Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Тема: «Я среди людей, люди вокруг меня» Цель: формирование представления о значении общения, о правилах культурного общения. Задачи: 1) помочь обучающимся понять ценность общения; 2) раскрыть содержание понятия «общение»; 3) показать значение общения в жизни человека; 4) познакомить с правилами культурного общения. Форма проведения мероприятия: диалог с элементами игры. Оформление: плакаты с высказываниями. - «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше» (Ф. Ларошфуко). - «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери). - Пословицы об общении. Подготовительная работа: • разработка сценария с привлечением волонтеров групп; • определение ведущих; • подготовка пословиц об общении; • репетиции с ведущими; • подготовка вопросов для конкурсов на отдельных карточках; • выбор жюри для оценивания и награждения участников; • подготовка призов для всех участников игры (памятки с правилами культурного общения). Ход мероприятия: Ведущий 1: Тема нашей встречи сегодня – это общение людей. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или экономику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, для этого необходимо учиться общению. Разговор наш будет проходить в форме диалога с элементами игры, в котором будут принимать участие зрители. А поможет нам оценивать выступления жюри (идет представление жюри). Ведущий 2: А начнем мы наш разговор с игры-упражнения «Приветствие». Ребята (участники) образуют два круга – внутренний и внешний – так, чтобы образовались стоящие дуг к другу пары. Задание состоит в том, чтобы в течение минуты назвать партнера по имени и поприветствовать его. Партнер должен в ответ назвать имя и тоже поприветствовать. По знаку ведущего круг делает шаг влево, таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары. Ведущий 1: А сейчас участникам предлагается конкурс «Разминка». Ведущие формируют из зрителей команды и предоставляют каждой команде чистый лист бумаги. К слову «общение» нужно подобрать (написать) как можнобольше однокоренных слов (община, общий, общительный, сообщник, сообща...). Ведущий 2: Пока команды выполняют задание, поговорим со зрителями. Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, какое слово забыла героиня стихотворения? Маша знала слов немало, Но одно из них пропало. И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят. (Ответы зрителей). Это слово – «спасибо!» Ведущий 1: Слово предоставляется командам по конкурсу «Разминка». Команды называют однокоренные слова, объясняют что их объединяет. Листы с написанными словами передают жюри. Жюри оценивает конкурс. Ведущий 2: Народ веками создавал свою устную культуру, передавая мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, обучая подрастающие поколения уму-разуму. Одним из наставлений являются пословицы, которые хвалят, сочувствуют, и главное – учат. И сейчас мы узнаем, как учат нас общению пословицы, которые мы вам подготовили. Ведущие по очереди читают пословицы, а зрители поясняют смысл пословиц. Ведущий 1: Так что же такое общение? (Ответы ребят). Обратимся к словарю. Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совешаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В.Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть залдно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен русский язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в общении нам не хватает нужных слов. Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах». Чтец. Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит, иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя, Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. Будь слову своему хозяин. Ведущий 2: Любое обращение, адресуемое нами кому-либо, может быть окрашено различными эмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в других – плохие, приводящие к ссорам, конфликтам. В чем тут дело? (Ответы детей). Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего. Ведущий 1: Предлагаем выполнить следующее задание. Приглашаются участники из зрителей, которые получают карточки с перечислением интонаций. Участники (поочередно) должны произнести слово «друг» как можно выразительнее, отразив в интонации (написанной на карточке) следующие чувства. А помогут жюри оценивать этот конкурс зрители – своими аплодисментами. Если участник, на ваш взгляд, удачно отразил данные чувства, то ваша оценка – бурные аплодисменты, а если не очень удачно, аплодисменты слабее. Итак, начали: удивление, восторг, сожаление, радость, горе, удовольствие, злоба, безразличие, высокомерие, отвращение, нетерпение. Слово предоставляется жюри. Ведущий 2: Что такое интонация? (Ответы ребят). Обратимся к словарю. Интонация – тон и манера произношения слова, выражающие отношение говорящего к тому, что он произносит. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку. Ведущий 1: Важным элементом в общении являются жесты. Предлагаем вам следующий конкурс «Язык жестов». Участникам выдаются карточки со словами. На карточках написаны слова. С помощью языка жестов нужно изобразить эти слова: требование, обещание, просьба, приказ, презрение, совет, радость, возмущение. Ведущий 2: Пока участники готовятся, информация для зрителей. Что не рекомендуется делать во время беседы: - бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет; - тереть кулаками глаза; - почесываться; - дергать кого-нибудь за рукав. Движения человека должны быть целесообразными и естественными, соответствующими смыслу разговора. Ведущий 1: Слово предоставляется участникам (участники выступают поочередно). Ведущий 2: Попробуем поиграть в театр без слов, а в движениях и мимике. Участники выбирают карточку с текстом, содержание которого нужно изобразить жестами и движениями. Пурга Утром Толик вышел из дома. На дворе была пурга. Деревья страшно шумели. Мальчик испугался. Встал под дерево и решил на занятия не идти. Вдруг он увидел друга. Он тоже, испугавшись пурги, спрятался под дерево. Мальчики увидели друг друга. Им стало весело. Мальчики побежали навстречу друг другу. Взявшись за руки, пошли на учебу. Воет пурга, свистит, но она теперь не страшна. Ведущий 1: Пока участники готовятся, задание для болельщков. Предлагаю решить простые задачки. 1. Ваш товарищ едет в другой город, вы хотите передать с ним письмо другу или подруге. Вопрос: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? И почему? (Ответы зрителей). 2. Три подружки – Катя, Зина и Оля – сидят во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету от Зины то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? Почему? (Ответы зрителей). 3. Вам подарили вещь, которая у вас есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил? (Ответы зрителей). Ведущий 2: Выступление участников. Сначала идет изображение, а затем чтение текста. Слово жюри. Ведущий 1: У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в коледже, на улице, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы? Ведущий 2: Мы предлагаем вам следующий конкурс. Участники получают карточки, на которых записаны качества человека, помогающие его общению или усложняющие его. Необходимо знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком «-» - те качества, которые ему мешают: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность. Пока жюри подводит итоги конкурса, побеседуем со всеми участниками игры. Ведущий 1: Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человк знакомится с окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте попробуем проверить, если у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам маленькие рассказы, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои. 1-й рассказ Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица – любимый Танин попугай. - Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Ира, - у меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень. Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в этот день общаться с Таней. (Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее месте?) 2-й рассказ За пять минут до первого урока учащиеся сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был растроенный вид, заплаканные красные глаза. - Почему у тебя глаза на мокром месте? – громко закричала Катя. – Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел? - Ну, давай, давай, рассказыай! – подскочила к Оле Наташа. - Что случилось? Почему у тебя слезы? – закричали все. Оля разрыдалась и выбежала и класса. Все недоуменно пожали плечами. (В чем была ошибка Кати и Наташи? Что бы вы сделали на их месте?) 3-й рассказ Папа подарил Вове на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил: - Вот какие марки! Редкие и красивые! Тебе нравятся? - Да у меня таких навалом! – захохотал Слава. – Что в них такого особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош – в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе покажу мои? Но вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал. (Как вы думаете, почему?) Ведущий 2: Итак, герои этих маленьких рассказов не умеют нормально общаться со своими товарищами. У них нет шестого чувства. Что же это за чувство, которе помогает быть обходительным и не обижать никого? Многие из вас определяют его верно, хотя и назовут по-разному. Это тактичность. Обратимся к словарю (знакомимся с понятием «тактичность»).Тот кто обладает чувством такта – шестым чувством, никогда не будет назойливым, не утомит того с кем общается, не обидит, не пошутит некстати. Ведущий 1: Ребята, учитесь чувствовать, что нужно другому, что для него важно, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего. Воспитывайте в себе тактичность и деликатность. Эти качества сослужат вам в жизни хорошую службу. Ведущий 2: Так давайте относиться к окружающим нас людям по-доброму. Пусть мы все разные, но надо помнить, что у другого могут быть такие качества, которых, возможно, нет у тебя. Ведущий 1: А сейчас мы с вами выполним такое задание. Попрошу всех встать. Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянете руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг. Ведущий 2: И в заключение все участники получают памятку с правилами общения. Памятка (правила культурного общения) • Уважай собеседника. • Будь тактичен. • Не унижай собеседника. • Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение. • Будь внимателен к собеседнику. • Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его. • Стремись к взаимопониманию. Использованая литература: 1. Алоева М.А. Классные часы в 5-7-х классах. Ростов н/Дону: Феникс, 2005. 2. Герасимова В.А. Классный час играючи. М., 2003 3. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 4. Смолка К. Правила хорошего тона. М., 1980. Классный руководитель А.А.Юсупова | |
Просмотров: 8300 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|