Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Наталия Деговцева, учитель начальных классов СШ им. Макаренко г. Талдыкоргана.
Мы знаем, что сегодня существует очень много форм внеклассной работы. Есть классические, например, классный час, классное собрание, час общения, информационный час.
В методическом арсенале педагога есть праздники и викторины, конкурсы и марафоны, состязания и турниры. Главной формой внеклассной работы является классный час. Но ни для кого не секрет, что сегодня можно увидеть классные часы, на которые ученики – как младшие школьники, так и старшие – идут с большой неохотой. Такие классные часы – это монологи одного актера – учителя, занудные минуты поучений и назиданий. Такой классный час не учитывает ни интересов учащихся, ни их возможностей, ни их мнения. Зато хороший классный час – это праздник, радость, удовольствие. Разновидностью классного часа является классное собрание. Оно является высшим органом самоуправления в классном коллективе и проводиться может не только в старших и средних, но и в младших классах. На собраниях обсуждаются вопросы жизни детского коллектива, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит детей общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Результатом классного часа являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. Темы собраний могут быть посвящены обсуждению результативности деятельности учащихся, итогов внеклассных мероприятий, многому другому. Классное собрание может быть как очередным, так и экстренным. Последнее связано с чрезвычайными событиями в коллективе (несчастье в семье учащегося, конфликтная ситуация, какой-то инцидент). В общем, тематика классных собраний зависит от проблем класса. В начальной школе классное собрание учит младших школьников собранности, ответственности перед самим собой и другими ребятами, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Классный руководитель на собрании выступает одновременно в двух качествах: как представитель учебного заведения, наделённый определенными официальными полномочиями, и как член классного коллектива, с которым он связан дружескими отношениями, на правах старшего товарища. Вместе с учащимися учитель голосует за то или иное решение, выработанное в ходе классного собрания, несет за него ответственность. Методика подготовки и проведения классного собрания по мере взросления учащихся претерпевает, понятно, изменения. В начальной школе классный руководитель учит ребят говорить логично и четко, слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению, вместе с другими детьми вырабатывать коллективные решения, голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, доказывать свое мнение и бороться за него. Целью классного собрания является не только решение внутренних проблем класса, но и формирование традиций проведения собраний, правил их проведения, которыми ребята отныне будут руководствоваться во время собраний. При этом понятно, что собрание не должно превращаться в занудный монолог учителя. Желательно, чтобы оно каждый раз было интересным и необычным. Очень хорошо, если классный руководитель в начальной школе при подготовке собраний соблюдает некоторые ритуалы: звучит музыка, в начале и в конце собрания произносятся традиционные фразы. В ходе классных собраний у младших школьников развиваются коммуникативные навыки. Они преодолевают неуверенность и застенчивость при подготовке публичных выступлений, свое нежелание говорить вслух нелицеприятные вещи. Обсуждение проблем класса, выработка у детей умения радоваться успехам одноклассников и огорчаться их неудачам, отвечать за свои ошибки и промахи способствуют тому, что ребята к пятому классу вырабатывают в себе потребность и привычки жить среди людей. Главным условием результативности собрания в начальной школе является его непродолжительность. В работе с малышами собрание должно длиться не более 15-20 минут, иначе ребята просто перестанут слышать свои слова. Еще одна задача классного руководителя в начальной школе – максимальное вовлечение учащихся класса в обсуждение общих проблем. Это помогает многим учащимся легче и быстрее адаптироваться к школьной жизни, преодолевать тревогу и страх, неуверенность в себе, чувствовать себя взрослыми людьми. Вот такая последовательная работа приведет к тому, что в пятом классе дети не будут ждать, когда учитель им предложит что-то делать в коллективе. Многое они смогут сделать уже сами: организовать дежурство, распределить поручения, проявить инициативу в различных делах школы. Проще говоря, они смогут сами себя занять и организовать. Это, конечно, вовсе не значит, что им не нужен классный руководитель. Но это значит, что ученики всегда смогут поддержать его, стать его надежными помощниками во всех делах школы. Вот как, например, у нас проходило классное собрание «Права и обязанности школьника» в 1-м классе. Целью его было познакомить первоклассников с правами и обязанностями школьников, научить их определять, что «можно» и что «нельзя» делать в школе, приступить к формированию коммуникативных умений ребят. – У нас сегодня торжественный день, – говорю я. – Впервые мы с вами, ребята, проводим собрание всего класса. Это наш общий сбор. Я очень прошу вас запомнить этот день вашей жизни. Когда мы с вами будем собираться все вместе, то станем говорить о наших радостях и горестях, удачах и неудачах, победах и поражениях. Мы будем учиться дружить и говорить правду, учиться исправлять свои ошибки и радоваться успехам ребят из класса. А теперь я прошу вас всех встать, выйти из-за парт, повернуться лицом друг к другу, протянуть ладошки друг другу и пожать их. В это время звучит музыка: «Ты да я, да мы с тобой…», ребята садятся на свои места. – Во время собрания, – продолжаю я, – мы с вами будем учиться принимать коллективные решения, обсуждать нашу школьную жизнь. Давайте для начала ответим на вопросы: что собою представляет человек, которого называют школьником? Чем отличается школьник от тех, кто не ходит в школу? Можно ли считать, что школьник определяется по наличию тетрадок, ранца, формы, счетных палочек?… А теперь вот такой вопрос: какие обязанности есть у школьника? Записываю на доске: Школьник не имеет права: · опаздывать без уважительной причины; · не выполнять домашние задания; · плохо учиться; v пропускать уроки без уважительной причины; · обманывать старших; v обижать младших и своих сверстников; · драться; · молчать, если его обижают. Еще раз зачитываю предложения, которые записала на доске, прошу ребят объяснить, что значит то или иное положение. Далее мы переходим к дискуссии. ... – Ребята! – говорю я. – Когда в стране принимаются очень важные решения, людям предлагается за эти предложения голосовать. Сегодня мы с вами тоже будем учиться голосовать. Что значит голосовать? Это значит, отдать свой голос, высказать свое мнение по какому-то вопросу. Давайте теперь проголосуем за те обязанности, которые мы будем выполнять в классе. Дети голосуют. – А какие права есть у школьника? – спрашиваю я. – Есть ли вообще у ученика права? Ребята отвечают, что ученик имеет право на учебу, на каникулы, право на занятия в кружках и в секциях, на общение друг с другом, на помощь в учебе. Я записываю ответы учащихся на доске. По моему предложению ребята голосуют за эти права. В конце собрания встают, поворачиваются друг к другу и пожимают друг другу руки. | |
Просмотров: 8488 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|