Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
МОНИТОРИНГ ВОСПИТАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ Мониторинг – слово, вошедшее в педагогическую лексику относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальных предположений. Мониторинг воспитания, конечно же, необходим, хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности. Цель мониторинга – выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания. Неизбежно встает вопрос, каким образом можно отследить результативность работы педагога? Идет процесс развития личности или нет? Развитие – это личностный рост, т.е. процесс не линейный и зависит от множества факторов (внешних и внутренних). В каждом субъекте (по В.А. Петровскому) заложены фонд «могу» и фонд «хочу». Точка личностного роста возникает в случае, когда соединяется компетентность («могу») и активность («хочу») ребенка. Таким образом, становится понятным, что только приобретенных ЗУНов для личностного роста недостаточно. Поэтому в школе-лицее № 34 наблюдение за воспитанниками ведется в комплексе: исследуются и мотивационная сфера, и активность в делах, и психологические особенности (темперамент, конфликтность и т.д.), и успешность в учебной деятельности, кроме того, нами ведется контроль за изменением системы ценностей учащихся. В 8 – 11 классах апробировалась методика изучения системы ценностей учащихся российских педагогов П.Степанова и Д.Григорьева, т.к. личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе. Особо отметим, что, оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость позитивной динамики развития личности, а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту. Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать лучше, не причисляя его к разряду девиантных детей. Однако для полноценного описания личностного роста необходима также оценка устойчивости данных отношений: 1. Ситуативные отношения, характеризующиеся изменчивостью и детерминированностью конкретной жизненной ситуацией, в которой оказывается личность. 2. Устойчивые отношения, характеризующиеся относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям. Но позиция не является раз и навсегда сформированной. 3. Незыблемые отношения, характеризующиеся постоянством, неизменностью. Кроме опросника, при ответе на который учащиеся могут выразить свое отношение к тезисам, применяется на практике и индивидуальные собеседования, позволяющие понять систему ценностей учащегося. Результатом данной работы является не только характеристика личности, но и выявленные точки личностного роста. В субъектной практике важное место отводится движению самого воспитанника к поставленной цели. В начальном звене наблюдения фиксируются в тетради «Мониторинг процесса развития личности» классными руководителями. В среднем и старшем звеньях, на каждого учащегося ведется индивидуальная папка, в которой накапливаются и анализируются материалы различных диагностик; психолого-педагогическая карта развития личности, где обобщается результат за каждый год; карта профессионального самоопределения (7-11классы). Портфолио учащиеся ставили перед собой цели и задачи на год, фиксировали свои достижения. В режиме Специализированной школы-лицея для одаренных детей немаловажной задачей становится составление на основе результатов мониторинга индивидуальных программ воспитания и самовоспитания лицеистов. Литература 1. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Ч.1. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 2. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 3. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/ Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. – М.: АПК и ПРО, 2003. | |
Просмотров: 326 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|