Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Цель: ознакомить студентов с основными фактами жизни А.Кашаубаева; способствовать формированию позитивного отношения к казахскому музыкальному наследию; воспитывать эстетический вкус, побуждать к слушанию классической музыки. Оформление: портреты А.Кашаубаева, презентация. Музыкальное и видео оформление: - Песня Акана-сери «Балкадиша»; - Песня М.Е.Рекиной «Дудар-ай»; План классного часа I. Мотивационная беседа. II. Информационный блок «По страницам биографии». III. Секрет Амре Кашаубаева. IV. Заметки об Амре: 1.История создания песни «Балкадиша» 2. История создания песни «Дудар-ай» V. Музыкальная пауза. VI. Интерактивная беседа. VII. Подведение итогов (рефлексия). Ход классного часа 1. Мотивационная беседа Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, кто любит слушать музыку? (Студенты поднимают руки.) А как вы узнаете, хороший исполнитель или плохой? По каким признакам? Примерные ответы: - Просто нравится, хочется его слушать еще и еще. - Нравится всем в моей компании, все «балдеют». - Постоянно побеждает в хит-парадах, на конкурсах. - Получает много денег за концерты, ездит на дорогой машине. - Его хвалят критики, слушатели. - На концерт не попадешь, билеты не достанешь, билеты дорого стоят. Классный руководитель. Ну а голос, певческое мастерство, талант певца имеют значение? Или только по марке машины можно судить о таланте? (Студенты высказываются.) Ребята, а кто хотел бы стать музыкальной звездой? (Дети поднимают руки, высказываются.) Не так давно в одной из газет мне попалась статья о том, как делают звезд. Оказывается, даже очень большого таланта сейчас недостаточно, чтобы стать знаменитым. И в то же время звездой может стать самая серая посредственность. «Из любой бездарности можно сделать звезду!» - сказал один известный казахстанский продюсер. Так что большинство звезд в наше время делают деньги. И хорошие песни, и клипы, и места в хит-парадах, и восторженные крики фанатов, и статьи критиков - все это сегодня можно продать и купить. Как вы думаете, долго ли будет сиять такая звезда на музыкальном небосклоне? Примерные ответы студентов: - Пока спонсор будет давать деньги. - Пока не надоест слушателям. - Пока не появится новая звезда. - Может быть, и долго, если есть талант. - Некоторые звезды становятся очень богатыми и перестают нуждаться в поддержке спонсоров. - Если у этих звезд есть талант и если они много работают, придумывают что-то новое, они могут долго не терять популярности. Классный руководитель. Ну а специалисты говорят, что настоящая звезда - это не столько деньги, сколько - талант и труд. А еще и здоровье, и везение, и характер - вот сколько всего нужно, чтобы не потерять славу. Ребята, этот разговор о звездах я завела не случайно. Сегодняшний классный час тоже посвящен звездному певцу. Этого человека называли, называют великим казахским певцом, когда-либо выходившим на сцену. Его слава перешагнула границы Казахстана и границы своего века. Имя этого человека знают во всем мире. О его таланте слагали легенды и мифы. Он покорил парижан, а позже в 1927 году и Франкфурт на Майне. В дни выставки в Париже, об этом уникальном голосе писала французская периодика, его голос сравнивали с с голосом Энрико Карузо и Марио Ланца, а профессор Сорбонны месьё Перно записал несколько песен в исполнении певца на фонограф. Кстати, эти записи так и не нашли, но в 1974 году музыковед Жаркын Шакаримов в архивах Москвы нашел другие записи его голоса и после реставрации это наследие вернулось к казахам. Ведь долгое время считалось, что голос его был утерян навсегда. Вы уже угадали, о ком идет речь? (Студенты высказывают предположения.) Ну, конечно же, это Амре Кашаубаев. К сожалению, многие знают о нашем великом соотечественнике немногое. Он шел на свою вершину сам: труд, фанатическая любовь к музыке и театру, любовь к своему народу - вот что двигало его вперед. Давайте и мы познакомимся с жизнью великого певца. Узнаем, что такое настоящая звездная слава, настоящий талант и настоящая народная любовь. II. Информационный блок «По страницам биографии» Ольга Амре рос любознательным ,впечатлительным мальчиком. Вечерами он любил слушать шорох ночи, утром наблюдать ,как первые лучи солнца снимают нежное покрывало утреннего тумана с реки. Амре жил в мире звуков, они переполняли его, рождались в сердце и рвались наружу. Он брал в руки домбру, садился у дверей юрты или уходил на речку, откуда неслись волшебные звуки домбры и его чарующий голос. Умение петь Амре получил от своих родителей, очень музыкальной была его мать Тойган, отец Кашаубай радовал людей своим пением. Уже в детстве Амре стал известным в округе, его называли мальчик- певец. Народная любовь к Амре была такой сильной, что послушать юного певца приезжали издалека .