщается о нашей стране, городе, о всевозможных барабанах у которых по паре палочек для удара. 7.В водоёме, где растёт камыш, живут лягушки, комары и стрекозы. 8.Ворона, воробей и сорока – зимующие птицы. А скворец и соловей прилетят к нам весной. 9. Медведь, заяц, барсук, олень косуля – дикие животные. Собака с щенком, корова, жеребёнок и верблюд – домашние животные 10.Смородина и малина – очень вкусные и полезные ягоды. 11.На опушке леса растёт высокое дерево похожее на тополь, осина и берёза. 12.На нашем огороде растут овощи: морковь и капуста, помидор и огурец. А в поле колосится золотая пшеница 13. Пожалуйста , в выучите хорошо все слова и услышите очень приятное доброе слово спасибо. Первая группа слов: народ, девочка, ребята, солдат, товарищ, молодец * девочка – ребёнок ж.р. * ребята – мальчик, девочка в раннем возрасте, или ещё *ребята – молодые люди, парни. * народ – население государства, жители страны, то же, что и люди. * солдат – военнослужащий; военный человек, воин. * товарищ – человек, дружески расположенный к кому – либо (товарищ детства) * молодец – удалец, храбрец. **запомни! народ – наш род, солдат – соло поёт солдат, девочка – Вова уважает девочку, товарищ – Толя – хороший товарищ ребята – ребус разгадали ребята, молодец – молод, молоденький ** Упражнения по развитию произвольного внимания, запоминанию словарных слов. 1 Перепиши без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифруй их. ДОРАН, АТЯБЕР, АКЧОВЕД, ЩИРАВОТ, ТАДЛОС, ЦЕДОЛОМ. 2. Найди «спрятавшиеся» слова. КЫВТИСНАРОДПЕНТРЕБЯТАСВДАРДЕВОЧКАМТКЫВТОВАРИЩЛРЕПНРПСОЛДАТМСКИАВМОЛОДЕЦДЮБТВЧМ. 3. Раздели «склеенные» между собой слов. Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец 4. Вычеркни повторяющиеся слова. НАРОДМИРПЛАНЕТАРЕБЯТАНАРОДЛОПАТАДЕВОЧКАТОПОРРЕБЯТАПАЛАТКАНАСОСТОВАРИЩШАЛАШДЕВОЧКАСОЛДАТКОРАБЛИКМОЛОДЕЦКАРТИНАСОЛДАТДЕВОЧКАРАССКАЗМОЛОДЕЦКАРТИНА. 5.Читай внимательно. В этом тексте найди 5 «ТРУДНЫХ» слов объединённых общей темой Пришёл Шрек домой чем то опечален и говорит своей жене: «Так хочется покушать». То борщ вари ему, то вари щуку, а что он хочет и сам не знает. - На, родной, мой, покушай кашку и отдохни. Надев очки,Шрек пошёл читать книгу о здоровой и полезной пище. - Может, курочку приготовим, а? У нас ведь есть куры. - Да, молод цыплёнок наш ещё. А как подрастёт, так и приготовлю кулинарный шедевр и отправимся на природу. На море б, я так с удовольствием отправился. На море так на море. Вторая группа слов: картина, рассказ, планета, палатка, шалаш, кораблик, лопата, топор Читай внимательно. Найди в тексте 6 «трудных» слов по теме. (ашуг – народный поэт – певец у народов Кавказа. Маршал – воинское звание) Впереди нас ждали новые походы со своеобразными трудностями. Собрал как- то нас маршал ашуг. Оказывается, он что - то придумал и сообщил: «План «Е» такой будет». И только он хотел продолжить свою речь, ворона сверху как каркнет: «Кар! Тина вокруг! Чёрная кора, блика в ночи не увидите!» Ворона замолкла, и тут что –то как упадёт и такой страшный грохот. Хлоп, а там изнутри голос: «Ха, испугались?» и стал требовать, то пароль назовите, то пора спать, то песню спеть… Третья группа слов: посуда, котлета, тарелка, пирог, стакан, молоко Читай внимательно и найди 6 спрятанных слов в этом тексте Сидят два старых пса возле конуры