Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Наследники казахской национальной музыкальной культуры. Т.В. Черемисина, воспитатель ГУ «Школа-сад № 10 «Бал бұлақ», г. Семей Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К. Д. Ушинский Специфика этнопедагогики любого народа выражается в практике воспитания в детях чувства патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, с другой – сохранение культурной самобытности своей страны. Патриотическое воспитание в детском саду – процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Музыкальное-эстетическое воспитание играет немаловажную роль в процессе становления личности, в повышении уровня общей духовной культуры. В последние годы в нашей республике важное значение стало придаваться преобразованием в духовной сфере жизни общества через приобщение к культуре своего народа. Особая роль, в этом плане, отводится песенному творчеству казахского народа. Общеизвестно, что лучшие образцы казахской народной музыки, как и музыки других народов, несут в себе общечеловеческие ценности - идеи добра, любви к ближнему. Казахский народ издавна славится богатством и разнообразием музыкального фольклора. Их роль в воспитании огромна. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное значение песен – проявить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. В системе эстетического воспитания в народной педагогике казахского народа видное место занимает музыка и песни: лирические, семейно-бытовые, обрядовые, трудовые и другие. Казахский народ пронес через века самобытные традиции своей музыкальной культуры. Сложившаяся веками, богатая своими традициями казахская песенная культура издавна привлекала внимание русских ученых, этнографов, путешественников, которые не раз восхищались музыкальностью нашего народа. Любовь к пению – национальная черта казахов. Древняя легенда так объясняет происхождение музыкальной одаренности казахского народа, отношение его к песне, глубокое ее восприятие: «Небесная песня царила над Землей. И где она спускалась ниже – там ее слышал народ и воспринимал, где поднималась – народ той страны не слышал и не научился петь. Над казахской степью божественная песня спускалась низко, казахский народ услышал ее, воспринял и научился петь». Эту легенду со слов Ч. Валиханова – первого казахского ученного – записал Потанин. Академик А.Жубанов писал: «Многие жиршы были своего рода летописцами. Они знали всю родословную казахских жузов, многие события из истории борьбы казахской бедноты за свое существование. Свои выступления они украшали цитатами из высказываний народных мудрецов – Жиренше-шешена, Аяз-бия и др., которые высмеивали алчность имущих, надеяли своих героев – выходцев из трудового народа – лучшими человеческими качествами» Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Включение ребёнка в определённую этносоциокультурную среду, начало формирования интереса и привычек к этнокультурным традициям народа осуществляется через организацию национальных праздников, эстетическое воспитание средствами музыкального наследия Казахстана. У каждого народа в воспитании потомков есть национальные особенности. Задача сегодняшнего времени – брать на вооружение замечательные традиции казахского народа и широко использовать их в воспитательном процессе. Чем больше и глубже ребёнок будет чувствовать своё родное искусство, быт, культуру, тем лучше он поймёт искусство других народов. Казахстан – многонациональная страна. Формирование таких качеств, как сознательность, ответственность, уважение к историческому прошлому, воспитание патриотизма, внутренней культуры, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину, гражданином которой человек является – залог гражданского становления личности. В Послании народу Казахстана («Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации») Президент Республики Н.А. Назарбаев подчеркнул, что: «Необходимо продолжить реализацию программы «Культурное наследие» и через осмысление прошлого развивать культуру настоящего времени». Приобщение детей к сокровищам отечественной культуры, формирование эстетических взглядов через восприятие истинно художественных образцов национальной казахской музыкальной культуры, воспитание глубокого уважения к народному творчеству и музыке благородная и почётная миссия каждого педагога. Опираясь на требования сегодняшнего дня, цели и задачи нового стандарта был разработан проект «Приобщение детей к казахской национальной музыкальной культуре» для детей дошкольного возраста. Целью проекта «Приобщение детей к казахской национальной музыкальной культуре» является создание условий для приобщения детей к музыкальному наследию Казахстана, формирование основ гражданственности и патриотизма. В процессе реализации проекта решаются задачи: формирование навыков восприятия выразительных возможностей казахских народных произведений; развитие интереса и любви к национальной музыке; обогащение музыкальными впечатлениями; развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора; воспитание