С ранних лет он стал кормильцем семьи. Яна. В 1925 году Семипалатинский губернский отдел народного просвещения "стоял на ушах". Пришла телеграмма за подписью наркома просвещения Анатолия Луначарского. В телеграмме нарком интересовался, согласится ли казахский певец Амре Кашаубаев выступить на этнографическом концерте, который был запланирован в рамках Всемирной выставки декоративного искусства в Париже. Как так? Ямщик, сторож и грузчик Амре и в Париж? Вторая телеграмма, в которой уже настойчиво требовался ответ не оставила времени для раздумий. Амре родился в Семипалатинской области в 1888 году (Ахмет Жубанов в книге "Соловьи столетий" указывает и вторую возможную дату его рождения - 1886г.) Отец его Кашаубай был беден, работал не покладая рук, но со временем стал болеть и не мог содержать семью. На плечи молодого Амре легла нелегкая ноша. Он устроился к некоему баю Исабеку (по некоторым данным Каражану) ямщиком. Амре любил петь и всегда за работой напевал песни, за что не раз выслушивал замечания со стороны начальства. Однако, слава о нем распространялась по всей округе и за глаза его уже называли "әнші бала". Хотя надо признать, что раз Амре был сыном "какого-то Кашаубая" ("жаман Қашаубайдын баласы"), то быстро распространившаяся слава о певце не давала покоя многим, в том числе и Исабеку. Дабы оторвать Амре от народа, Исабек отправил его сторожем на склады, сторожить овечьи шкуры. Талант Амре все же нашел свой путь, он принял участие в смотре талантов в г.Семей, где и разделил первенство с певцом Кали Байжановым. А тут телеграмма из Москвы. От Луначарского. Сторож вонючих шкур и Париж? Говорят, когда французский писатель и музыковед, лауреат Нобелевской премии Ромен Роллан услышал впервые голос Амре, он воскликнул: "Теперь я понимаю, почему на Востоке певцов сравнивают с соловьями..." Амре покорил сердца парижан, которые и думать не могли, что из какой-то страны Союза приедет такое талантище. Я тут на днях наткнулась на информацию, якобы Алихан Букейханов в своем письме к Ахмету Байтурсынову был возмущен тем, что представители других национальностей были одеты в национальные костюмы, а Амре был одет в костюм русского помещика. Мне кажется, это совсем даже не странно. В г.Семей ему выдали под расписку национальный костюм, расшитый узорами, но отчего-то в первый день его обрядили в костюм русского помещика. Думаете, его кто-то спрашивал? Амре Кашаубаев - великий казахский певец, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. Сначала он выступал только в Семипалатинске, Затем стал участвовать в концертах в других городах. В 1925 году он выступил в Москве.26 июня 1925 года в газете «Правда» об этом концерте было написано: «Прекрасный концерт! Истинный гвоздь сезона. Если угодно сказать, то казахский певец Амре Кашаубаев- истинный народный артист!» В этом же 1925 году Амре Кашаубаев получил серебряную медаль во Франции.В 1927 году он выступал в Германии. Все газеты и журналы писали о нем как о редком таланте. Он стал первым казахским певцом, выступившим за границей. Орынбасар. Жаркын Шакаримов, молодой музыковед, нашедший записи голоса Амре рассказывал, что записи голоса возможно и не нашлись бы вовсе, если бы не начали составлять антологию кыргызской музыки. Выпуск антологии приурочили к 50-летнему юбилею Кыргызской компартии. Алматинская студия записи совместно с кыргызскими коллегами готовилась к выпуску антологии, и группа музыковедов отправилась в государственный архив г.Москва, среди которых был и Жаркын Шакаримов. В своих воспоминаниях он рассказывал, что они наткнулись на коричневую тетрадь, в которой нашли запись «Кыргыз Амре Кашаубаев». Доступ к валику фонографа был получен и в тот момент, как вспоминает Жаркын Шакаримов, он прослезился, так как долгое время считалось, что записи голоса были утеряны навсегда. 7 ноября 1934г. в Казахском драматическом театре, где Амре был первым актером, принятым на работу вместе с Исой Байзаковым, должна была состоятся премьера оперы Е.Брусиловского «Кыз Жибек». А мре должен был исполнять одну из основных ролей в опере. Он тщательно готовился к выступлению, но в ночь на 6 ноября был найден мертвым на одной из улиц г.