и ведут беседу. Был я молод, пас так антилоп, пас…А сейчас, никому не нужен, нет хозяин меня не обижает. Стал я стар, ел кашу одну, аппетита нет. А Джек, новый сторож, говорит: « Я по судам буду бегать, мол, окон моих не видно из-за травы, около твоей конуры». Тут пришёл мой друг- кот, ко мне на званый пир, огорчился, увидел, как кидается на меня Джек. Так они заспорили, что кот летал, как птичка по двору. Но не сдается. На шум пришёл хозяин, нас всех помирил. Так теперь и живем в мире и согласии все вместе. Четвёртая группа слов: класс, пенал, карандаш, тетрадь, страница, алфавит, Читай внимательно, здесь спрятались слова из четвёртой групп «трудных» слов.(6 слов) Мишка Гога решил путешествовать. Взял с собой все необходимые вещи, приладил к лассо. А в руках – записная книжка и карандаш. Долго ли, коротко ли шёл, но вышел к морю. На берегу моря пена лежит, такая красота. Сделал мишка зарисовку. И куда ни придёт Гога , всюду интересуется обычаями, фиксирует их. А когда вернулся в свои края, решил издать книгу «Обряды и традиции всех стран и царств». Издал своём царстве указ: «Уважайте традиции, дружите со всеми. Все мы братья и сёстры!» Узнали о приказе животные всех участков земли и одобрили такой призыв дружбы. Со всех концов сета приходили благодарственные письма, пожелания, тёплые душевные слова от зверей. Мой друг Алфа в итоговую страничку с пожеланиями тоже успел зарегистрироваться. Я очень был рад. Ведь его я как раз и не увидел во время путешествия. Да!.. Все хотят мира! Пятая группа слов: иней, мороз, погода, одежда ,платок, пальто, сапоги. Читай внимательно. Найди слова, они грают с тобой в прятки(6 слова) Плато – возвышенная равнина, отделяющаяся от нижерасположенных участков крутым склоном, иногда уступом. Бежит Иса по плато, купил эскимо, розы для подарка победителю. Прибежал на стадион, а там уже все спортсмены распределились на группы, по годам, росту, весу. Взяли Ринат и Иса по гире и стали соревноваться по поднятию гирь. Иса одерживает первенство всё же и неймётся ему. Хочет всех болельщиков покорить. После соревнований пошли все в бассейн, а в воде ждал их какой-то сюрприз… Группа слов № 6 газета, радио, телевизор, страна, город, барабан. Читай внимательно. Отыщи слова.(6 слов) Встретились давние друзья, царь зверей лев Тоте и кот Моте. Кот встрече был рад и одобрил приглашение льва в зелёный бар. Кот говорит: «Всё хорошо, уютный и красивый бар, а банк то где? Меня мама – кошка попросила деньги на депозит положить.» Банк мы другой найдём, здесь все услуги очень дорого, родной, обходятся.- сказал лев Тоте. Во время беседы, за кружкой чая, кот поделился своими впечатлениями о кругосветном круизе, всего повидал, много объездил стран, а дома лучше, как ни говори. И мышки у нас лучше, красивее…И вдруг увидел в газе такую симпатичную мышку, облизнулся, муркнул, посмотрел на лёву… Ну а Тоте – лев, и зорко наблюдавший, добродушно ласково говорит: «Не тронь, не смей, это мой наилучший повар, кулинар – кондитер». Группа слов № 7. камыш, лягушка, комар, стрекоза. 5.