нравственно-эстетических чувств у дошкольников. Ожидаемый результат проекта – формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых не возможно органичное существование человека в окружающем нас мире. Основные принципы реализации проекта по приобщению детей к национальной музыкальной культуре: систематичность и последовательность; принцип деятельности - ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний; принцип креативности - Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребёнок может реализовать своё творческое начало. Реализация проекта ведется в нескольких направлениях: духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, рассматривание иллюстраций, макетов; прослушивание музыкальных произведений казахских композиторов); воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность); культурно-познавательное (экскурсии, встречи с интересными людьми). При организации системы работы по данным направлениям можно выделить следующие этапы: 1. Повышение уровня самообразования педагогов. Начиная вести работу, воспитатель прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное – материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. 2. Создание предметно-развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. В нашей группе оборудован музыкальный уголок, в котором собраны казахские национальные музыкальные инструменты. 3. Работа с детьми. Этот этап включает в себя: формирование элементарных представлений дошкольников о музыкальной культуре Казахстана, формирование навыков восприятия и содержания музыкальных произведений Казахстана. Знакомство с жанровым разнообразием музыкального наследия Казахстана. Формирование навыков анализа произведений на основе средств музыкальной выразительности. Дети поют несложные песенки на казахском языке, играют в народные игры, воспринимают кукольные постановки по казахским народным сказкам. 4. Работа с родителями. Важность работы по приобщению к казахской национальной музыкальной культуре необходимо объяснять и родителям. Таким образом, у современного дошкольника есть возможность изучать наследие казахской музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием. Казахский народ богат песнями. Хорошая песня ценилась дороже отар овец и косяков коней. Прививать любовь к казахской народной песне одна из задач проекта «Приобщение детей к казахской национальной музыкальной культуре». Малыши, исполняя мелодичные песенки («Балапан», «Тәй-тәй», «Әлди-әлди») не только приобщаются к народному творчеству, но и закрепляют знания казахского языка. Пройдя через такое элементарное знакомство с казахским творчеством, бытом и культурой к старшему дошкольному возрасту дети уже готовы к восприятию казахской инструментальной музыки. Богатое творческое наследие композиторов Казахстана предлагает большой музыкальный материал. Среди неисчислимых сокровищ казахского музыкального фольклора одно из главных мест принадлежит народной инструментальной музыке – кюям. Казахская инструментальная музыка делится на несколько видов: домбровые кюи, кобызовые и сыбызговые. Старшие дошкольники слушают не только домбровую музыку, но и произведения казахских композиторов в исполнении оркестра казахских народных инструментов. Музыкальные произведения разнообразны по своему социально – образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженную в различных музыкальных произведениях, дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Дошкольники эмоционально отзываются на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям и чувствам, которые переданы в музыке Таким образом, приобщение дошкольников к миру национальной музыкальной культуры способствует формированию таких качеств, как сознательность, уважение к историческому прошлому, воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, гражданином которой является, а это ни что иное, как залог гражданского становления личности. Литература 1. Акбаева Л.Н. «Специфика этноэстетического воспитания в Казахстане» Журнал «Білім-Образование», 2004 г, № 3. 2. Волков Г.Н. «Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи» журнал «Этнопедагогика в системе образования» №2, 2005г. 3. Г.Г. Корчевская «Приобщение дошкольников к музыкальному наследию Казахстана» КГКП «Ясли – сад №9 «Айгөлек» 071410, Республика Казахстан г.Семей, пр. Ауэзова 37 «Г» Телефон: 8(7222) 34-56-15, факс: 34-65-06, Е – mail: Aigolek 9@mail.ru. 4. Муналбаева У.Д. «Атамекен —очаг духовного воспитания», Журнал «Білім-Образование», 2004, № 4 5. Ушинский К.Д. М, «Педагогика» 1988 г, Собр. соч. Т. 2 6. Сейтешев А. «Национальный характер образования и особенности его становления», Журнал «Мысль», 2001 г, № 5 7. Сейтжаов З.Т. «Специфика этноэстетического воспитания в Казахстане» журнал «Білім образование» №3, 2004г. 8. Тихонюк Н.А. «Музыкальные шедевры классической и народной музыки как основы музыкально-эстетического воспитания в детском саду» журнал «Дошкольное образование в Казахстане» №2, 2006г. | |
Просмотров: 5974 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|