Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
"Выбор профессии – это серьезно" Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека Древнеримский философ Цели мероприятия: ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда. • Практическая: профессиональное самоопределение воспитанников. • Образовательная: ознакомить воспитанников с различными профессиями. • Развивающая: развивать способности к анализу и синтезу полученной информации, развивать языковую догадку на основе контекста, развивать способности к формулированию понятий, развивать творческие способности воспитанников, развивать мотивацию к получению профессии, мотивации на труд. • Воспитательная: воспитывать в воспитанниках уважение к труду, к представителям разных профессий. Технические требования: используется мультимедийное сопровождение в виде презентации Power Point . Оборудование: карточки, бланки тестов, карточки по рефлексии. 1. Организационный момент Ребята! Сегодня у нас с вами очень важное занятие. На занятии мы ещё раз отправимся с вами в удивительный мир профессий, вы расскажите о своем первом шаге в профессиональном самоопределении в виде выбора своей профессии. (слайд №1) Если человек не знает, какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека Древнеримский философ (слайд №2) Тема нашего занятия: «Выбор профессии – это серьёзно”. (слайд №3) Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется. (слайд №4) 2. Знания о профессиях. Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования. Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере политики и науке. Профессия-это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенные им туда возможность существования и развития. Специальность-вид занятий в рамках одной профессии. Некоторые профессии отмирают, а другие появляются. К примеру, вымирает профессия оператора ЭВМ, с появлением компьютерной техники. Недавно появились новые: дизайнер, рекламный агент, маркетолог и многое другое. Давайте с вами попробуем перечислить некоторые из профессий. (слайд №5) – Я вам покажу букву, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву. П – повар, портной, парикмахер Р – рыбак, радист О – охранник, офтальмолог Ф – фотограф, фтизиатр Е – егерь (охотовед) С – сапожник, сантехник С – слесарь, столяр И – историк Я – ямщик, языковед – Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Многие профессии связаны между собой и помогают друг другу. Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и другие (слайд №6) Существует шесть типов профессий, ориентированные на различные предметы труда: • Склонность к работе с людьми • Склонность к умственной работе • Склонность к практической деятельности • Склонность к эстетическим видам деятельности • Склонность к экстремальным видам деятельности • Склонность к планово-экономическим видам деятельности (Показ слайдов 7-12) (слайд №13) 3.Тест «Профессиональная пригодность» Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы: 1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей. 2. Из трёх подарков ты предпочёл бы: а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление. 3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку; б) с семьёй или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей. 4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то: а) почувствовал бы полную свободу; б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх. 5. В своё свободное время ты любишь: а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино... Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами. Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство. Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен! Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни. Надо для себя определить главную цель: чем заниматься; объективно проанализировать и оценить свои возможности, попробовать почувствовать себя в профессиональных пробах. (слайд № 14 ) 4. Актуальными становятся: • транспортная индустрия, • химическая индустрия, • высокие технологии, • связь, коммуникации, • новые профессии на стыке традиционных, • управление экономикой, • социальная сфера. ( слайд № 15 ) 5..Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем очень большое значение приобретут такие черты личности: • готовность учиться, • готовность трудиться, • постоянно получать новые знания и умения, • навыки общения, • направленность на достижение результата, • самостоятельность, • ответственность. ( слайд № 16 ) 6. Психологи считают, что наше внутреннее представление о себе зависит от трех условий: • насколько мы успешны, • как относятся к нам авторитетные для нас люди, • насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам. ( слайд № 17 ) Для профессиональной успешности на современном этапе развития общества приобретают большее значение: • личностные качества, • коммуникативные умения, • мотивация человека на труд, • готовность к непрерывному повышению своего профессионализма 7. Требования, предъявляемые профессиями к человеку. Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний. Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли. Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах. Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо". ( слайд № 18 ) "Хочу" - (интересы и склонности). Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его. Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности. "Могу" - (способности, состояние здоровья). Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека. "Надо" - (потребности общества в кадрах). Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда. ( слайд № 19 ) 8. Общая структура профессионального образования : Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, кокой уровень профессионального образования вы выбираете: Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим. Наши воспитанники получают свое профессиональное образование в лицеях, колледжах , вузах города Костаная. Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, которые дают рабочую специальность. В нашей группе в лицеях города обучаются – 14 воспитанниц. Профессиональный лицей №3 - 8 человек. Профессиональный лицей №10 - 3 человека, лицей при Костанайском политехническом колледже - 2 человека. Профессиональный лицей № 6 г.Астаны-1 человек. Среднее профессиональное образование - позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование. При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам. В нашей группе в колледжах города обучаются- 3 воспитанницы: Костанайский политехнический колледж- 1человек, Костанайский индустриально-педагогический колледж-1 человек, Костанайский педагогический колледж -1 человек. Высшее профессиональное образование - представлено государственными и негосударственными ВУЗами, Университетами, академиями. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства. В нашей группе в Костанайском Государственном Университете обучается – 1 человек. 9. Рассказы воспитанников о своем профессиональном самоопределении. Каждый воспитанник рассказывает о том , где он учится , какую профессию выбрал, по какой специальности обучается . В чем заключается его профессия, для чего она нужна людям ,в чем ее польза. Нравится ли ему выбранная специальность. Хотела ли бы повысить свой профессиональный уровень. ( слайд № 20 ) 10. Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях. Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить: • в справочниках, для поступающих в учебные заведения; • в телефонных справочниках; • в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET; • в рекламных объявлениях; • в библиотеках; • в ОППК; • в районных центрах занятости; • в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями; • при встречах с учащимися и выпускниками; • при личных посещениях учебных заведений. ( слайд № 21 ) 11. Беседа о типичных ошибках при выборе профессии. Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Существует несколько типов ошибок: незнание мира профессий; незнание своего здоровья, способностей и требований к ним, предъявляемых профессией; незнание правил выбора профессии; мнение, что профессия выбирается раз и навсегда; выбор профессии из соображений престижности; увлечение внешней или частной стороной профессии; отождествление учебного предмета с профессией; выбор профессии должен быть подсказан не только интересом к ней, но и реальным представлением человека о своих возможностях; нельзя подавать документы в учебное заведение «за компанию» с приятелем, выбирать близлежащее учебное заведение. 12. Работа в группах. Действительно, выбирать профессию не просто. Часто мы хотим одно, нам предлагают другое, друзья советуют третье. Как же поступать, когда ваши способности и возможности не совпадают? После окончания школы учебного заведения выпускников оказываются в ситуации …выбора. Какие же ситуации у вас могут возникнуть? Рассмотрим такие ситуации. Ситуация 1 Все настойчиво уговаривают юношу поступить в государственный вуз по блату: в этом вузе есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том, что сам молодой человек хочет поступить в другой государственный вуз (чтобы получать стипендию ) и, главное, без блата. К сожалению, наш честный молодой человек в школе учится плохо и реальных шансов поступить в вуз самостоятельно у него мало. Кроме того, в том вузе, куда его предлагают по блату пристроить, не получают стипендию… Нужно привести аргументы «за» и «против». Можно разделить задания по группам. Первые 2 группы ищут аргументы «за», вторые 2 группы – «против». Все зависит от того , сколько групп у вас образовалось в классе. (Или между родителями и учениками) Аргументы «за» (в пользу того, чтобы согласиться и поступить по блату): 1) многие так поступают; 2) лучше с приятелями не ссориться; 3) друзья не будут осуждать, тем более, у многих друзей похожая ситуация (кто использует блат, а кто-то – взятки); 4) талантливые ребята редко хорошо учатся, поэтому им нужна помощь; 5) пока без помощи друзей я не способен решать важные жизненные проблемы. Аргументы «против»: 1) совесть потом замучает, сам себя перестану уважать; 2) перед друзьями будет стыдно, хотя они сами это предложили; 3) если когда-нибудь стану известным человеком или большим начальником, то кто-то может узнать этот момент моей биографии, и тогда это станет компроматом на меня; 4) из-за неспособности хорошо учиться трудно будет удержаться в престижно вузе, и тогда придется постоянно подключать знакомых, чтобы они на каждой сессии использовали свои особые отношения с влиятельными людьми в данном вузе. Ситуация 2 Воспитанник не определился, куда ему лучше поступать, в вуз или в колледж, где он сможет освоить рабочую профессию. Его успехи в учебном заведении средние, но при этом он хочет неплохо устроиться в жизни, т.е. прежде всего, хорошо зарабатывать. Он слышал, что сейчас в Казахстане специалисты с высшим образованием мало востребованы или работают не по специальности. Кроме того, ему хочется поскорее самому начать зарабатывать, а не лишь бы получить хорошее высшее образование. Аргументы «за» (в пользу высшего образования): 1) говорят, что с высшим образованием везде можно устроиться, в том числе и на рабочую профессию, а вот после окончания колледжа инженером не станешь; 2) важно даже не образование, а счастливая и беззаботная студенческая жизнь, тем более государство готово финансировать обучение в вузе и прочие расходы; 3) большинство приятелей поступают в вузы; 4) если не понравится, то всегда можно отчислиться из вуза; 5) вуз может уберечь от армии. Аргументы «против»: 1) сейчас в стране с высшим образованием никого не удивишь; 2) само высшее образование стало некачественным; 3) радости молодости можно получить, обучаясь в колледже и начав самостоятельно работать; 4) когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не деградировать от безделья; 5) когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят. В наше время, время деловых и предприимчивых людей, нужно уметь хорошо ориентироваться в мире профессий. Ведь специалисты насчитывают только в Казахстане 7000 профессий, причем постоянно возникают новые и отмирают устаревшие. А в международный стандарт классификации профессий еще в 1988 году было занесено 9333. За последнее десятилетие появилось множество новых профессий. Как среди этого многообразия молодому человеку выбрать одну единственную? Необходимо обязательно знать спрос на профессии, учитывать перспективы роста дефицита тех или иных профессий, словом, быть знатоком рынка профессий. 13.Вывод: Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии. Помните, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям. Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок. Воспитатель : И последним этапом нашего занятия- рефлексивный анализ. Я каждому раздам листочки, которые вы должны заполнить. Сегодня на занятии : • Я научился…………………………………………………………… • Было интересно……………………………………………………. • Было трудно……………………………………………………….. • Заставило задуматься……………………………………………… Работа – это важная, но все-таки только часть жизни. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Народная пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». Я думаю, что вы тоже будете «кузнецом своего счастья». Ведь заниматься любимым делом - это счастье. Профессий много на Земле, Но выбирай, любя Решай, мой друг, кем быть тебе, Ведь каждая из них важна | |
Просмотров: 11147 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|