отыщи слова. Лягу, шкафчик прикрою. Говорит кошка. Мыши здесь спортивные состязания устроили. А моя соседка козочка их так боится. Да и костёр развела обед готовить. Как увидела заскочила в огонь, Бедняжка в костре, коза топчется, копытца обжигает, а выскочить боязно. Думаю, спасать надо. Выловила всех мышей, а она от радости подхватила меня и давай катать. Да приговаривать: «Бе-бее-беее! Прокачу с ветерком, арку пробегу беее! Куда хочешь отвезу бее-беее! Ты моя спасительница!» Группа слов № 8 ворона, воробей, сорока, скворец, соловей. внимательно, найди 5 слов из группы №8. (СОЛО-музыкальное произведение в исполнении одного лица. РЕЦИДИВИСТ- человек, многократно совершивший преступления.) В некотором царстве жили смешные гномики. Жили не тужили, пока не завёлся среди них вор – рецидивист. Стали пропадать вещи, зерно, еда, появился необычный мусор. Решили они сторожить по очереди. Наступила очередь и хозяйки царства. Не спит, всё ходит по замку и вдруг какой-то шум. Как закричит: - Вор! Она кричит и бъёт в колокол. Ой, поймала, ой вор, о, бей его. Такой треск … во рецидивист! Здесь он! Дорожку натоптал, весь мусор окаменел, как асфальт стал. Поймали и стали думать и гадать, как его наказать. На совете решили: « Пой соло, вей зерно.» Такая твоя работа будет у нас . Группа слов № 9 медведь, заяц, барсук, олень, косуля,, жеребёнок, верблюд, собака, щенок, корова 5.отыщи слова(9 слов) Жила – была девочка Ляна. Кос у Ляны было заплетено очень много. Трудилась девочка день ночь. Засыпала в ведро – просо, бак – авось чем –либо заполнить надо. Весь день расписан, то мёд ведь купить надо, то за грибами, ягодами в лес сходить надобно. А страшно то как, барс у кромки леса бродит. Зовут подружки играть, а она говорит: «Пасти надо коз, а я цаплю увидела, засмотрелась и упала в яму. Плачу. Пришли на помощь люди, они пикник устроили недалеко от ямы, по форме как яичко ров, а далее очень много верб, люди мен уговаривают, а я всё одно, работать мне надо. Все они восхищают: «Какой же ребёнок трудолюбивый! О, лень ей не подружка!» . Группа слов №10 огород, овощи, морковь, капуста, помидор, огурец, пшеница. 5..Найди слова, которые прятались в сказке из серии «овощи» Однажды шли по столу овощ и фрукт. Видят в лапше ни цапля, ни ещё какая то птичка что - то ищет. Фрукт дал клич овощу: «Смотри, Агапом, и дорога кажется гладкая без ухаб.» И вдруг им встретились родственники. Овощ расплылся в объятиях и радостно завопил. - Ого! Родня какая нам встретилась. Решили пировать, Овощ и говорит: «Я могу рецепт дать как приготовить салат, морковь для оладьев, плюс помидор. А Фрукт говорит: «Ничего не получится, так как ни царской короны нет, ни куриного бульона нет. Только тарелка пустая стоит, да зелень по столу прогуливается» Группа слов № 11 смородина, малина, ягода. Отыщи спрятавшиеся слова Заспорил между собой Луиза и Мариза. Жалуется Луиза: «мама Лина, скажи же ей, что я год, а не два года учила компьютерную грамоту. И она говорит, что Лосмо – родина моя. Это же не правда?» Группа слов № 12 пожалуйста, хорошо, спасибо, скоро. Отыщи слова (4 слова) Шёл как –то дедушка по лесу с коровой своей и слышит шум какой то.Белочка прыгает с ветки на ветку, волнуется. А злая Симба так и пытается её схватить . От злой Симбы белочку дедушка спас и больше ничего не надо ей. Белочка отблагодарила дедушку и угостила орехом. Дедушка сказал: «Хорош орех, хорош. Спасибо тебе, белочка. Но, я пожалуй, стар стал грызть орехи. Отнесу я своему внучку. 