Алматы. Смерть Амре вообще отдельная тема и покрыта тайной. Долгое время считалось, что Амре умер своей смертью от воспаления легких в 1934 году. Однако, позже появилась и другая версия смерти певца. Все дело в том, что та поездка в Париж круто изменила жизнь Амре. Да, он прославился. Но, было нечто, что сломило некогда жизнерадостного человека. Многие друзья, в числе которых был и известный казахский актер Серке Кожамкулов, рассказывали, что после поездки Амре был будто надломлен. Вспоминает друг Амре, режиссер Казахского драматического театра, Серке Кожамкулов: После поездки в Париж, Амре однажды пришел избитый на работу. На наши вопросы, он сказал: «Не спрашивайте, я все равно ничего не скажу». Только потом он рассказал, что его периодически ночью забирали органы безопасности, а вернее ОГПУ и допрашивали. Один допрашивал, второй бил. К тому же, они ему угрожали, что если он кому-либо расскажет, то его семья поплатится за это». Алина А все дело в том, что на парижский концерт пришел Мустафа Шокай. После выступления он пригласил делегацию на ужин, но все, кроме Амре, ссылаясь на разные причины, отказались. Амре принял приглашение и отужинал с Роменом Ролланом и Мустафа Шокаем. Они втроем поднимались в тот вечер на Эйфелеву башню. Думаете, такое прощают? Только не в Советском Союзе. По возвращении на родину, Амре постоянно вызывали на допросы в НКВД, он приходил поздно ночью, избитый и просил своего друга Серке никому об этом не рассказывать. О встречах с чекистами свидетельствуют протоколы допросов, в которых рассказывалось о встрече Амре с Мустафой. Амре подозревали в том, что он привез в Казахстан письмо от Шокая, адресованное алашординцам Ахмету Байтурсынову и Мыржакыпу Дулатову. Письмо, конечно, не нашли, но 6 декабря 1934 года Амре был найден мертвым на одной из улиц г.Алматы. Он был похоронен на Центральном кладбище, но через некоторое время могила его была сравнена с землей, а запись в книге регистрации смертей вообще стерта. Памятник, о котором говорилось в приказе Комиссариата народного просвящения №540, от 19 ноября 1934 г. Не был установлен. Приказ гласил: с целью увековечения имени Амре Кашаубаева, установить памятник певцу во дворе Казахского Драматического театра и присвоить имя Кашаубаева Республиканской хореографической школе. Приказ в исполнение приведен не был. Что касается надгробного камня, Жаркын ага рассказывает, что в 1974 году он и ряд культурных деятелей (Сапаргали Бегалин, Серке Кожамкулов) писали в Министерство культуры и другие ответственные учреждения, с просьбой установить надгробный памятник и открыть его в предверии 40-летия со дня смерти певца. Однако, ответа не последовало и вот через 20 лет к нему пришла певица Кенжегуль Сыздыкова и просила показать место захоронения Амре. Жаркын показал, и Кенжегуль вместе с мужем композитором Дмитрием Гусинцевым на личные средства (60 тысяч рублей) подняли надгробный памятник Амре. Однако, нашлись и такие, которые надругались над памятником за несколько дней до открытия. В связи с чем, в газете «вечерняя Алма-Ата» от 29 октября 1992 года вышла статья «Кощунство на кладбище». Кенжегуль и Дмитрий отреставрировали памятник за неделю. III. Секрет Амре Секрет Амире Кашаубаева в том, что песни которые он пел , о вечном: любви к жизни не стареют. Выставка «Астана ЭКСПО-2017» и связь поколений – этой теме посвящена серия роликов, вышедшая недавно в эфир республиканских телеканалов. Лучшие казахстанские исполнители Майра Мухамедкызы, Айман Мусаходжаева, Булат Тыныбеков, Зара Есенаман, группы «Ринго», «Нур-Мукасан» и другие поют в них песню «Балхадиша» – ту самую песню, с которой почти 100 лет назад на выставке в Париже прославился казах Амре Кашаубаев. Звучит и голос самого певца. IV. Заметки об Амре В 1921—1924 годах Амре участвовал в молодёжном просветительско-драматическом кружке «Ес аймак» в Семипалатинске, где в полной мере выявился музыкальный талант Амре Кашаубаева. В 1924 году на смотре народных талантов в Семипалатинске поделил главный приз с Кали Байжановым. В 1925 году одним из первых был принят в труппу Казахского театра драмы, в котором дебютировал в роли Жапала в первой постановке трагедии М. О. Ауэзова «Енлик — Кебек» (1926). Он также играл в ролях Коскельды, Койши, Жараса, Акына («Карагоз», «Байбише — токал», «Айман — Шолпан» М. О. Ауэзова), Старика («Подводная лодка» М. Тригера), Хозяина чайханы («Мятеж» Д. А. Фурманова). История создания песни «Дудар-ай» Будучи дочерью переселенца Егора Рекина, Мария в совершенстве владела казахским языком, хорошо знала казахские народные песни, усвоила национальную манеру их