Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Актуальные проблемы воспитания детей в современном обществе Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. Н.В.Шелгунов Цель: Формировать нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. Задачи: • Формировать стремление быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде. • Обеспечить высокий уровень общения, взаимоотношений в детском коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм. Процесс воспитания - это сложная цепь взаимодействия людей в социуме. А значит, проблемы социума обязательно отражаются на процессе воспитания. Изменяется общество, изменяются проблемы, изменяется процесс воспитания, Проблемы воспитания существуют во все времена. О них написаны труды таких великих педагогов-практиков, как В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и д.р. проблемы существуют и в современном процессе воспитания, и почти все они, так или иначе, связаны с эмоционально-эстетическим направлением развития личности. Одной из самых важных проблем воспитания нового поколения, на мой взгляд, стала проблема очерствения общества. Еще совсем недавно грубость и ненормативная лексика в школе были явлением не просто редким, а экстраординарным событием. А сегодня услышав от подростка бранные слова, мало кто отреагирует хотя бы мягким замечанием. Подросток стал агрессивнее. Влиять на него становится труднее . Сегодня стало нормой пройти мимо чужой беды, посмеяться над лучшим другом, обидеть слабого. Попробуем разобраться, какие изменения в обществе могли вызвать такую проблему: Во-первых, как это ни странно на первый взгляд, но это повышение уровня жизни. Сегодня, если ты не обладаешь рядом общепринятых благ, ты становишься «не интересен» сверстникам, социуму, в котором ежедневно находишься. А подросток нуждается в признании сверстников. Ему необходимо самоутвердиться; если не лидерство, то признание права иметь собственное мнение, возможность это мнение высказывать, не боясь быть осмееным. Во-вторых, и это очень важно, ребенок испытывает недостаток внимания со стороны взрослого. Таким образом, ребенок страдает от недостатка теплоты, доверия, защищенности, которые так необходимы в процессе воспитания. Недостаток общения прямого тактильного эмоционального контакта ребенка с взрослым- отрицательно влияют не только на эмоциональное развитие ребенка но и на формирования его взглядов и убеждения. На практике для решения этой проблемы частично я использую Тренинг «Дом» он способствует выявлению эмоционального состояния ребенка и по результатам тренинга уже можно решить какие формы, методы, приемы виды общения можно применить. Попросите детей нарисовать дом…. Дом Неустойчивая постройка- критичное отношение к самому себе. Крыша Высокая, крупная крыша- склонность к фантазиям, даже зацикленость на них. Труба Наличие ее- символизирует теплоту отношений. Отсутствие-недостаток тепла, заботы. Из трубы выходит много дыма- что-то тревожит, внутренне напряжение. Дверь Отсутствие двери- не доступность, замкнутость, не желание контактировать с другими. Открытая дверь- потребность в теплых, близких взаимоотношениях, открытость, общительность. Очень большая дверь- тяжело переносится одиночество, требования внимания. Слишком маленькая дверь- крайняя замкнутость, отрицание любых контактов, нежелание подпускать к себе окружающих. Забор возле дома – необходимость в защите. Окно Отсутствие окон, окна без рам, шторки- замкнутость, Окна нарисованы высоко от земли- некоторые отрывы от жизненных реалий и предпочтение воображаемых миров. Раскрытые окна- прямолинейность, некоторое самолюбие. Кусты, цветы, тропинка- стремление заполнить окружающее пространство, отсутствие чувство безопасности. Как воспитатель стараюсь мобильно реагировать на малейшие изменения в настроении детского коллектива. Все проблемы, если они возникают, легче, «гасить сразу, пока не разгорелось пламя» вражды в детском коллективе. Индивидуальная работа, личные беседы и общие обсуждения, тренинги, способы общения помогают понять причины зарождающегося конфликта и устранить их. В своей работе я использую методику проффесора Макато Шичида. (Рекомендации «Способы общения воспитателя с детьми»). • Первый способ «Крепкие 8-секундные объятия». Попросите ребенка вам помочь. После того , как ребенок выполнит ваше задание, вы обнимите и произнесите следующие слова: «Саша ты действительно мне помог! Ты такой молодец, спасибо тебе!».Важно, что вы должны не только обнять ребенка, но и держать его в объятиях в течении восьми секунд. После такого мероприятия, ребенок действительно почувствует, что вы их любите и проблема исчерпает себя… • Второй способ «Уважение и любовь». Заключается в способности внимательно слушать то, что вам говорят дети. Чаще всего общаются с ребенком в одностороннем направлении, и не всегда заботятся о том, чтобы выслушать , понять и дать совет ему. Ведь достучаться до сердечка ребенка можно только общаясь с ним… • Третий способ «5 минут» Данный метод является эффективным для настроя ребенка на позитивное отношение к окружающим. У ребенка возникла проблема в коллективе. Для того чтобы ребенка направить на правильное решения проблемы нужно чтобы он успокоился и привел все свои мысли в порядок. Каким способом? Попросите ребенка закрыть глаза глубоко вздохнуть, выдохнуть представить ситуацию в голове…в этот момент ваша задача повлиять положительно на ход мыслей ребенка…говоря ему о решении этой проблемы как бы подсказывая ему. Таким образом, проблема очерствения детей если не снимается полностью, но сглаживается, становиться не такой острой, неразрешимой. Подчеркивая проблему, возникающую в процессе воспитания сегодня я пытаюсь показать, что данная проблема требует решения не только в отдельной взятой семье, но и в социуме. Подводя итог, хочется отметить, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, понимал свою значимость в социокультурном обществе, ему нужна помощь педагогов, психологов, соц.педагогов. Только сотрудничая, мы сможем создать все те условия, в которых дети будут чувствовать себя нужными, раскроют себя. Компетентность педагогов не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд. | |
Просмотров: 312 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|