2 часть упражнений по развитию произвольного внимания и запоминанию «трудных» слов. Эти упражнения можно проводить по типу, составленные в первой части и добавить или заменить другим шифром. Такой шифр поможет учащимся ещё и запомнить понятие о звуках речи. № 13. дежурный, завод, каллиграфия, фамилия. Связь слов в предложении. По заводу теперь дежурный и я. И красивой каллиграфией записал мою фамилию. Ключ к разгадке: звонкие согласные замен глухими, глухие – звонкими, «л» на «р», «м» на «н», «ч» на «щ», «ъ» на «ь», «й» остаётся неизменённой и т.д. сяфёт, тэшюлмий, гяррыклявыа, вянырыа завод, дежурный, каллиграфия, фамилия Читай и ищи слова.(4слова) Скалли Граф и я решили заняться музыкальной грамотой. Скалли не могла выговаривать букву «р». Мы с графом экзамен нужно учить ноты. Учит бедняжка, плачет «фа» «ми» «ли». Я не могу сказать «ли», не выговолю ноту «ли».мы ей говорим Дане «ли», а «ре». А она рыдать. Чтобы мне не рассмеяться, решил удалиться за водой на родник. И выучили все ноты, а она ну ни как. Чтобы успешно сдать завод, дежурный, каллиграфия, фамилия. решила Скалли выбросить все ноты, как закричит: «Где ж урны и бумаги с нотами!». Граф кричит мне : «Она научилась букву «р» говорить! Молодец! № 14.весело, быстро, вдруг, ветер. Мы весело и быстро трудились, и вдруг поднялся сильный ветер. Найди «замаскированные» слова (4 слова) Решил Фома пошутить над другом. Кричит: - Привет Ерёма! - Привет Фома. - Идём в лес за шишками. -Я с удовольствием бы, строго сказал ему, но боюсь. - Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной. И здесь я не выдержал и рассмеялся. Ерёма понял мою шутку, и мы пошли в лес, набрали много шишек. - Тяжело. - Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется.? № 15. берёза, ромашка, лучше. Не зачем сравнивать, что лучше, берёза или ромашка. Отыщите 3 слова. «Великие путешественники» из солнечного городка составляют маршрутный план. Но вот упал к ним на стол солнечный лучик добрый и нежный. Луч шепчет им: «Не спешите, погодите. Рома Ш кашку ест и не думает ни о чём. Поедете без него, вам на станции «Березайка» скажут: «А ну-ка, вылетай - ка!» № 16 Астана, Алматы, Казахстан, Родина, пиала. Читай внимательно и найди 4 слова, которые спрятались от тебя. - Алма, ты идёшь на праздник «Хеллоуина»? - Иду. - Возьми с собой перо Дина нашего, маски. И только мы вышли, видим куда – то летят ведьмы. Одна из них была такая привлекательная, изящная. А стан, а осанка какая, загляденье одно. Наш домашний ослик Иа тоже нарядился. На голову нацепил сноп, Иа ласково запел «Иа-иа-иа». означало «и я с вами хочу». А после праздника идём домой и видим сказочные журавли летят станицами(стаями). Красота. А дома стали писать рассказ. «Ах станица журавлей какая летела». № 17. работа, урожай, деревня, суббота. В субботу мы всей деревней пошли на работу, убирать урожай корнеплодов. (найди 4 слова) По субботам, вечерами приезжают музыканты, актёры. Приехали как – то, музыкальный спектакль про ноты показать. - Нота «до», а где «ре» внятно и довольно громко кричит режиссёр. А видеокамера ботаника нашего всё подряд снимает. Потом по DVD смотрим, сами пытаемся репетировать сценки. И вдруг…«У рож, ай, рож-рож- роги какие, как страшно! Так и не поняли, кого наш ботаник записал на диск, но было очень страшно ». | |
Просмотров: 1861 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|