исполнения. Широко известна её песня «Дударай», в которой поётся о любви русской девушки к казахскому джигиту Дуйсену, о силе чувства, не считающегося с национальными и религиозными предрассудками. Название песни происходит от ласкового обращения девушки к джигиту (каз. дудар — кудрявый). В 1920 году известный собиратель казахского музыкального фольклора, музыкант-этнограф А. В. Затаевич записал больше десяти вариантов песни «Дударай». Она легла в основу оперы Е. Г. Брусиловского «Дударай», впервые прозвучавшей в 1953 году в Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. Казахский поэт Х. Н. Бекхожин посвятил в честь истории любви Марии и Дуйсена поэму «Мариям Жагоркызы» (1950). Имеются прямые потомки Мариям Жагоркызы в Астане от дочери Ырсалды: внук Кадырбай Аубакиров его сын Бексултан, Бахыт Нурбекова её дочь Жансая, сын Нурсултан, Хабиба Нурбекова и её дочь Еркежан. История создания песни «Балкадиша» Вообще принято считать, что это песня о том, как молодую девушку выдали замуж за старика. Это все потому, что в песне есть такие строчки "Күйеуін сексен бесте, о шіркін шалқадиша" (мужу твоему восемьдесят пять, Кадиша, принадлежащая старику) . На самом деле, Ахмет Жұбанов в своей книге "Замана бұлбұлдары" пишет о том, что однажды Акан сери поехал в ауыл Ыбырая, в Кереку (Павлодар) и его позвали в гости на шилдехану. В то время он уже овдовел и жил поодаль от общества со своим больным сыном. Ходили слухи о том, что Акан сери сошел с ума. В то время он был мужчиной за 60. Когда его усадили на почетное место, никто не хотел садиться с ним не хотел и рядом с ним села 16-летняя Кадиша, дочка Ыбырая. Хороший был вечер, но за Кадишой пришли две ее женге (снохи), чтобы забрать ее домой. Кадиша постеснялась поднять взрослого человека, чтобы выйти из-за стола и продолжала сидеть. Снохам пришлось ждать. Когда Акан сери понял, почему Кадиша не уходит, он спел на домбре "Қызы едін Ыбекеңнің Балқадиша, Есілге өрлей біткен шіркін-ай тал Қадиша. Бір емес екі жеңгең келіп отыр, рұксат бізден сізге қарағым, бар Қадиша". Это позже песне придали романтичный окрас, поскольку тогда это было не редкость, когда молодых девушек выдавали замуж за стариков. На самом деле, Кадиша вышла замуж за ровесника и прожила долгую жизнь, умерла в 1953 году. V. Музыкальная пауза Прослушивание песен в исполнении А.Кашаубаева «Балкадиша», «Дудар-ай» VI. Интерактивная беседа Классный руководитель. Вы познакомились с некоторыми фактами жизни великого певца. Можно ли его сравнить с современными звездами? Легче ему было завоевать славу или труднее? Примерные ответы: - Конечно, труднее, тогда не было компьютеров, микрофонов, которые исправляют недостатки голоса. - У него не было фонограмм, он везде пел вживую. - Его слава была настоящей, а не дутой. - Он не платил фанатам за поддержку. Классный руководитель. Сейчас в Казахстане тоже есть знаменитые оперные артисты. Можете ли вы назвать их имена? (Алибек Днищев,Майра Мухамедкызы, Нургали Нусипжанов) Амре имел все, о чем только может мечтать человек. Здоровье, славу. Но его все-таки называли человеком трагической судьбы. Как вы думаете, почему? Примерные ответы студентов: Классный руководитель. Один великий человек сказал: <!0 народах по гениям судят». Как можно судить о нашем народе по гению Кашаубаева? Примерные ответы детей: - Могучий, талантливый, трудолюбивый, красивый, голос. - соловей - Душевный, добрый, чувствительный. - Скромный, не любит рекламы, свои таланты и способности показывает не на словах, а на деле. И т. п. Классный руководитель. Действительно, о народе судят по той высоте, на которую удалось подняться лучшим его представителям. Наша земля дала миру много гениев. По ним судят о нашем народе. Но и мы, глядя на своих героев, сможем лучше понять самих себя. VII. Подведение итогов (рефлексия) Классный руководитель. Какие чувства остались у вас в конце классного часа? Осталось ли ощущение удивления, открытия? Примерные ответы детей: - Удивление осталось - какая может быть слава при жизни! О такой славе артист может только мечтать! - Сожаление, что мало знал о Амре, интересовался в основном иностранными музыкантами. - Конечно, сделала открытие. Оказывается, у нас есть такой гений! - Осталось сожаление, что в наше время нет таких гениев. - Захотелось послушать еще раз голос Амре- что в нем такого волшебного? Об Амре Кашаубаеве написаны 3 книги, в Казахстане каждый год проводится конкурс певцов- домбристов имени Амре Кашаубаева. | |
Просмотров: 1746 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|