Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
ГУ «Вспомогательная школа-интернат» Занятие в 6 классе. «Дружба творит чудеса» Провела: Литвинова Л.А. 2011 -2012 уч.год. «Дружба творит чудеса» Цели: раскрыть содержание понятий «дружба», формировать умения аргументировать свою точку зрения, учить рассуждать; формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу; формировать культуру общения, коммуникативные умения; способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности ученика; содействовать формированию сплоченного дружного классного коллектива. Межпредметная связь: казахский язык, математика, литература, русский язык. Подготовительная работа: чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки. Оборудование: Запись песен о дружбе, таблички «приятель», «знакомый», «друг», определения слову «Дружба», макеты человечков, карты-помощницы, двусторонний скотч. План занятия: 1. Погружение в тему разговора. 2. Психоэмоциональный настрой. (круг радости) 3. Проблемная ситуация. 4. Беседа о дружбе и друзьях. 5. Каким должен быть настоящий друг? 6. Законы дружбы 7. Собери пословицу. 8. Заключительная часть. Рефлексия 9. Итог занятия. Ход занятия: 1. Погружение в тему разговора. Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету») Вы догадались, о чем сегодня пойдет речь? (о дружбе) А как звучит слово «дружба», на казахском языке? (Достық) 2. Психоэмоциональный настрой (круг радости). Прежде, чем мы с вами приступим к занятию, предлагаю всем встать в круг. Чтобы солнышко светило Чтоб на всех его хватило, Чтоб цвели в лугах цветы, Чтоб дружили я и ты. За руки возьмемся, встанем в круг. Каждый человек человеку - друг! За руки возьмемся, пусть пойдет По земле огромный хоровод! - Ребята, я предлагаю всем вам, сказать своему соседу что-нибудь доброе и хорошее. Ну, а начну этот круг я: «Здравствуй …(имя), мне очень приятно видеть тебя на этом занятии, желаю тебе найти самого настоящего друга». (Ребята по очереди приветствуют друг друга, после чего благодарю всех и предлагаю занять свои места) 3. Проблемная ситуация. - Сегодня на занятии мы поговорим о дружбе, уточним суть понятий «дружба» и «друг», поговорим о принципах настоящей дружбы и о многом другом. У русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина есть сказка «Премудрый Пескарь». Я коротко передам её содержание. Жил-был Пескарь. И отец, и мать у него были умными. Всю жизнь они прожили в реке и ни в уху не попали, ни к щуке в пасть. Умирая, старый Пескарь говорит сыну: «Смотри, сынок, если не хочешь в жизни пропасть, так гляди в оба». Пескарь-сын отлично запомнил поучения отца. Он сказал себе: «Надо жизнь так прожить, чтобы никто не заметил, а не то как раз, пропадёшь». Так он и сделал. Вырыл себе нору, спрятался в ней и лежит там день-деньской, только дрожит. Прожил Пескарь таким образом 100 с лишним лет. Всё дрожал и дрожал, ни друзей у него, ни родных – никого не было. Только пришло время, и стал премудрый Пескарь помирать. Тут-то вся жизнь перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил, защитил, обогрел? Кому добрый совет дал? Кому доброе слово сказал? Кто слышал о нём? Кто вспомнит о его существовании? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никто, никому». Он жил – дрожал и умирал – дрожа. - Ребята, как вы думаете, какова мораль этой сказки? (Одиночество, бесцельная жизнь, узкий мир личных интересов и др.) - Мораль этой сказки также отражают слова французского писателя Ларошфуко: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно заблуждается». Не страшно, когда человек один, гораздо страшнее, когда он одинок среди людей. 4. Беседа о дружбе и друзьях. Предлагаю вам послушать стихотворение Елены Стеквашовой «Друзья». Как начну конфеты есть, У меня друзей не счесть. А закончились конфеты, И друзей в помине нету. За конфету каждый друг, Так и рвет ее из pук. Ну, зачем мне дружба эта? Я и сам люблю конфеты. - Бывали ли с вами такие ситуации? - Что вы делали в таких случаях? - Мальчик задает вопрос «Ну зачем мне дружба эта?». Чтобы вы ему ответили? -Зачем вообще нужна дружба человеку? - Кого бы вы назвали «настоящим другом»? 5. Каким должен быть настоящий друг? - Конечно, дружбы не бывает без друзей. Каким должен быть настоящий друг? Вот в чем вопрос? Сейчас вы попробуете на него ответить. Каждый человек имеет душу, сердце, разум. Какими качествами вы наполните душу человека, настоящего друга? Вам предстоит выполнить следующее задание. У вас на партах есть макеты человечков с сердцем-душой (раздаточный материал). Ваша задача выбрать качества настоящего друга и вписать их на строчки в сердце человечка. Чтобы вам в этом помочь я приготовила карту-помощницу. На ней вы видите различные качества, присущие человеку. Попробуйте выбрать те, которыми должен обладать настоящий друг. (Дети в группе совместными усилиями выбирают качества человека и записывают их на человечке). Карта-помощница преданность скромность зависть эгоизм верность доброжелательность настойчивость равнодушие хвастовство готовность помочь честность внимание доверие терпимость смелость решительность злоба лесть отзывчивость общительность - Ну что ж, посмотрим, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть настоящим другом. (Каждая группа представляет своего человечка, аргументируя свой выбор. Макеты человечков вывешиваются на доску.) - Мы выяснили, что такое дружба, кто такой «настоящий друг». Но этого еще очень мало, чтобы говорить о том, что дружба состоялась. Я предлагаю вам вывести формулу дружбы. Что должны делать люди, чтобы между ними была дружба? - Мы воспользуемся для нашей формулы математическими знаками. Конечно, вы их помните: «+, -, •, : , =». На доске вы видите настоящих друзей (макеты-человечков). Попробуйте использовать математические знаки, чтобы получилась формула дружбы. Обсудите этот вопрос внутри своей группы. (Скорее всего, дети предложат использовать знак «+», чтобы объединить человечков; знак «=», чтобы показать, что получается в результате объединения «дружба»; возможен и знак «•», как способ приумножить все это). - Посмотрите, какая замечательная формула настоящей дружбы у нас получилась. - А что вы понимаете под словом «дружба»? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.) Чтобы дать более точное определение слову ДРУЖБА, заглянем в толковый словарь Ожегова. ДРУГ- это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого. ДРУЖБА– близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием: Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие. - Подумайте, а в чём отличие понятий «друг», «приятель», «знакомый». (Мнения детей). ДРУГ – это тот, с кем хорошо, кто разделит нашу беду и порадуется вместе с нами, от кого мы не ждём подвоха, предательства. ЗНАКОМЫЙ – это человек, с которым мы можем часто встречаться в школе, во дворе, но мы можем даже не знать его имени. Мы можем запросто обращаться к этому человеку, но такие отношения не скреплены никакими обязательствами. ПРИЯТЕЛЬ – с этим человеком мы проводим больше времени, чем со знакомым, но с ним у нас нет общности взглядов, интересов, вкусов и привычек. Эти отношения лёгкие и безответственные. - Как вы думаете, каковы причины ссор между друзьями? - А кто виноват, когда происходит ссора? Л.Н. Толстой считал, что «когда ссорятся, оба виноваты», так что смело подходи мириться, а лучше вообще не ссориться. Если хочешь сохранить дружбу, помни, что это большая ответственность, своего рода испытание. Дружба – это великий талант, великий труд. Никакое общение между людьми невозможно без дружбы. А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему. Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок - Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт. - Так можно ли героя стихотворения назвать настоящим другом? 6. Законы дружбы - А может ли дружба распасться? - Назовите, по каким причинам может распасться дружба? Ну что же, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы. - Что же люди должны соблюдать, как должны относиться друг к другу? Давайте составим свод основных законов дружбы. Для этого познакомьтесь с перечнем правил, и выберите те, которые нужны для настоящей, истинной дружбы. Их может быть несколько. Отметьте их галочкой. Я предлагаю всем вам открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Перечень правил. Помогай другу в беде. Не смейся над недостатками друга. Не обманывай друга. Будь вежлив. Будь аккуратен. Останови друга, если он совершает дурной поступок. Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости. Не будь жадным. Не будь предателем. Относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе. Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику. Не завидуй. Умей хранить секреты. Береги друзей. Умей прощать. Старайся быть искренним. Будь терпимым к людям не похожим на тебя. - Послушаем, какие правила вы выбрали для себя. (Дети зачитывают, выбранные правила). - Вывод: Остальные правила, вам тоже пригодятся. Если вы будете жить по этим принципам, то у вас будут настоящая дружба и настоящие друзья. О настоящей дружбе созданы стихи, песни, фильмы. Я предлагаю вам вспомнить известную песню. Вы можете дружно подпевать. Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги». 7. Собери пословицу. Ребята, мы с вами при подготовке классного часа нашли много пословиц и поговорок о дружбе. А насколько хорошо вы их знаете, мы сейчас проверим. Возьмете конверт с разрезанной пословицей и расставьте слова в правильной очередности. «Человек без друзей, что дерево без корней». «Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать». (По окончании работы, дети зачитывают пословицы) Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали еще пословицы о дружбе. (Дети вспоминают и рассказывают пословицы.) 8. Заключительная часть. Для того чтоб подвести итог занятия, я предлагаю провести небольшой эксперимент. - Вот прутик, его легко можно сломать (показываю, как прутик ломается, предлагаю ребятам проделать то же самое с другими прутиками). - А вот несколько прутиков, как их не гни, а сломать – не сломаешь (предлагаю ребятам сломать сразу несколько прутиков). - Какой вывод можно сделать? Вывод: если каждый из вас будет действовать поодиночке, то вас можно будет легко победить. А если будете дружить, не ссориться, вас никто не сломает. Вместе вы – сила! И вам, ребята, я желаю жить дружно. Рефлексия. - Вот и подошел к концу наш разговор. Для того чтоб подвести итог занятия ответьте на вопросы: - Что нового вы узнали сегодня? - А было что-то новое, необычное, что вам понравилось, запомнилось? - Чему мы научились? - Какие выводы вы для себя сделали? 9. Итог занятия: Ребята, теперь вы знаете, что такое дружба, кто такой «настоящий друг», мы вывели формулу дружбы, составили свод законов дружбы и я надеюсь, что теперь, вы будете более внимательно относиться друг к другу, беречь свою дружбу и у каждого из вас обязательно в жизни появиться настоящий друг. В заключение занятия подвожу итоги конкурса рисунков. Благодарю ребят за работу. | |
Просмотров: 3410 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|